02.04.2008
Юрий РУБЦОВ
Минобороны и Сердюков
Несмотря на то, что еще два года назад на самом высоком уровне было объявлено о завершении реформирования армии и флота, российское оборонное ведомство стоит сегодня (уже в который раз за последние годы!) на пороге очередных масштабных перемен.
Министром обороны Анатолием Сердюковым 21 февраля подписана директива, в соответствии с которой значительная часть военнослужащих, напрямую не связанных с боевой подготовкой – юристы, медики, офицеры тыловых служб, лица, занимающиеся охраной военной тайны, журналисты, преподаватели гуманитарных дисциплин в вузах, переводится на положение гражданских лиц. Планируется ликвидировать институт прапорщиков и мичманов, должностные обязанности которых должны взять на себя сержанты. Еще одна мера касается центрального аппарата: численность состава главных и центральных управлений министерства сокращается почти наполовину.
У тех людей, чье знание жизни армии не выходит за рамки бесконечного телесериала «Солдаты», такие меры наверняка встретят поддержку. Удивляться нечему: как минимум, со времен горбачевской «перестройки» культивируется у нас отношение к военнослужащим, как к дармоедам, и большинство «реформ» за последние 20 лет свелось, увы, к их выталкиванию из армии нередко без мер элементарной социальной защиты. Вот и здесь: мол, зачем врачу воинское звание, неужто он, оказавшись без погон, будет хуже лечить? А что на складах станет меньше прапорщиков, тоже неплохо: сохраннее будет армейское имущество.
Конечно, снявший погоны преподаватель истории или социологии от лишения его воинского звания своих знаний и умений не утратит. Но ведь он не только преподаватель, он еще и командир, и воспитатель. Ему с подопечными курсантами идти в учебный, а доведется – и в реальный бой.
Не все равно для дела и служебный статус медиков. Послушаем специалиста, бывшего начальника клинического госпиталя им. Н.Н. Бурденко генерал-майора медслужбы Вячеслава Клюжева: «Система подготовки военврачей очень сильно отличается от подготовки гражданских. Гораздо больше развито практическое направление. Да и учатся там по-другому. В гражданских вузах нет такого жесткого контроля. А не дай Бог будет еще одна заварушка вроде Чечни! Я абсолютно уверен, что гражданские врачи не справятся».
Если смотреть на мир из кабинета на Арбате, то положение не кажется таким драматическим. Но страна, к неудовольствию новоиспеченных реформаторов, не ограничивается Садовым кольцом. Взять отдаленный гарнизон, куда гражданского врача никаким калачом не заманишь. Там военврач не только солдат лечит, но и все местное население пользует, а подчас даже роды принимает. Став гражданским лицом, он, скорее всего, на старом месте не задержится, уедет. Вот вам и прямой путь к обострению социальных проблем и уже не только армии, но и целых регионов.
Подумал об этом целый взвод советников министра, пришедших с ним с прежнего места работы и рьяно взявшихся за ломку незнакомого им механизма?
А прапорщики и мичманы? Да, их немало служит на тыловых должностях, но еще больше – в экипажах подводных лодок и самолетов, в боевых расчетах ракетных войск и войск противовоздушной обороны. Скажем, в экипажах подводных ракетоносцев нет матросов и лиц сержантского состава, они укомплектованы исключительно офицерами и мичманами. Такой подход диктует сложность современной техники, а не чье-то желание произвольно увеличить численность военнослужащих со звездами на погонах. И тот, кто думает, что, сократив их численность, можно будет сэкономить, жестоко ошибается. Расходы во много раз увеличатся, когда ошибочность принятого решения станет очевидной для всех. Никакие сержанты-контрактники в современных условиях не в состоянии заменить ни офицеров, ни прапорщиков.
Что касается нечистых на руку начальников военных складов, то ведь вороватых кладовщиков, товароведов и заведующих базами на гражданке не меньше. Тут погоны ни при чем.
А почему «рубят» на 40 процентов штаты главных и центральных управлений Министерства обороны? Причем сокращают огульно, по-бухгалтерски. Кардинальное и непродуманное реформирование центрального аппарата приведет к фактическому изгнанию из министерства профессионалов, которых и сегодня в дефиците.
Содержание и главная цель любой реформы в военной организации – это повышение боеготовности войск и сил флота. Какую роль в этом деле могут сыграть непродуманные действия, легко проследить на примере перевода главкомата ВМФ из Москвы в Санкт-Петербург, которого добивается команда министра обороны. При этом посчитали необходимым узнать мнение Валентины Матвиенко, а посоветоваться с флотоводцами «забыли». Может быть, потому, что заранее знали - их поддержки не будет?
Говорит адмирал Виктор Кравченко, бывший начальник Главного штаба ВМФ: «Это приведет к нарушению взаимодействия с высшим военным командованием страны. В Военно-Морском Флоте многие десятилетия такая система существует с привязкой к столице. Органы военного управления ВМФ размещены в Москве в шаговой доступности друг от друга. Система командных пунктов, связи, инфраструктура Москвы и Подмосковья позволяют успешно решать задачи, возложенные на главкомат ВМФ в мирное и в военное время. В Санкт-Петербурге этого нет». С коллегой солидарен бывший командующий Черноморским флотом адмирал Владимир Комоедов: «Возникнет чехарда, которая приведет к потере боевого управления как силами общего назначения флота, так и морскими стратегическими ядерными силами. Это недопустимо для такого государства, как Россия».
