Ракетный комплекс «Вереница» с ракетой Ф-22

vlad2654

Модератор
Команда форума
Сообщения
15.918
Адрес
г. Ставрополь
Во второй половине 70-х годов в соответствии с решениями ВПК от 5 апреля 1976 года и 26 мая 1977 года была начата научно-исследовательская работа «Вереница», в рамках которой создавался проект подвижного боевого ракетного комплекса с малогабаритной трехступенчатой твердотопливной межконтинентальной баллистической ракетой.
Головной разработчик - КБ «Арсенал» (г. Ленинград). Главный конструктор - Петр Тюрин.
Ракета Ф-22 должна была размещаться в универсальных контейнерах, предназначенных для перевозки народнохозяйственных грузов на тягачах-контейнеровозах МАЗ-6422 с полуприцепом МАЗ-9389. Разработка прекращена в начале 1980-х годов.

Длина ракеты - 11,4 м.
Диаметр корпуса - 1,28 м.
Стартовая масса - 13,5 т.
Вес заряда I ступени - 8460 кг.
Вес заряда II ступени - 2250 кг.
Вес заряда III ступени - 530 кг.
 

Journeyman

Активный участник
Сообщения
19.631
Адрес
Сканд. п-ов.
Очень интересная разработка. Вообще я удивляюсь с каждым днём, - чего только в СССР не разработали!
 

Актинометр

Активный участник
Сообщения
293
Адрес
Одинцово
Да, разработка сама по себе очень даже привлекательная. Тем более привлекательная если планировалась дальность стрельбы не менее 10 тыс. Но видимо да, раз ракета 3-х ступенчатая. А длина ракеты, стартовый вес и диаметр корпуса очень даже "вкусные". Т.е с тягачом по грузопоъемности особых проблем могло не быть. Я имею ввиду необязательность использования для этой цели машин МАЗ.
Единственное "но" в эксплуатации - это как всегда банальщина нашего времени. Я имею ввиду вечные пробки на дорогах, состояние самих дорог и прочее. Если скажем катить автосостав по дороге как обычный, т.е без сопровождения, техзамыкания и пр., то опасностей с нашими дебильными водителями на дорогах огромная. Да и на постах ГИБДД, где торомозят все более или менее тяжеловесное тоже поди объясни сержанту чт везешь. А что знают двое, то знает и свинья (поговорка Мюллера).
Я потому был и сторонник гусеничных вариантов, позволяющих ПУ сразу после пересечения КПП полка свернуть в лес и "раствориться" там. Кстати родоначальником гусеничных комплексов, хотя бы воплощенных в металле Тюрин и был. Понятно, что сразу возникнут известные возражения о превосходстве колес над гусеницами, но ведь и инженерно-техническая идея тоже не стоит на месте. Избавились бы со временем и от недостатков. Зато ракету такого класса по весу гусеничная установка таскала бы как миленькая по любым буеракам и бездорожью.
 

vlad2654

Модератор
Команда форума
Сообщения
15.918
Адрес
г. Ставрополь
Ну об Ф-22 и "Веренице" еще хоть что-то известно. А вот то, что это изделие послужило основой для создания МБР Ф-27.... О ракете с индексом Ф-27 вообще ничего, кроме ее индекса неизвестно. Да и о разработках "Арсенала" в области ракетной техники - тоже негусто. По большому счету, кроме как о РТ-15 (8К96), морской Р-31 (3М17) и тех крох, что были о Ф-22 ничего более неизвестно.

И насчет гусениц. ЕМНИП при работе нгад проектом "Темп-С2М" прорабатывались ЕМНИП 5 вариантов и гусеничными машинами на базе различных изделий гусеничной техники (два варианта четырехгусеничных ПУ, двухгусеничная ПУ, сочлененная и гусеничный тягач с колесным полупицепом) и только один вариант с колесной СПУ. Причем именно гусеничные имели обозначение "Темп", а колесная - "Урал". Но вс е течет, все изменяется, и в дальнейших работах, которые велись уже под шифром "Темп-2С" именно колесная база стала основной.
 

