Ракета-торпеда "Шквал”

vlad2654

Модератор
Команда форума
Сообщения
15.918
Адрес
г. Ставрополь
Lanteh
Речь насколько я понял идет не о противолодочных ракетах, а конкретно о "Шквале", а у него дальность до 10 км (по крайней мере у "Шквала-Э"). По профилю "вода-воздух-вода-цель" работают противолодочные ракеты с обычными торпедами в качестве БЧ
 

Barbudos

Активный участник
Сообщения
24.482
Адрес
Санкт-Петербург
Lanteh написал(а):
Не знаю есть ли в природе Шквал-3.
Это с выставки "Рособоронэкспорт 2005". На стенде было написано "Шквал-3". ТТХ -обычного "Шквала". Он тоже НЕ управляемый. В том смысле, что самонаведения у него нет. Он просто тупо программируется на разворот и следование определенным курсом на заданной глубине. Ревет он, как "Протон" на старте, что там ГАС-ГСН услышишь.....
Lanteh написал(а):
есть варианты для спец. зарядов (базовые).
До недавнего времени, он комплектовался ТОЛЬКО спецБЧ.
Слухи про его "дистанционное управление" все время ходят, но ни одного подтверждения (достаточно квалифицированного) я не нашел. Хотелось бы, конечно...Только не в плане " нет-есть", а "КАК?" Вот это меня больше всего интересует....
 

Lanteh

Активный участник
Сообщения
5.031
Адрес
Россия (Russia)
Barbudos написал(а):
Только не в плане " нет-есть", а "КАК?" Вот это меня больше всего интересует....

На сколько мне известно:
ИМХО
1) Торпеда запускается в заданный район (с учётом движения цели, с опережением (хотя это не значительно при таких скоростях, но удар точнее) по предварительному целеуказанию (в том числе типа цели, подводная лодка, корабль (какой именно из группы: авианосец; крейсер...)). Траектория тоже задаётся до пуска (она зависит от расстояния до цели, если цель близко торпеда из воды не уходит).
2) торпеда пошла, вышла на поверхность идёт в заданный район (возможно корректирование данных с помощью радиокоманд (если это корабль), если подлодка просто в заданный район.
3) на расстоянии N км до цели она уходит под воду, там два варианта самонаведение по шуму винтов цели (причем конкретной из группы, "нужный шум" программируется в торпеду до пуска), также заявлено что она гарантированно не отвлекается на ложные цели, может наши умудрились и сонар на ней разместить. Вариант дистанционного управления с помощью акустических сигналов с носителя за N-x расстояния до цели, на торпедах со спец. боевой частью, что называется "в последний момент". :study:
 

Barbudos

Активный участник
Сообщения
24.482
Адрес
Санкт-Петербург
Lanteh написал(а):
на расстоянии N км до цели она уходит под воду, там два варианта самонаведение по шуму винтов цели (причем конкретной из группы, "нужный шум" программируется в торпеду до пуска), также заявлено что она гарантированно не отвлекается на ложные цели, может наши умудрились и сонар на ней разместить. Вариант дистанционного управления с помощью акустических сигналов с носителя за N-x расстояния до цели, на торпедах со спец. боевой частью, что называется "в последний момент". Изучаю
Все это хорошо. Теоретически. Беда только в том, что даже ГАС АПЛ глохнут от шума "Шквала". Напрочь.... Их вообще на прием выключают при этом. До тех пор, пока он не подорвется.....О том, чтобы разместить ГА ГСН на нем, и речи быть не может. Для примера: мой тестюшко, работая в ЦНИИ Крылова неоднократно участвовал в испытаниях. В ЦП АПЛ народ уши руками зажимал при пуске.....Это не смотря на наглухо закрытые межотсечные переборки, на слой резины, легкий корпус, ЦГБ, прочный корпус и прочее, что отделяет ЦП от воды....
 

