В конце 80-х среди ракетчиков ходило много разговоров о каком-то новом подвижном комплексе, который будет в виде автофургонов "Совтрансавто". Но , естественно, все это было на уровне слухов, истинную картину знали лишь те, кто занимался непосредственно этой темой. Вот самые достоверные данные об этом РК. Это выдержки из книги, выпущенной к 60-летию Московского института теплотехники. Книга называется "На стратегическом направлении", издательский дом "Интервестник", Москва, 2006 год.
В начале 80-х гг. в США приступили к разработке комплекса с межконтинентальной баллистической ракетой "Миджетмен"(Карлик). После проработки ряда вариантов, в 1983 г. начались широкомасштабные работы по этой программе.
… была поставлена задача разработать ракету для шахтных пусковых установок, а также для мобильных комплексов, оснащенную моноблочной ядерной головной частью, обладающую дальностью полета свыше 10000 км. При этом новая МБР должна была иметь стартовую массу не более 15-17 тонн.
… Ответной мерой советской стороны стала разработка подвижного грунтового комплекса с малогабаритной межконтинентальной баллистической ракетой "Курьер"
( 15Ж59), проводившаяся в МИТ по Постановлению ЦК КПСС и СМ СССР от 21 июля 1983 г. № 696-213. Ставилась задача повышения выживаемости группировки РВСН за счет введения в ее состав комплексов повышенной мобильности и скрытности. Ракета "Курьер" была в несколько раз легче ранее созданных межконтинентальных ракет и примерно соответствовала американской ракете "Миджетмен". Кроме того, со стороны агрегатов наземного комплекса налагались жесткие ограничения по габаритам ракеты "Курьер". Таким образом, разработка данной ракеты представляла собой крайне сложную научно-техническую задачу.
… инициатива разработки "Курьера", комплекса с малогабаритной ракетой межконтинентальной дальности 15Ж59, принадлежала Главкому РВСН В.Ф. Толубко. А.Д. Надирадзе взялся за ее реализацию после согласия на это министра обороны Д.Ф. Устинова . Перед этим была серия докладов, показов макетов и схем начальнику Генерального штаба Н.В. Огаркову. Идея разработки "Курьера" начальником Генерального штаба была одобрена.
Комплекс был, конечно, удивительный. … он умещался в кузове автомобильного трейлера типа "Совавтотранс", в любых железнодорожных вагонах, мог транспортироваться на баржах, да и в самолет входил. Может быть, он и не давал бы явного прироста в эффективности. Но в ответном ударе, конечно, смог бы принять участие, поскольку обнаружить этот комплекс было практически невозможно.
Эскизный проект был закончен в 1984 году.
"Курьер" – первая и единственная в мире малогабаритная твердотопливная ракета мобильного грунтового комплекса на колесном ходу. Стартовая масса этой межконтинентальной ракеты была всего около 15 т – почти в 20 раз меньше , чем у первой отечественной МБР Р-7! Длина "Курьера" составляла всего 11,2 м, а диаметр – 1,36 м. Конструкция ракеты нового поколения базировалась на новейших разработках в области материалов и топлив, а также новой элементной базе в системах управления и наведения и несколько иной концепции конструирования МБР. По предварительным оценкам специалистов, "Курьер" не должен был уступать по своим тактико-техническим характеристикам заокеанскому аналогу.
Для обеспечения межконтинентальной дальности стрельбы для малогабаритной ракеты в ее конструкции были реализованы наиболее совершенные технические решения, существовавшие в мировом ракетостроении к началу 80-х годов. В частности в маршевых ДУ было применено высокоплотное твердое топливо повышенной энергетики. В цельномотанных корпусах типа "кокон" и сопловых аппаратах двигателей использовались высокопрочные и высокомодульные композиционные материалы. Для сопловых аппаратов верхних ступеней впервые были установлены тонкостенные углерод-углеродные насадки. Управление по каналам тангажа и курса при работе маршевых двигателей осуществлялось отклонением частично утопленных в камеру поворотных сопл повышенного разряжения. На верхних ступенях для управления ракетой по крену были применены газодинамические органы, а на первой ступени – раскрываемые при старте решетчатые аэродинамические рули. Последние обеспечивали управление по всем каналам на баллистической "паузе" между участками работы двигателей первой и второй ступеней. Боевая ступень "Курьера" оснащалась ДУ с высоким уровнем массового совершенства. Специально для ракеты "Курьер" коллективом НПО АП была создана высокоточная бортовая аппаратура системы управления с массой , в несколько раз меньшей, чем у ранее разработанных аналогичных систем. С учетом малой нагрузки на мидель, характерной для малогабаритной ракеты, было особо важно обеспечить минимальное аэродинамическое сопротивление, что обусловило хорошо обтекаемые внешние обводы ракеты. При этом боевое оснащение располагалось под сбрасываемым в конце работы второй ступени обтекателем, а ДУ третьей ступени – внутри удлиненного конического соединительного отсека второй ступени.
