Продолжаем тему прогнозов.
Сценарий прорыва в будущее
Илья КОНСТАНТИНОВ.
"Красная звезда"
Вышедший недавно в издательстве «Европа» сборник работ нескольких авторов под общим названием «Приоритетные национальные проекты – идеология прорыва в будущее» (Москва, издательство «Европа», 2007), несомненно привлечет внимание вдумчивого читателя. И дело не только в чрезвычайной актуальности проблематики национальных проектов и даже не в том, что предисловие к книге написано первым заместителем председателя Правительства РФ Дмитрием Медведевым.
Наше общество остро нуждается в прорывных идеях, способных наметить хотя бы основные вехи поступательного движения в будущее, обозначить промежуточные этапы и критерии оценки сложного процесса, который в обобщенном виде может быть назван Возрождением России.
Не случайно Дмитрий Медведев, говоря об историческом значении приоритетных национальных проектов, подчеркнул стратегический характер положенной в их основу идеологии: «Масштаб и многогранность национальных проектов позволяют говорить о том, что сама их идея выходит далеко за рамки отдельных, пусть даже очень крупных государственных программ. Речь идет об изменениях, которые отражаются и будут отражаться на социально-экономической, психологической, общественной и, в конечном счете, политической сферах развития страны. В предлагаемом сборнике рассматриваются некоторые аспекты реализации приоритетных национальных проектов, их взаимосвязи с новой социально-экономической политикой и стратегией опережающего развития России».
Основная задача авторов рецензируемой книги – проанализировать многостороннее влияние приоритетных национальных проектов на развитие человеческого потенциала нашей страны.
Понятие «человеческий потенциал» - ключевое для понимания основных тенденций в развитии современного общества, государства и экономики. Особенное значение оно имеет в сегодняшней России, которая переходит в качественно новое состояние, - от стабилизации к развитию. Развитию, которое, по определению главы государства, должно быть опережающим. И не только в экономическом, но и в социальном смысле. Собственно в этом и заключается сверхидея новой социально-экономической политики и приоритетных национальных проектов.
Сегодня стало ясно, что главной политико-идеологической задачей общества и государства на нынешнем этапе глобализации, основой их деятельности стал Человек, развитие его материальных, интеллектуальных и духовных возможностей.
Ускоренное развитие человеческого потенциала становится, таким образом, не только приоритетом социально-экономического развития, но и главной задачей, стоящей перед нацией. Значение человеческого потенциала ярко проявляется в экономике и политике государств-лидеров мирового развития. Центром приложения главных усилий развитых государств становится человек. Чем больше возможностей - образовательных, интеллектуальных, информационных и т.д. - будет иметь каждый член общества, тем выше интеллектуальный ресурс всей нации и государства, тем динамичнее темпы роста экономики, тем значительнее возможности общества.
Среди основных составляющих национального богатства – человеческого потенциала, природного капитала и воспроизводимого капитала – в Западной Европе и в Северной Америке первый из них, согласно некоторым расчетам, составляет от 70 до 76 процентов. В России тот же показатель равняется 50 процентам.
Обсуждая тему потенциала человеческой личности как главного фактора экономического и социального развития общества и государства, невозможно обойти вниманием тему демографии.
Ситуация в демографической области для России складывалась неблагополучно еще во времена СССР, но с начала 1990-х годов можно говорить уже о глубоком демографическом кризисе, а по мнению некоторых экспертов, даже о демографической катастрофе. С начала 1990-х годов население России устойчиво сокращалось на 700 – 800 тыс. человек в год.
При этом даже миграция, которая имела значительные масштабы в первой половине 1990-х годов, не компенсировала этой тенденции.
Таким образом, к 2006 году стало очевидно, что если существующая тенденция депопуляции сохранится, то (по разным оценкам) она приведет к тому, что к 2025 году на территории нынешней России будет проживать от 100 до 125 млн. человек, а к 2050 году - менее 70 млн. человек.
