Оружие и юмор

anderman

Модератор
Команда форума
Сообщения
68.676
Адрес
г. Пермь
Катлас. Он же -- полусабля.

ad8ab8d2f0263484d9dd4583a09d58fc.jpg
 

TimeJedi

Активный участник
Сообщения
8.258
Адрес
Воронеж
Последнее редактирование:

anderman

Модератор
Команда форума
Сообщения
68.676
Адрес
г. Пермь
Клинок и навершие рукояти -- либо копис, либо фалькатта. Гарда -- сабельно-фальшионная. Лезвие -- фламберг. Короче -- мутант.
Фалькофлатесяткорчоп. :)

А так-то -- чоппа чоппой, если честно. Рубило -- оно и в Вахе рубило.
 

anderman

Модератор
Команда форума
Сообщения
68.676
Адрес
г. Пермь

anderman

Модератор
Команда форума
Сообщения
68.676
Адрес
г. Пермь
Экспериментальный боевой шагоход ШТ -1

Разработки ШТ-1 начались в межвоенный период. Первая мировая, прозванная «окопной войной», продемонстрировала неэффективность привычных пехотных прорывов и потребовала создания абсолютно нового типа наземной техники, способной без труда пересекать перепаханные взрывами поля, руины селений и разрушенные дороги. Такой техникой и должен был стать танк ШТ-1 – первая и единственная в мире модель шагающего штурмового орудия, которую удалось воплотить "в металле".

В апреле 1937 года автобронетанковое управление Красной Армии выдало заводу №184 тактико-технические требования на разработку “бронированной машины нового типа” с массой до 50 тонн, защищенной броней толщиной не менее 60-мм с возможностью установки различных типов вооружения. Предлагалась возможность установки, в зависимости от назначения боевой машины, 107-мм пушки, 122-мм гаубицы, или 152-мм гаубицы. Вспомогательное вооружение состояло из 45-мм пушки, крупнокалиберного пулемета в качестве зенитного вооружения и 20-мм танковой автоматической пушки.

Несмотря на всю сложность поставленной задачи, КБ завода удалось справиться с ней и уже к апрелю 1939 года новая боевая машина (по заводской нумерации объект 104), вышла на заводские испытания.

В течение года машина проходила заводские испытания, выявившие большое количество недостатков, которые устранялись по мере их выявления.

"... ЦАМО РФ, ф. 38 оп. 11356, д. 41 «Сведения военпреда ГАБТУ КА о выполнении заводом номер 184 заказа по изготовлению объекта 104»:

«Испытано пробегом 6 машин. В ходе испытаний выявились следующие дефекты :
а.) Замена дизель-мотора и электрогенератора по перегреву и малому давлению масла.
б.) Перегрев главного фрикциона.
в.) Ненадежная работа приводов наведения боковых башен.
г.) Высокая температура в боевом отделении.
д.) Неудовлетворительная работа механизмов гиростабилизации.»
В сентябре 1939 года, после устранения большей части дефектов, опытный образец об. 104, получивший во внутренней переписке новый индекс ШТ-1, был доставлен в Москву для показа членам правительства СССР и руководству КА ..." .

Демонстрация новой боевой машины произвела большое впечатление на политическое и военное руководство страны, и было принято решение выпустить партию машин для войсковых испытаний.

Боевое крещение новые машины приняли во время советско-финской войны. ШТ-1, а также новые опытные танки Т-100 и СМК, были отправлены на фронт, где должны были пройти проверку в боевой обстановке. В последствии в документах индекс ШТ-1 был изменен на КВ, с целью дезинформации.

Отличавшийся крайне высокой проходимостью, ШТ-1 обладал почти полной неуязвимостью к действию противотанковых мин и ежей, а благодаря необычному внешнему виду, внушал страх и сеял панику в рядах вражеских пехотинцев. 152-мм гаубица позволяла с минимальным расходом снарядов поражать бетонные доты, при этом, броню боевого отделения снаряды финских 37-мм пушек не пробивали, также, в связи с большой высотой ШТ-1 бесполезны были и “коктейли Молотова”. Из недостатков была отмечена плохая обзорность, и большая мертвая зона основного вооружения.

Удачный опыт первого боевого применения убедил даже самых пессимистически настроенных военных о необходимости подобного вида боевой техники, и было принято решение о запуске ШТ-1 в серию.

На июнь 1941 года, по разным источникам, было выпущено от 20 до 30 ШТ-1, все указанные образцы поступили в западные военные округа, но к началу войны не были достаточно освоены экипажами, также ощущался недостаток запчастей для новой техники, которая требовала большое количество различной электротехнической арматуры.

В ходе приграничного сражения лета 1941 года все достроенные ШТ-1 были потеряны. Однако некоторые из них успели “засветится” в боевых отчетах немецких войск.