Актинометр

Активный участник
Сообщения
293
Адрес
Одинцово
Ну может быть выпустят какую нибудь книжку про себя, тогда и узнаем чем они там занимались. Но вообще "Арсенал" это серьезная контора. Её "след" есть во многих даже сегодня ещё закрытых разработках.
Про то, что в обсуждении перспектив Темп-2С участвовал Ж.Котин я читал. Но конечно, в те времена сама длина и габариты ракеты заставляли придумывать что-то типа "сочлененки" и т.п Естественно, что там где сложно, там плохо. Потому в те времена гусеницам суждено было отступить перед колесами, хотя те же РТ-15 или 20П показали. что работать с гусеницами можно.
Но и возможности колес не беспредельны. Вот взять ту же "Целину-2". Ну куда там такого мастодонта как РТ-22 или 23 положить на 12-осное чудовище в виде двух частей, да ещё стыковку производить в полевых условиях. Всё это само по себе даже звучит несерьезно. Неплохой вариант у гусениц был Гном, но куда там Коломенскому КБ тягаться с Королевым или Челомеем.
Но вот с уменьшением габаритов ракеты картина сразу меняется. Здесь сразу появляются новые варианты, не надо ничего сочленять, и с тряской, при нынешнем развитии систем аммортизации, можно справиться. А возможности маневра безграничные.
 

КС

Модератор
Команда форума
Сообщения
18.076
Адрес
г. Коломна МО
Актинометр написал(а):
Неплохой вариант у гусениц был Гном, но куда там Коломенскому КБ тягаться с Королевым или Челомеем.

Да-да особенно по вопросам реализации прямоточек.
Кто-нибудь дошёл в прямоточках на МБР до стадии стендовых испытаний движков? :???:
Я чё-то не припомню.
Так, что скорее Королёву до Шавырина, как до Пекина...., ну вы знаете? :grin:
 

vlad2654

Модератор
Команда форума
Сообщения
15.918
Адрес
г. Ставрополь
КС
Вопрос конечно интересный, но к большому сожалению вероятнее всего останется бех ответа. Известно, что в конкурсе на МБР с прямоточником помимо Шавыринского КБ принимало участие и КБ Надирадзе (МИТ). Причем, если верить открытым источником, то МИТ разработал 4 типа ракет: тактическую "Грач", оперативно тактическую "Сыч", МБР "Луч" и глобальную ракету "Луч-20". Но из всех ЕМНИП только "Грач" дошел" до испытаний. Даже в известной книге МИТа об этом буквально 2-3 строчки
 

Актинометр

Активный участник
Сообщения
293
Адрес
Одинцово
КС написал(а):
Кто-нибудь дошёл в прямоточках на МБР до стадии стендовых испытаний движков?

Могли и не дать дойти. Но в данном случае, уже после смерти Шавырина в 1965 состоялись же стендовые испытания двигателя под Гном на стенде в Тураево. Максимальный расход воздуха при работе двигателя был очень высокий - 1 200 килограммов в секунду.
Там на стендах мощносте й не хватало, чтобы обеспечить работу двигателя на максимальном режиме. Пришлось монтировать дополнительное оборудование.
При запуске в окрестных домах из окон вылетали стекла. Никто в мире никогда не делал и не испытывал таких двигателей. Недаром это был уникальный проект. Но решение о закрытии темы всё же состоялось.
Так что в вопросах конструкторской коньюнкутры дело не в гениальности мысли. а как всегда в умении преподать своё "родное" вышестоящим. Это я и имел ввиду.
 

КС

Модератор
Команда форума
Сообщения
18.076
Адрес
г. Коломна МО
Актинометр написал(а):
Это я и имел ввиду.
Тогда и надо было писать про адм. ресурс.
А то похоже на соревнование конструкторских школ.
А Надирадзе в "подковёрных играх" был беспорным лидером, пообещал ракету легче "Гнома", а "родил" "Тополь" ХЗ каким весом. :grin:
Красавец одним словом. :-D
 

Актинометр

Активный участник
Сообщения
293
Адрес
Одинцово
Ой извините ради бога. Как-то знаете и не подумал, что Коломенское КБ является настолько авторитетным в сфере производства МБР, что сравнивая его достижения с работами КБ Королева или Челомея, надо обязательно упоминать про административный ресурс. Но это разумеется только в ракетной сфере. Учту на будущее.
А что касается соревнования конструкторских школ, то оно, на мой взгляд "не похоже", а именно так и было. И сейчас продолжается в тех же традициях. Иное дело, что этот самый административный ресурс и есть тот самый "серый кардинал" в любом деле, не только в ракетном. Только у нас по наивности в это никто не верит. Но, с другой стороны, известным и знаменитым конструкторам тоже приходится нелегко. Сегодня он в фаворе, а завтра сменился руководитель и.......... сменились симпатии.
У Надирадзе считаю, что самым лучшим творением по всем параметрам был Пионер. А дальнейшее - это уже то самое "движение вперед" (чтобы не затёрли конкуренты) и стремление к лидерству. Но своего МИТ всё же добился.
 

СТС

Активный участник
Сообщения
111
Адрес
Россия
КС написал(а):
пообещал ракету легче "Гнома", а "родил" "Тополь" ХЗ каким весом. :grin:
Красавец одним словом. :-D

КС, прежде чем быть таким категоричным, почитайте книгу про про МИТ "На стратегическом направлении" и книгу Ряжских "Оглянись назад и посмотри вперед(Записки военного инженера)". Там как раз много рассказывается про то, каково "рожать" РК.

