Ёжик написал(а):
И еще вопрос, в комиссии сидели люди технически подкованные?
Для иллюстрации технической компетенции подобных комиссий цитата
(касательно другой машины, но того же времени, так что состав комиссии
(скорее всего) мало отличен):
"18 ноября 1931 г. комиссия предъявила отчет, в котором, в частности, говорилось:
«Специальная Комиссия в составе председателя т. БОКИС — Начальник ТУУММ, и членов: т. ЛЕБЕДЕВА - Председателя НТК УММ, ДЕРЕВЦОВА -Начальника УСУ УММ, тт. БЕГУНОВА, БРАВЕРМАН и РОЖКОВА, членов НТК УММ, т ГИНЗБУРГ - Нач. КБ № 3 ОРПО, т. ЗАСЛАВСКОГО - Зам нач. КБ № 3 ОРПО, т. ИВАНОВА - пом начальника КБ № 3 ОРПО, т СИМСКОГО - Нач. ГКБ Завода Большевик, т. ТОСКИНА - Нач. Т2 ГХПЗ, организованная согласно приказания Зам. Председателя РВС СССР т. ТУХАЧЕВСКОГО, после рассмотрения чертежей, расчетов по машинам Д-4, Д-5 и Д-38, а также после ознакомления с макетом машины Д-5 и с макетом боевого отделения машины Д-38 и после доклада и раз»яснений по указанным машинам конструктора их т. ДЫРЕНКОВА пришла к следующим выводам:
1. Конструкция танка Д-4 имеющего колесный, гусеничный и жел.дор. ход и подводную проходимость, предложенная т. ДЫРЕНКОВЫМ, фактически в данный момент не существует, так как в процессе разработки машины выяснилась невозможность применить автомобильный колесный ход и использовать два мотора Геркулес мощностью 106 сил.
2. Комиссия констатирует, что тов. ДЫРЕНКОВ с заданием по конструированию танка Д-4 не справился и был вынужден на основе своей конструкции Д-4 приступить к разработке и постройке нового танка Д-5 с мотором М-17 мощностью 500л.с. В конструкции оставлены: гусеничный и железно-дорожный ход и подводная проходимость. Автомобильный колесный ход, запроэктированный для машины в 12 тонн, снят за невозможностью его выполнения для машины Д-5 весом 25 тонн.
3. Конструкция танка Д-5, предусматривающая изжитие дефектов и конструктивных неполадок, выявленных т. ДЫРЕНКОВЫМ во время работы с танком Д-4, имеет, по мнению омиссии, следующие крупные недостатки:
а/Носовая часть корпуса неудачна, так как вследствие налиния больших мертвых пространств наблюдение за дорогой затруднительно для водителя.
б/Расположение вооружения данного класса машины/тип ДД/не дает возможность удовлетворительно использовать мощность установленного вооружения.
в/В машине Д-5 поверхность охлаждения радиатора взята избыточной против Кристи и поставлен более мощный вентилятор. Однако, по мнению омиссии, надежность охлаждения не является достаточно обезпеченной, так как затрудненные проходы потоков воздуха потребуют специальный мощный вентилятор повышенным давлением, что трудно осуществимо в отведенных для него габаритах.
г/Трансмиссия, состоящая из двух коробок скоростей, имеет избыточный запас прочности в своих основных деталях, о-миссия считает эту конструкцию нецелесообразной и полагает, что обычная конструкция коробки скоростей даст значительную экономию в размерах машинного отделения, а, следовательно, и в весе танка.
д/бортовые фрикционы по своим размерам достаточны для обеспечения работы танка. Однако, конструктивное выполнение их неудачно, так как размешенные вне корпуса бортовые фрикционы, не имеют достаточной герметизации, предохраняющей от попадания в них грязи, воды и снега, что повлечет за собой ненормальный износ их и отказ в работе...
е/система подвески поддерживающих колес с весьма ограниченным ходом их вниз не приемлема, вследствие ненадежности работы ее на пересеченной местности.
ж/конструкция механизмов для подводного хождения нуждается во всесторонней проверке.
3. На основании вышеизложенных соображений Комиссия считает танк Д-5 экспериментальной машиной для проверки работы железно-дорожного и гусеничного хода, который может быть использован для мото-броне-вагонов и мощных танков и подводной проходимости. Танк не может служить образцом для серийного производства...» (10733,117)."