marinel

Активный участник
Сообщения
26.489
Адрес
Санкт-Петербург
Barbudos написал(а):
Все это хорошо. Теоретически. Беда только в том, что даже ГАС АПЛ глохнут от шума "Шквала". Напрочь.... Их вообще на прием выключают при этом. До тех пор, пока он не подорвется.....О том, чтобы разместить ГА ГСН на нем, и речи быть не может. Для примера: мой тестюшко, работая в ЦНИИ Крылова неоднократно участвовал в испытаниях. В ЦП АПЛ народ уши руками зажимал при пуске.....Это не смотря на наглухо закрытые межотсечные переборки, на слой резины, легкий корпус, ЦГБ, прочный корпус и прочее, что отделяет ЦП от воды....
Дык это же помимо чисто боевого, еще и психологическое оружие. Представляете какой на Огайо шухер поднимается. :grin: :grin:
 

vlad2654

Модератор
Команда форума
Сообщения
15.918
Адрес
г. Ставрополь
Lanteh
То, что вы написали больше всего подходят к "нормальным" торпедам, которые после входа в воду в конце воздушного участка траектории начинают поиск именно с использованием систем самонаведения. Никогда не случал, чтобы "Шквал" использовался в таком режиме, а именно как БГ для ракеты
 

Lanteh

Активный участник
Сообщения
5.031
Адрес
Россия (Russia)
Barbudos написал(а):
О том, чтобы разместить ГА ГСН на нем, и речи быть не может
Раньше так думали и о движении под водой с такой скоростью. :OK-)
1) Шумы бывают разные, можно уши закрывать, можно крыс отпугивать, а можно использовать "не забитые" посторонним шумом пробелы для полезного акустического сигнала.
2) может этот рёв для того и создан, чтобы на вражеской подлодки ГАС отключили (что-то в роде РЭБ).

vlad2654 написал(а):
То, что вы написали больше всего подходят к "нормальным" торпедам, которые после входа в воду в конце воздушного участка траектории начинают поиск именно с использованием систем самонаведения. Никогда не случал, чтобы "Шквал" использовался в таком режиме, а именно как БГ для ракеты

Тема "Шквал" и я ничего не путаю, речь о втором поколении и новых наработках. :study:
 

Barbudos

Активный участник
Сообщения
24.482
Адрес
Санкт-Петербург
marinel написал(а):
Дык это же помимо чисто боевого, еще и психологическое оружие. Представляете какой на Огайо шухер поднимается.
Да уж....Не хотел бы я быть на месте цели....Наверное, "неприятно" слышать этот нарастающий рев без всяких гидрофонов....

Добавлено спустя 6 минут 58 секунд:

Lanteh написал(а):
может этот рёв для того и создан, чтобы на вражеской подлодки ГАС отключили
Шум от Шквала "создать" или "не создать" нельзя. Как нельзя сделать малошумную ракету "Искандер". Но у "Шквала" двигатель мощнее намного. Поэтому он и работает на литии, поскольку обычный РДТТ требуемую мощность не обеспечивает. В принципе ракетные торпеды были испытаны и во ВМВ и сразу после. На обычных РДТТ. Только дальности там смешные удалось получить, емнип, 0,5-1 км.
 

АлександрОВ

Активный участник
Сообщения
1.031
Адрес
РОССИЯ, Липецк
Зря создали еще одну тему.
Все уже выяснено про двигатель, шум, каверну, возможность активного наведения со ссылками и фотографиями. http://www.rusarmy.com/forum/topic4049-160.html
1. Двигатель комбинированый турбоводометный + стартовый ускоритель.
2. Шум в воде от реактивного двигателя РАТ 52 0,1-02 бара, от водомета Шквала по всей видимости на порядок меньше.
3. Все реактивные торпеды проектировались с активным наведением. О наличие онного на Шквале с ЯБЧ скорее всего нет, на Шквале-Э осталось под вопросом, но принципиальных трудностей никаких.
4. Каверна на Шквале поддуваемая.
 

Barbudos

Активный участник
Сообщения
24.482
Адрес
Санкт-Петербург
АлександрОВ
Да, прочитал. Все-редкостный бред: про две ступени, про "турбоводометный двигатель" с турбиной (особенно смешно), про шумность (еще смешнее)..... Я с тех пор все это выяснил у спецов. Не забыл и не поленился. Но поскольку вас эта бредятина вполне устраивает, то я тут пас. Перечитывайте вашу ссылку. Раз уж так нравится... :grin:. Пожалуйста-пожалуйста......
С уважением,
Но на эту тему больше говорить не буду.
 