Причины и последствия демографического кризиса в России комплексные. Но главный итог - депопуляция территории, исчезновение нации - становится вполне предсказуемым. Очевидно, что меры по преодолению демографического кризиса должны иметь приоритетный характер. Такая приоритетность в самой общей форме была обозначена в Послании Президента РФ Владимира Путина 11 мая 2006 года, а затем в поручении первому вице-премьеру Дмитрию Медведеву заниматься вопросами демографии. Это, в свою очередь, привело к тому, что в июне 2006 года Совет по реализации приоритетных национальных проектов (ПНП) был реорганизован в Совет по реализации ПНП и демографической политике. Таким образом, логически, экономически и организационно механизмы реализации ПНП и механизм исправления демографической ситуации были объединены под руководством первого заместителя председателя Правительства РФ Д.А. Медведева.
Эти первые шаги уже дали результаты через год, что показывает оправданность и перспективность такой политики. В начале 2007 года рождаемость в России впервые за все последние годы превысила смертность: начали давать отдачу шаги по улучшению ситуации в первичном медицинском звене, скорой помощи, организации предоставления высокотехнологичных медицинских услуг.
Авторы книги уделяют большое внимание социально-экономической составляющей человеческого потенциала.
Социально-экономическая роль государства в решении демографической проблемы вообще и человеческого потенциала в частности принципиально важна.
В наши дни сущность социальной политики серьезно изменилась. От обеспечения минимальных запросов трудящихся она эволюционировала в политику обеспечения качества жизни и качества человеческого потенциала, где такие критерии, как творчество и свобода выбора, стали ведущими социальными критериями.
Говоря о новой роли государства в решении социальных и демографических задач, следует отметить, что эта тема стала крайне актуальной для России еще в 1990-е годы, когда вопреки существующим в мире тенденциям правящая элита пыталась игнорировать как социальные, так и демографические проблемы. В то же время в развитых странах в дополнение к традиционным функциям государства во второй половине ХХ века стала ускоренно формироваться, в качестве важнейшей, функция социальной ответственности государства. В России эта тенденция откровенно игнорировалась.
Ошибочно считалось, что либерализм не предполагает роста ответственности государства за социальное благополучие нации. Что абсолютно не соответствовало действительности: в разных странах с различной степенью влияния либерализма всю последнюю треть ХХ века отмечалась устойчивая тенденция роста социальной ответственности государства, социализации не только его экономической, но и внутренней и даже внешней политики.
В этой связи понятна роль ПНП как дополнительного механизма (но только дополнительного, а не основного) в социальной политике государства, ориентированного на повышение уровня социально незащищенных слоев населения.
В свете этого представляется вполне оправданным и даже необходимым введение новых критериев развития государств. В эпоху перехода к информационному обществу уровень развития государства квалифицируется прежде всего по индексу развития человеческого потенциала (ИРЧП). Эти критерии должны стать базовыми для оценки эффективности деятельности всех элементов государства и общества.
Индекс развития человеческого потенциала включает в себя не только душевой валовый внутренний продукт (ВВП), который может расти, например, за счет сокращения численности населения при сохранении тех же объемов ВВП или только за счет роста экспорта энергоресурсов, но и показатели уровня образования, продолжительности жизни и т.д.
Ключевая мысль авторов, придающая новизну и оригинальность сборнику, сводится к утверждению, что будущее принадлежит экономике знаний.
Чтобы не злоупотреблять сложными определениями, воспользуемся самым простым: экономика знаний - это экономика, в которой главной производительной силой является наука. А соответствующее такой экономике общество - общество знаний - характеризуется высочайшим уровнем развития творческого потенциала человеческой личности как носителя и генератора знаний.
При этом производственные отношения остаются рыночными по форме, но постепенно наполняются новым содержанием, становясь все более обобществленными, государство все интенсивнее участвует в экономической жизни, прежде всего как главный спонсор фундаментальной науки. Да и в целом роль государства в современном обществе имеет тенденцию к постоянному росту, что связано как с требованиями развития социальной сферы, так и с обострением ряда глобальных проблем.
Мир стремительно эволюционирует, и в этом динамичном мире отставание равнозначно поражению, поскольку новое общество так же далеко от идеалов гуманизма, как и старое. В этих условиях стратегия инновационного развития для России оказывается безальтернативной:или наша страна совершает скачок в будущее, создав отечественный вариант общества знаний, или мы скатываемся в лагерь вечных аутсайдеров.
Насколько реален «прорыв в будущее»? Читайте книгу. Там вы найдете ответ на этот и многие другие актуальные вопросы сегодняшнего дня.
Мысли интересные, но вот готовы ли жители России идти на прорыв?