Из доклада 14-й танковой дивизии Вермахта:

«...
Впервые в ходе кампании на Востоке, в этих сражениях мы столкнулись с новым типом боевых машин и ощутили полное превосходство 55-тонных шагающих танков... Наши танковые пушки 5см. KwK могли пробить броню только в уязвимых местах и на очень малых дистанциях (меньше 200м)… Броня наших танков не является препятствием для 15 см. бронебойных снарядов, и даже близкий разрыв фугасного снаряда часто приводил к пробитию брони осколками...Имеющиеся факты и, кроме того, впечатление, что русские знают о техническом превосходстве своих бронеходов, должны быть своевременно проработанны, чтобы избежать вреда, наносимого нашим танковым войскам... Борьба с русскими бронеходами и танками при помощи 8,8см зенитных орудий или 10см пушек не может быть достаточна сама по себе. Оба типа орудий весьма громоздки и в большинстве случаев уже бывают обнаружены, взяты под огонь и уничтожены еще при попытке выйти на огневую позицию...Для противодействия тяжелым русским танкам и бронеходам на рассмотрение выносятся следующие детализированные предложения:

Разработать наступательные виды вооружения для борьбы с тяжело-бронированными целями:

a) Помимо иных модернизаций, для скорейшего улучшения ситуации немедленно произвести копии 26-тонного танка, а также использовать захваченные неповрежденные 55-тонные русские бронеходы. Для каждого танкового полка нужна одна рота.
b) Создать 10-см самоходное противотанковое орудие. Не менее шести орудий нужны для каждого танкового полка.
c) Создать новый тип боеприпасов с улучшенной во много раз пробиваемостью.
d) Создать более мощную мину, которая бы выводила из строя 55-тонный бронеход. Как пример, четырех германских мин недостаточно для выхода из строя 55-тонного бронехода.

В начале войны немцам удалось захватить несколько пробных экземпляров, оставшихся без топлива и боеприпасов. Несмотря на то, что экипажи выполнили инструкцию и взорвали ручными гранатами свои машины, немцы смогли за несколько лет восстановить технику до рабочего состояния и она приняла участие в эпизодических боях. В немецкой армии трофейные ШТ-1 получили обозначение Pz.Kmpf.Lfr. 565(r).

В СССР в связи с тяжелой ситуацией на фронте и переездом военных предприятий на восток, было принято решение не возобновлять производство шагающих танков и сосредоточится на менее эффектных, но более эффективных, простых в производстве, освоении и обслуживании боевых машин с традиционном видом движителя.

После войны, вопрос о создании новых моделей шагающих танков поднимался несколько раз, но анализ современного поля боя, насыщенность боевых порядков войск орудиями высокой баллистики, танками, САУ, а также появление таких видов вооруженной борьбы как управляемые противотанковые ракеты, показал, что цели такой высоты легко обнаруживаются и поражаются в первую очередь. Также, первые испытания атомного оружия, в ходе которых один из прототипов ШТ-1 был установлен на Тоцком полигоне, показали высокую уязвимость шагающей конструкции к воздействию ударной волны в отличие от танков традиционного компоновки с их низким профилем. Кроме всего перечисленного, цена подобных боевых машин оказалась в 4-5 раз выше, чем цена гусеничного танка с аналогичной защищенностью и огневой мощью.

Три экземпляра предсерийной партии ШТ-1 были переданы США в рамках программы обмена разработками. Осенью 1941 года они были доставлены на Абердинский полигон и испытывались там в течении полутора месяцев. В качестве меры обеспечения секретности ШТ-1 во внутренней американской переписке были названы M35 Assault Tank.

Ниже приведены выдержки из отчета-доклада по испытаниям боевой бронированной машины нового типа.

«...
1. Броневой корпус
Выбор углов наклона броневых листов корпуса и башни указывает на превосходную снарядостойкость...
2. Вооружение
Огневое могущество значительно выше чем любого из наших танков и позволяет поражать практически все цели на поле боя, включая долговременные бетонные укрепления. Наряду с этим, дополнительное вооружение в виде 45-мм пушки обеспечивает высокую скорострельность при ведения огня по слабобронированным целям.
Дополнительные пулеметы надежны, очень простой конструкции, легко изготовляются и устанавливаются, также возможна замена пулеметов на пулеметы нашей конструкции..
3. Приборы прицеливания и наблюдения
Прицелы отличные, а смотровые приборы не отделаны, но весьма удовлетворительные. Общие пределы обзорности — хорошие.
4. Двигатель
Двигатель очень легок для своих размеров, так как большая часть деталей изготовлена из алюминия. Чувствуется стремление к компактности. Охлаждение двигателя не удовлетворяет требованиям наших (США) стандартов и если бы оно не компенсировалось самой конструкцией двигателя, то срок службы двигателя значительно бы сократился. Система воздушного запуска является дополнительным эффективным способом... Ее следует изучить как надежный вспомогательный метод запуска ...».

ОБЩАЯ ОЦЕНКА ТАНКА ШТ-1

«Русский шагающий танк, танк новой конструкции, сложный для массового производства полуквалифицированной рабочей силой. Танк обладает хорошей эксплуатационной скоростью, незначительным сопротивлением качению, недостаточным удобством в обслуживании. Плохое охлаждение двигателя ограничивает способность действовать в широком температурном диапазоне. Расход горючего и смазочных масел неприемлемые, внутренних топливных баков хватает на 30-40 минут движения на максимальной скорости. Хороший запуск, надежный двигатель. Плохие воздухоочистители и охлаждение усложняют уход за танком.»

Экспериментальный боевой шагоход ШТ -1-1.jpg
Экспериментальный боевой шагоход ШТ -1-2.jpg
Экспериментальный боевой шагоход ШТ -1-3.jpg
Экспериментальный боевой шагоход ШТ -1-4.jpg
Экспериментальный боевой шагоход ШТ -1-5.jpg
 
Сверху