vladimir-57

Активный участник
Сообщения
5.411
Адрес
Питер - Germany - Costa del Silencio
АлександрОВ написал(а):
3. Все реактивные торпеды проектировались с активным наведением. О наличие онного на Шквале с ЯБЧ скорее всего нет, на Шквале-Э осталось под вопросом, но принципиальных трудностей никаких.
чтобы было активное наведение, нужно установить гидрофоны, которые воспринимают колебание в воде, а на шквале нет полноценного соприкосновение с водой, торпеда летит в каверне, в каком месте она будет снимать шум??? если только свой

вообще слышал краем уха, что в связи с тем, что дальность у шквала маленькая, хотели сделать комбинированную торпеду, т.е. сначала она идёт как обычная, а когда цель засечена самой торпедой, срабатывает скоростная часть. за достоверность не ручаюсь.
 

vlad2654

Модератор
Команда форума
Сообщения
15.918
Адрес
г. Ставрополь
Lanteh написал(а):
Тема "Шквал" и я ничего не путаю, речь о втором поколении и новых наработках.
Тогда, плз, факты в студию. На каких ракетах она устанавливается в качестве ГЧ и прочее.
 

Lanteh

Активный участник
Сообщения
5.031
Адрес
Россия (Russia)
vlad2654 написал(а):
Тогда, плз, факты в студию. На каких ракетах она устанавливается в качестве ГЧ и прочее.
А кто говорил про ракеты?
Речь шла о самой ракете-торпеде "Шквал", как единого изделия.
 

АлександрОВ

Активный участник
Сообщения
1.031
Адрес
РОССИЯ, Липецк
Barbudos написал(а):
Перечитывайте вашу ссылку. Раз уж так нравится... . Пожалуйста-пожалуйста......

http://www.ktrv.ru/press/43/46/199/658/ ... 4c8c6681da
Чем Вас не устраивает?
Barbudos написал(а):
про "турбоводометный двигатель" с турбиной (особенно смешно), про шумность (еще смешнее).....
Не две. Одна - комбинированный двигатель. Чем вы против водомета? Или может против трубины направлена Ваша неприязнь? Шумность водомета не больше чем у обычного винта.
Barbudos написал(а):
Я с тех пор все это выяснил у спецов. Не забыл и не поленился.
И в итоге, судя по всему, инфы разумеется ноль?
Barbudos написал(а):
Но поскольку вас эта бредятина вполне устраивает, то я тут пас.
Млин, как всегда на самом интересном месте. Ну-ну..
 

Barbudos

Активный участник
Сообщения
24.482
Адрес
Санкт-Петербург
АлександрОВ написал(а):
Не две. Одна - комбинированный двигатель. Чем вы против водомета? Или может против трубины направлена Ваша неприязнь? Шумность водомета не больше чем у обычного винта.
Ладно уж. Последний раз..... :grin:
Я вас огорчу, но в двигателе "Шквала" нет НИ ОДНОЙ вращающейся детали. И вообще, деталей нет, кроме клапана подачи воды к литиевому топливу. Это обычный твердотопливный ракетный двигатель. Необычного в нем только то, что топливо -литий, а второй компонент -вода. Отсюда -огромная мощность. И температура в 20м за двигателем +800 град С. А при испытаниях в воздухе (при принудительном подводе воды), опасная зона для нахождения человека - более 100м. (еще бы, выбрасывает чистую раскаленную щелочь, LiOH) Мощность -примерно, как у приличной МБР. Шумит так же.

Добавлено спустя 7 минут:

Lanteh написал(а):
Речь шла о самой ракете-торпеде "Шквал", как единого изделия.
"Шквал" не имеет никакого отношения к ракето-торпедам, типа Асрок. Это -РАКЕТНАЯ торпеда. В смысле, торпеда с ракетным двигателем.

Добавлено спустя 11 минут 32 секунды:

Вот еще цитата:
"Ракетная торпеда не имеет системы самонаведения, вся информация закладывается в автопилот перед пуском. Казалось бы, это недостаток комплекса. Но не тут-то было. Такая система застрахована от помех и реагирований на ложные цели. Рули ракеты с невероятным упорством направляют ее только вперед по заданному курсу." (с).
http://ruspodlodka.narod.ru/st/shkval.htm

Добавлено спустя 1 минуту 18 секунд:

И еще:
Один из американских журналов писал по этому поводу: "Создание реактивных торпед было крупным достижением в развитии подводного оружия. Насколько известно, запрета против них нет до сих пор. Американцы далеко позади в развитии этого вида технологий".