Что произойдет? А произойдет то, что главкомат ВМФ, управляющий одной из трех составляющих ядерной триады, будет выведен из-под зонтика противоракетной обороны, существующего над Москвой, и передислоцирован в регион, находящийся в зоне действий тактической авиации НАТО. Это нужно «реформаторам»?
Общественность уверяли, что новая министерская команда пришла навести порядок в расходовании средств военного бюджета. «Новый порядок» выглядит таким образом, что по самым минимальным расчетам затраты на передислокацию главкомата ВМФ составят не меньше 26 млрд. рублей (реально - много больше). И это тогда, когда не хватает денег на строительство кораблей, на сооружение жилья для военнослужащих.
В СМИ уже высказаны соображения о том, что
под видом реформаторов в Минобороны пришла команда менеджеров, поставившая своей задачей отчуждение значительной, наиболее доходной части закрепленного за военным ведомством движимого и недвижимого имущества с целью дальнейшей его приватизации. На таком фоне вопросы повышения боеготовности и боеспособности ВС неизбежно отходят на второй план.
Анатолий Сердюков тем или иным путем расстался с военачальниками, в ведении которых находились наиболее серьезные финансовые потоки и наиболее привлекательные объекты недвижимости и земельные участки – начальником вооружения ВС, начальником Службы расквартирования и обустройства, начальником Главного бронетанкового управления, начальником Главного военно-медицинского управления. На их места, в первую очередь, в строительном комплексе назначены люди, близкие к Сердюкову, но так же, как он, далекие от армии, хотя преуспевшие в разработке программы приватизации имущества.
На очереди объекты в центре Москвы и Санкт-Петербурга – здание Главного штаба ВМФ в Большом Козловском переулке, комплекс Военной академии РВСН имени Петра Великого на набережной Москвы-реки, недалеко от Кремля, особняк, где до последнего времени располагалась Служба расквартирования и обустройства в Большом Знаменском переулке. Официально объявлено, что Минобороны России в 2008 г. планирует продать на аукционах 20 военных городков по всей территории страны. Как заявил РИА Новости временно исполняющий должность начальника Управления информации и общественных связей Минобороны РФ Ильшат Байчурин, «планируется выставить на аукцион объекты, размещенные в Москве, Санкт-Петербурге, Калининграде, Владивостоке, Вологде, Перми, Кирове, Краснодаре и ряде других городов… Реализация военных городков никоим образом не скажется на состоянии обороноспособности государства, так как на аукционы будет выставляться только то недвижимое военное имущество, которое по заключению военных экспертов ни сейчас, ни в будущем не понадобится Минобороны России, но в тоже время представляет интерес для коммерческих структур».
Что говорить, сегодня пренебрегать «интересом» коммерческих структур – недальновидно, но, полагаем, что для Минобороны интересы военнослужащих должны носить все же приоритетный характер. Земля в перечисленных местах могла бы быть использована под строительство жилья для людей в погонах. Тем самым и обороноспособность повышалась бы, и острота социальных проблем снижалась. Но так думают не все.
Первый открытый аукцион высвобождаемого недвижимого военного имущества Минобороны РФ проведет 8 апреля. В качестве лотов будут выставлены два военных городка на территории Москвы: один – на Левобережной улице (начальная цена – 1,14 млрд. рублей), второй – на Рублевском шоссе (2,59 млрд. рублей).
Обращает на себя внимание фактическое игнорирование Анатолием Сердюковым и его командой требований закона. Они продают то, что им не принадлежит. Все движимое и недвижимое имущество есть собственность государства в лице Российского федерального фонда имущества, Минобороны же выступает лишь арендатором. Не случайно против аукционов, которые наметило провести МО, выступил глава РФФИ Юрий Петров. «…Продавцом должен быть РФФИ, – заявил он. – Минобороны может участвовать в продаже на основе агентского договора, но не как самостоятельный продавец… Это неправильно, чтобы те же организации, которые владеют имуществом, сами же его и продавали».
Перемены в российской армии жизненно необходимы. Более того – многие квалифицированные военные эксперты говорят о необходимости строительства по существу новой армии. Многие военачальники, значительная часть общественности выступают лишь против «реформирования по-сердюковски», когда решения принимаются в келейной обстановке, без глубокого изучения проблемы, без совета с компетентными специалистами, когда режут по-живому. И что это за «военное реформирование», если во главу угла поставлена реализация коммерческих проектов?
А в результате для России возникает угроза разрушения остатков более или менее дееспособной армии, и обороноспособность страны ставится в зависимость от коммерческих расчетов высокопоставленных бухгалтеров.
Происходящее ныне в Министерстве обороны доказывает: военное строительство слишком сложно, чтобы им занимались непрофессионалы.
Источник:
http://fondsk.ru/article.php?id=1323