Постановлением СМ СССР от 22 июля 1985 г. № 696-213 Московский институт теплотехники определялся головным по проведению опытно-конструкторских работ по комплексу "Курьер". В процессе работы практически в полном объеме была выполнена наземная отработка основных узлов, систем и агрегатов ракеты, включая ДУ и аппаратуру СУ.
Много времени и усилий было направлено на создание пусковой установки. Начали с трехосного шасси, потом оно стало четырехосным, а в конечном итоге осей стало пять. Были изготовлены в металле эти пусковые установки. С них на полигоне Капустин Яр были осуществлены испытания с реальным пуском ракеты и отработкой основных пиротехнических систем по упрощенной нештатной циклограмме при полете первой ступени с уменьшенным зарядом твердого топлива.
К 1991 г. в ЦКБ "Титан" была завершена разработка, а в ПО "Баррикады" началось изготовление опытных ПУ для комплекса "Курьер". Летные испытания натурного образца должны были начаться летом 1992 г., однако они не состоялись в силу причин политического характера, хотя основные узлы и компоненты были успешно испытаны.
В соответствии с договоренностями между политическими лидерами СССР и США 6 октября 1991 г. дальнейшие разработки малогабаритной советской МБР и ее заокеанского аналога – МБР "Миджетмен" – были прекращены.
При работе над комплексом "Курьер" коллективом института были сделаны огромные технологические и конструкторские прорывы. Эти "курьерские" достижения в дальнейшем легли в основу комплексов "Тополь-М" и "Булава", не говоря о том, что космическая ракета-носитель "Старт-1" летает сегодня с использованием систем управления "Курьера"
материалы по шасси:
http://www.russianarms.ru/forum/index.php?topic=185.0
http://www.russianarms.ru/forum/index.php?topic=193.0
Одной из причин, не позволивших разместить РК "Курьер" в фургонах "Совтрансавто" - так и не смогли в те годы создать надежную и малогабаритную систему связи, которая бы позволила осуществлять надежное боевое управление комплексом на маршрутах боевого патрулирования. То же самое было и с БЖРК, но там хоть габариты позволяли разместить аппаратуру связи, позволявшую (правда с большим напрягом) держать связь с ВЗУ.
В начале 80-х гг. в США приступили к разработке комплекса с межконтинентальной баллистической ракетой "Миджетмен"(Карлик). После проработки ряда вариантов, в 1983 г. начались широкомасштабные работы по этой программе.
… была поставлена задача разработать ракету для шахтных пусковых установок, а также для мобильных комплексов, оснащенную моноблочной ядерной головной частью, обладающую дальностью полета свыше 10000 км. При этом новая МБР должна была иметь стартовую массу не более 15-17 тонн.
… Ответной мерой советской стороны стала разработка подвижного грунтового комплекса с малогабаритной межконтинентальной баллистической ракетой "Курьер"
( 15Ж59), проводившаяся в МИТ по Постановлению ЦК КПСС и СМ СССР от 21 июля 1983 г. № 696-213. Ставилась задача повышения выживаемости группировки РВСН за счет введения в ее состав комплексов повышенной мобильности и скрытности. Ракета "Курьер" была в несколько раз легче ранее созданных межконтинентальных ракет и примерно соответствовала американской ракете "Миджетмен". Кроме того, со стороны агрегатов наземного комплекса налагались жесткие ограничения по габаритам ракеты "Курьер". Таким образом, разработка данной ракеты представляла собой крайне сложную научно-техническую задачу.
… инициатива разработки "Курьера", комплекса с малогабаритной ракетой межконтинентальной дальности 15Ж59, принадлежала Главкому РВСН В.Ф. Толубко. А.Д. Надирадзе взялся за ее реализацию после согласия на это министра обороны Д.Ф. Устинова . Перед этим была серия докладов, показов макетов и схем начальнику Генерального штаба Н.В. Огаркову. Идея разработки "Курьера" начальником Генерального штаба была одобрена.
Комплекс был, конечно, удивительный. … он умещался в кузове автомобильного трейлера типа "Совавтотранс", в любых железнодорожных вагонах, мог транспортироваться на баржах, да и в самолет входил. Может быть, он и не давал бы явного прироста в эффективности. Но в ответном ударе, конечно, смог бы принять участие, поскольку обнаружить этот комплекс было практически невозможно.