Это не совсем так. Именно американцам принадлежит рекорд подводной скорости — 1549 м/сек. Это быстрее, чем скорость звука в воде. Так что нельзя сказать, что они безнадежно отстали. Другое дело, что все эти работы экспериментальные и до создания надежной, испытанной реактивной торпеды им далеко.

Добавлено спустя 6 минут 38 секунд:

И вот еще, более-менее здравомыслящая инфа:
"Разработка противолодочной торпеды "Шквал" началась по постановлению Совета Министров N 111-463 от 13 октября 1960 г. Проектирование торпеды поручили НИИ-24 (в настоящие время ГНПП "Регион"). Эскизный проект торпеды был утвержден в 1963 г. Согласно ему, дальность хода ракет должна была составлять 15-20 км, а скорость хода на маршевом участке - 100 м/с (метров в секунду) - свыше 194 узлов!. Новая ракета входит в стандартные торпедные аппараты подводных лодок.
Создан экспортный вариант подводной ракеты "Шквал-Е". Она способна развивать скорость до 200 узлов (около 100 метров в секунду) в подводном положении. Принцип действия скоростной ракеты состоит в следующем: экипаж подлодки (корабля, берегового расчета), обнаружив цель (корабль или подлодку), определяет ее характеристики (скорость, дистанцию, направление движения) и "сбрасывает" эти данные в автопилот "Шквала". Ракета выстреливается, выходит на оптимальную глубину и включает ракетные двигатели. Головки самонаведения у "Шквала" нет. Она реализует программу, заложенную в компьютер. Поэтому скоростная подводная ракета абсолютно помехозащищена. "Шквал-Е" разрешен для экспорта .
Первые опытные пуски торпед начались в 1964 г. на озере Иссык-Куль. А с мая 1966 г. макеты торпеды отстреливались с дизельной подводной лодки С-65 в районе Феодосии. Испытания опытного образца торпеды, имевшего индекс М-4, прекратились в 1972 г. из-за несовершенства конструкции. Вскоре был создан улучшенный образец торпеды М-5. Постановлением Совмина СССР от 29 ноября 1977 г. противолодочный комплекс "Шквал" с торпедой М-5, получивший шифр ВА-111, был принят на вооружение ВМФ.
Российская ракето-торпеда "Шквал", по общему признанию ведущих военных экспертов мира, сегодня не имеет аналогов, хотя она уже 23 года находится на вооружении ВМФ. Более того, в конце
1970-х годов ученые Пентагона, занимавшиеся проблемами больших скоростей под водой, пришли к выводу, что подобное изобретение... технически невозможно. После чего американские военные со спокойной совестью стали рассматривать информацию о подобных разработках, поступавшую по каналам разведки, как обыкновенную "дезу" и очередной блеф противников. В СССР же шли финальные испытания ракеты.

В 50-70-х годах в Советском Союзе впервые в мире создан принципиально новый вид оружия, не имеющий аналогов и прототипов за рубежом, - скоростные подводные кавитирующие ракеты. Его новизна заключается в движении под водой в режиме развитой кавитации (отрывного обтекания), когда основная часть корпуса ракеты охвачена парогазовой полостью-каверной. При этом резко снижается гидродинамическое сопротивление и достигается высокая скорость подводного движения ракеты, в 3-5 раз превышающая скорость обычных торпед, движущихся в режиме сплошного (безотрывного) обтекания. Достижения в области высокоскоростного подводного движения ракет прежде всего обусловлены фундаментальными исследованиями неуправляемого движения тел в режиме развитой кавитации, взаимодействия реактивной струи (газовой, газожидкостной, водяной) с каверной, длительного устойчивого управляемого движения при кавитационном обтекании тела.
Эти работы были начаты еще в конце 40-х годов в филиале ЦАГИ под руководством академика Л.И. Седова, учеными ВМФ, в том числе Г.В. Логвиновичем, который возглавил научное руководство разработкой теории и прикладных вопросов гидродинамики развитых кавитационных течений применительно к кавитирующим ракетам.
При создании и разработке скоростных подводных ракет отечественными учеными и конструкторами были найдены уникальные теоретические, экспериментальные и конструкторские решения прежде всего по обоснованию гидродинамических схем кавитирующих ракет с подводными органами управления изменяемой геометрии, выполняющими функции образования каверны и управления движением ракеты на участках сплошного, смешанного и кавитационного обтекания."(с)
Представляете, что такое удельный импульс в 3 раза больше, чем у традиционного ракетного двигателя? И, главное, весь импульс - бесшумный такой
:grin:

Добавлено спустя 4 минуты 58 секунд:

Наиболее полно отвечал всем требованиям в качестве энергосиловой установки прямоточный гидрореактивный двигатель на гидрореагирующем топливе. Удельный импульс такого двигателя в 2,5-3 раза выше, чем у известных ракетных двигателей: за счет использования забортной воды в качестве рабочего тела и окислителя, а в качестве топлива - гидрореагирующих металлов.