Добавлено спустя 2 минуты 38 секунд:

КС, "подковерные игры" безусловно, были, есть и будут. Но все равно в них выигрывал тот, кто выдавал продукт, а не "протокол о намерениях". Представленный Экс-майором материал в виде науч-поп статьи весьма хорошо иллюстрирует это. Была всего лишь проведена НИР, даже до эскизного проекта не дошло дело. Обратите внимание: " предполагалось…, предусматривался…, предполагаемая и т.п." Но одно дело предполагать и предусматривать, и совсем другое – разрабатывать реальный проект. И вот тут выясняется, чтобы сделать из автомобильного шасси мобильную ПУ, да еще с заданными характеристиками по многим параметрам (артчасть, система прицеливания, энергообеспечение, система ТВР, боевое управление, навигация, связь и т.п.) , приходится кроме самой ракеты "грузить" на шасси все эти системы и аппаратуру. А каждая из них имеет свой определенный вес и габариты. В свое время была такая поговорка "Да здравствуют советские интегральные схемы – самые большие интегральные схемы в мире!" Смешно, но горькая истина все-таки присутствовала… Причем нужно было создать не только ракету и ПУ под нее, а РК. А это все-таки был не профиль КБ Тюрина. Так что заказчик в конце концов все равно обратился к МИТу с заданием на разработку подобного комплекса, а именно – "Курьер"
Кое-какие новые материалы по "Курьеру" выложил в соответствующей теме.
 

экс майор

Активный участник
Сообщения
6.346
СТС написал(а):
Была всего лишь проведена НИР
А что сие представляет из себя для ракетостроения?
Посидели поболтали? Или все таки что-то считали (кроме денег). Какие-то расчеты делали? Из чего исходили заявляя о возможности ракеты таких габаритов доставить заявленный вес на межконтинентальную дальность?
:think:
 

КС

Модератор
Команда форума
Сообщения
18.076
Адрес
г. Коломна МО
СТС написал(а):
КС, прежде чем быть таким категоричным, почитайте книгу про про МИТ "На стратегическом направлении" и книгу Ряжских "Оглянись назад и посмотри вперед(Записки военного инженера)". Там как раз много рассказывается про то, каково "рожать" Р

Да уж внатуре "страна советов". :-D
В МИТе всегда было много "писателей" - вон один совсем недавно книжку типа "я д"артаньян, а все пид..ы" выпустил.
Вы уж меня простите милостивый государь, но лучше я пообщаюсь с участниками событий или с их приемниками, хотя человек со временем начинает забывать детали, но суть помнит.

Какой НИР?
Движки испытали, характеристики подтвердили, что ещё надо?
Можно подумать КБМ ракетных комплексов не создавал?

Нравиться Вам МИТ ну и любите его на здоровье, зачем других "опускать-то"?
 

СТС

Активный участник
Сообщения
111
Адрес
Россия
экс майор написал(а):
А что сие представляет из себя для ракетостроения?
Посидели поболтали? Или все таки что-то считали (кроме денег). Какие-то расчеты делали? Из чего исходили заявляя о возможности ракеты таких габаритов доставить заявленный вес на межконтинентальную дальность?
:think:

Вот как отвечают на ваш вопрос в КБ "Арсенал":

http://www.mzarsenal.spb.ru/assets/file ... 9_2009.pdf
 

vlad2654

Модератор
Команда форума
Сообщения
15.918
Адрес
г. Ставрополь
Виктор! Вот вы спрашиваете, что представляет это из себя для ракетостроения?
Посидели поболтали или все таки что-то считали. Какие-то расчеты делали? Из чего исходили заявляя о возможности ракеты таких габаритов доставить заявленный вес на межконтинентальную дальность?

Я попытаюсь штрихами нарисовать этот алгоритм.

При проведении НИР формировались основные характеристики будущей системы, проводилась разработка одного или нескольких предэскизных проектов. Как правило на этой стадии происходила выработка технического задания на разработку аванпроекта системы.

ТЗ разрабатывалось заказчиком, в качестве которого выступал один из научно-исследовательских институтов того вида Вооруженных сил, для которого предназначалась система. Выработку технического задания на отдельные компоненты создаваемых комплексов осуществляли специализированные институты видов Вооруженных сил. Хотч были ситуации, когда сам разработчик представлял свои параметры системы

В ходе выработки ТЗ разработчиками и представители военных проводили уточнение предполагаемых характеристик разрабатываемой системы и определяли круг задач, которые должны быть решены на этапе разработки аванпроекта.