Эскизный проект был закончен в 1984 году.
"Курьер" – первая и единственная в мире малогабаритная твердотопливная ракета мобильного грунтового комплекса на колесном ходу. Стартовая масса этой межконтинентальной ракеты была всего около 15 т – почти в 20 раз меньше , чем у первой отечественной МБР Р-7! Длина "Курьера" составляла всего 11,2 м, а диаметр – 1,36 м. Конструкция ракеты нового поколения базировалась на новейших разработках в области материалов и топлив, а также новой элементной базе в системах управления и наведения и несколько иной концепции конструирования МБР. По предварительным оценкам специалистов, "Курьер" не должен был уступать по своим тактико-техническим характеристикам заокеанскому аналогу.
Для обеспечения межконтинентальной дальности стрельбы для малогабаритной ракеты в ее конструкции были реализованы наиболее совершенные технические решения, существовавшие в мировом ракетостроении к началу 80-х годов. В частности в маршевых ДУ было применено высокоплотное твердое топливо повышенной энергетики. В цельномотанных корпусах типа "кокон" и сопловых аппаратах двигателей использовались высокопрочные и высокомодульные композиционные материалы. Для сопловых аппаратов верхних ступеней впервые были установлены тонкостенные углерод-углеродные насадки. Управление по каналам тангажа и курса при работе маршевых двигателей осуществлялось отклонением частично утопленных в камеру поворотных сопл повышенного разряжения. На верхних ступенях для управления ракетой по крену были применены газодинамические органы, а на первой ступени – раскрываемые при старте решетчатые аэродинамические рули. Последние обеспечивали управление по всем каналам на баллистической "паузе" между участками работы двигателей первой и второй ступеней. Боевая ступень "Курьера" оснащалась ДУ с высоким уровнем массового совершенства. Специально для ракеты "Курьер" коллективом НПО АП была создана высокоточная бортовая аппаратура системы управления с массой , в несколько раз меньшей, чем у ранее разработанных аналогичных систем. С учетом малой нагрузки на мидель, характерной для малогабаритной ракеты, было особо важно обеспечить минимальное аэродинамическое сопротивление, что обусловило хорошо обтекаемые внешние обводы ракеты. При этом боевое оснащение располагалось под сбрасываемым в конце работы второй ступени обтекателем, а ДУ третьей ступени – внутри удлиненного конического соединительного отсека второй ступени.
Постановлением СМ СССР от 22 июля 1985 г. № 696-213 Московский институт теплотехники определялся головным по проведению опытно-конструкторских работ по комплексу "Курьер". В процессе работы практически в полном объеме была выполнена наземная отработка основных узлов, систем и агрегатов ракеты, включая ДУ и аппаратуру СУ.
Много времени и усилий было направлено на создание пусковой установки. Начали с трехосного шасси, потом оно стало четырехосным, а в конечном итоге осей стало пять. Были изготовлены в металле эти пусковые установки. С них на полигоне Капустин Яр были осуществлены испытания с реальным пуском ракеты и отработкой основных пиротехнических систем по упрощенной нештатной циклограмме при полете первой ступени с уменьшенным зарядом твердого топлива.
К 1991 г. в ЦКБ "Титан" была завершена разработка, а в ПО "Баррикады" началось изготовление опытных ПУ для комплекса "Курьер". Летные испытания натурного образца должны были начаться летом 1992 г., однако они не состоялись в силу причин политического характера, хотя основные узлы и компоненты были успешно испытаны.
В соответствии с договоренностями между политическими лидерами СССР и США 6 октября 1991 г. дальнейшие разработки малогабаритной советской МБР и ее заокеанского аналога – МБР "Миджетмен" – были прекращены.
При работе над комплексом "Курьер" коллективом института были сделаны огромные технологические и конструкторские прорывы. Эти "курьерские" достижения в дальнейшем легли в основу комплексов "Тополь-М" и "Булава", не говоря о том, что космическая ракета-носитель "Старт-1" летает сегодня с использованием систем управления "Курьера"
материалы по шасси:
http://www.russianarms.ru/forum/index.php?topic=185.0
http://www.russianarms.ru/forum/index.php?topic=193.0
Одной из причин, не позволивших разместить РК "Курьер" в фургонах "Совтрансавто" - так и не смогли в те годы создать надежную и малогабаритную систему связи, которая бы позволила осуществлять надежное боевое управление комплексом на маршрутах боевого патрулирования. То же самое было и с БЖРК, но там хоть габариты позволяли разместить аппаратуру связи, позволявшую (правда с большим напрягом) держать связь с ВЗУ.