Добавлено спустя 1 минуту 7 секунд:

Надеюсь, все ясно?
 

АлександрОВ

Активный участник
Сообщения
1.031
Адрес
РОССИЯ, Липецк
Barbudos написал(а):
Я вас огорчу, но в двигателе "Шквала" нет НИ ОДНОЙ вращающейся детали. И вообще, деталей нет, кроме клапана подачи воды к литиевому топливу. Это обычный твердотопливный ракетный двигатель.
Главная фишка дезы вокруг Шквала, что именно таких двигателей на нем нет. Скорее всего прямоточку с достаточным импульсом на гидрореагирующем топливе создать вряд ли возможно. Смотрите ссылку http://www.iqlib.ru/book/preview/BA5EDB ... 67654E81B5
Да и нафига? Как говорится ноу проблем заставить работать обычный реактивный двигатель под водой хоть ТРД хоть ЖРД.
Barbudos написал(а):
Необычного в нем только то, что топливо -литий, а второй компонент -вода.
Там точно не литий. Слишком водорода мало на единицу объема. Да и сохранить литиевую шашку долговое время невозможно слишком активный металл. Скорее всего магний или алюминий с цинковым и никелевым катализатором. И литий ни разу не топливо. Топливо - водород. На шквале емкость с кислородом. Идет на сжигание в водорода турбине. Часть газов поддувает каверну.
Barbudos написал(а):
Мощность -примерно, как у приличной МБР
Только МБР на гидрореагирующем топливе нехватало. Как только такой импульс отдать на диаметре 650 мм. Это ж сколько надо вещества прогнать.
 

Barbudos

Активный участник
Сообщения
24.482
Адрес
Санкт-Петербург
АлександрОВ написал(а):
Там точно не литий. Слишком водорода мало на единицу объема.
В литии вообще водорода нет :grin: Н2О -знаете такую формулу? :grin:
И еще, ТАМ НИЧЕГО НЕ ГОРИТ (в смысле, не окисляется кислородом). Происходит экзотермическая реакция, с выделением тепла. А литий -это я невзначай вообще секретную инфу скинул..... :Shok: От разработчиков.
АлександрОВ написал(а):
Как только такой импульс отдать на диаметре 650 мм.
533 мм.
АлександрОВ написал(а):
И литий ни разу не топливо
Неужели в детстве не тырили литий из кабинета химии? Он в пузырьках под керосином хранится. В лужу бросишь - интересно народ разбегается... :grin:
АлександрОВ написал(а):
Смотрите ссылку
Не в тему. Я уже сказал: обыкновенный ракетный двигатель. Li+Н2О.
АлександрОВ написал(а):
Идет на сжигание в водорода турбине.
Да перестаньте вы. "Шквал" хоть раз на стеллаже видели? Я видел. Где у него "водозаборное" устройство?
Ладно, пойду носить воду в решете - толку больше, чем пытаться вам что-то доказать....
АлександрОВ написал(а):
Там точно не литий. Слишком водорода мало на единицу объема
А вот это я запомню. Класс!!! :good:
АлександрОВ написал(а):
Скорее всего магний или алюминий с цинковым и никелевым катализатором.
Да, в них водорода не в пример больше :grin:
 

Bosun

Модератор
Сообщения
6.811
Адрес
Klaipeda
АлександрОВ написал(а):
Скорее всего магний или алюминий с цинковым и никелевым катализатором. И литий ни разу не топливо.
По словам заместителя начальника управления по связям с общественностью ОАО "КТРВ" Александра Филатова, такая скорость достигается за счет оснащения ракеты-торпеды уникальным реактивным двигателем на жидкометаллическом топливе и оригинальной схемой его работы.
 
Сверху