В ходе работы над аванпроектом происходила детальная проработка проекта, определялись соразработчики системы и готовились предложения об организации работ по ее созданию. На этом этапе также формировались тактико-технические требования на разрабатываемую систему.

После окончания работ над аванпроектом должно было быть принято решение о проведении опытно-конструкторских работ. Разработанный проект поступал в Военно-промышленную комиссию в сопровождении заключений головных институтов соответствующих управлений Министерства обороны. Военно-промышленная комиссия при рассмотрении вопроса о целесообразности начала работ над созданием системы могла создать специальную комиссию, к участию в которой привлекались отраслевые и военные институты, а также Академия наук. После того как принципиальное решение о начале опытно-конструкторской разработки было принято Военно-промышленная комиссия совместно с отделом оборонной промышленности ЦК КПСС готовила проект необходимого для начала разработчики и формулировались поручения по обеспечению проведения работы.

В целом ход опытно-конструкторских работ включал в себя следующие этапы: разработка эскизного проекта, разработка технического проекта и конструкторской документации, создание и экспериментальная отработка компонентов системы, совместные испытания, изготовление серийных образцов и войсковая эксплуатация системы.

На этапе эскизного проектирования происходило предварительное определение конфигурации системы, уточнение ее состава, выработка, анализ и отбор технических вариантов, предварительная разработка технологического обеспечения. На этапе технического проектирования и подготовки конструкторской документации происходило окончательное определение конфигурации системы, детальная проработка всех ее компонентов и разрабатывался полный комплект рабочей и эксплуатационной документации. По разработанной рабочей документации происходило изготовление опытных образцов и компонентов системы, которые если это необходимо проходили через отдельные испытания.
По результатам испытаний компонентов системы принималось решение о проведении испытаний всей системы.

Судя по открытым материалам по "Гному" работы не вышли из стадии НИР и не о каком эскизном проекте МБР речи не было, т.е. проект был, что называется "бумажеым". Однако, наверняка у Тураевского КБ к тому времени были уже какие-то наработки по двигателю, потому что иначе создавать проект МБР без опоры на какой-то конкретный двигатель - авантюра.

Мне попадались воспоминания кого-то из ВПК, где он прямо сказал (это его ИМХО), что ТТХ были очень и очень заманчивые, но НЕРЕАЛЬНЫЕ. И как следствие, Устинов заявил тому же Надирадзе, что "хватит маяться дурью и пора делать нормальную ракету". Что Надирадзе и сделал, занявшись разработкой "Темпа-2С" почти за два года до того, как было принято официальное решени о начале работ над этим изделием.
 

СТС

Активный участник
Сообщения
111
Адрес
Россия
Работы по "Веренице" были начаты в соответствии ".. с решением ВПК от 5 апреля 1976 года № 57 и от 26 мая 1977 года № 123…".

Работы по "Темп-2С" были начаты по Постановлению ЦК КПСС и СМ СССР от 6 марта 1966 года № 185-60. В дальнейшем ВПК своим решением от 17 июля 1967 г. № 156 несколько уточнила свои требования к ракете. Окончательно решение о разработке комплекса подвижной МБР "Темп-2С" было определено Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР 10 июля 1969 года № 538-135.
Первый пуск ракеты 15Ж42 состоялся 14 марта 1972 года.
Так что Темп-2С начал разрабатываться за 10 лет до начала работ по "Веренице" . К тому же в 1976 г. уже были развернуты несколько полков Темп-2С по Программе ДХ.
 

vlad2654

Модератор
Команда форума
Сообщения
15.918
Адрес
г. Ставрополь
СТС
Просто похоже, что тема "Вереница" стала если так можно сказать альтернативой теме "Темп-2С". параллельной веткой, где прорабатывались вопросы по малогабаритной МБР.

Выстраивается две линии:
ПГРК с "габаритными" МБР развитие лини "Темп-2С" и вторая с малогабаритными МБР
Вереница-Копье-Курьер
 

Актинометр

Активный участник
Сообщения
293
Адрес
Одинцово
Да пожалуй про Темп-2С остается только вспоминать в качестве реликвии. Возврата к нему уже не будет однозначно. Вереница и копье в том же положении. А вот насчет Курьера по моему ещё не все потеряно. Тем более, что при всем богатстве выбора, который был ещё в конце 80-х, в нынешнее время заделов по другим линиям разарботок явно не сохранилось. А может быть я ошибаюсь?
 

vlad2654

Модератор
Команда форума
Сообщения
15.918
Адрес
г. Ставрополь
Актинометр
Да, и "Темп-2С", и "Вереница" с "Копьем" уже к сожалению только история. наччет "Курьера" - поживем-увидим.
 
Сверху