По итогам участия индийских истребителей Су-30МКИ в международных учениях можно сделать ряд важных выводов.
В боях за пределами визуальной видимости Су-30МКИ как минимум не уступает любому западному истребителю поколения «4» и «4+» даже в условиях, когда противник использует самолеты AWACS.
В боях в пределах визуальной видимости Су-30МКИ побеждает за счет сверхманевренности, которую обеспечивают двигатели с управляемым вектором тяги и более совершенная система управления самолетом. Единственным серийным истребителем, способным противостоять Су-30МКИ в ближних боях, потенциально остается F-22A «Рэптор».
При этом вероятность вступления в «собачьи схватки» остается высокой даже при наличии ракет большой дальности. На «CopeIndia 2004» были зафиксированы случаи, когда станции постановки помех старых индийских истребителей МиГ-21-93 ослепили БРЛС американских истребителей F-15, после чего альтернативы ближнему бою просто не осталось.
Еще один важный фактор, объясняющий высокую боевую эффективность Су-30МКИ – экипаж из двух человек. Штурман-оператор не занят пилотированием истребителя, а значит, все свое внимание может сконцентрировать на воздушном бое. Дальность прямой видимости при ясной погоде на средних и больших высотах весьма велика и зачастую превышает дальность пуска ракет «воздух-воздух» малой дальности. К примеру, на учениях «RedFlag 2008», которые проводятся над пустыней в условиях отменной видимости, тренированные летчики эскадрилий «агрессоров» ВВС США визуально обнаруживали истребители F-15 на удалении 25–30 км, то есть на дальностях пуска ракет средней дальности. В боях на средней дистанции, особенно групповых, штурман-оператор берет на себя анализ ситуации и корректировку действий летчика.
Еще одним преимуществом Су-30МКИ остается чрезвычайно мощный радар Н011 «Барс». Англичане и американцы на всех без исключения совестных учениях предпринимали попытки «снять» параметры работы БРЛС Н011, для чего использовались наземные и авиационные средства радиотехнической разведки. По оценкам индийских летчиков, БРЛС Н011 превосходит установленную на «Тайфуне» БРЛС CAESAR. Это выявилось в 2015 году на учениях «Indradanush 2015» в Великобритании. Благодаря наличию системы обмена информацией возможно выполнение ракетной атаки в «полутихом» режиме. В этом случае атака выполняется минимум парой Су-30МКИ. Один самолет обнаруживает и сопровождает цель своей БРЛС, второй выполняет пуск ракет, не выдавая своего местоположения работой радара на излучение. Следует также отметить, что, по заявлению гендиректора НИИП им. Тихомирова Юрия Белого, возможности «Барса» можно существенно увеличить за счет установки 5-кВт передатчика вместо сегодняшнего, имеющего мощность 1 кВт.
Результаты учений, при всей их важности, лишь фиксируют текущее положение вещей. При этом огромное значение имеет постоянное наращивание возможностей существующих авиационных комплексов. В этом плане платформа Су-30МКИ дает огромные возможности. Истребители еще только приближаются к середине жизненного цикла и имеют неисчерпаемый модернизационный потенциал.
Последние по времени такие учения – «RedFlag Alaska» состоялись в период с 16 апреля по 14 мая 2016 года в самом северном штате США. Участники отрабатывали задачи развертывания авиационных группировок, ПВО и поддержки действий наземных сил.
Индию на Аляске представляли 10 самолетов, в том числе 4 истребителя Су-30МКИ. В группировках, состоящих из истребителей F-16, F-15, F/A-18 и F-22A, индийские «сушки» играли как за нападающую, так и за обороняющуюся сторону.
Силы «красных», решающих оборонительные задачи, включали эскадрилью «агрессоров» на самолетах ВВС США F-16. «Синие» на самолетах F-15, F-16, F-22, F/A-18, Су-30МКИ и Jaguar отрабатывали действия атакующей стороны. В другом эпизоде учений Су-30МКИ, выступая за «красных», выполняли задачи совместно с F-16 (первый опыт такого взаимодействия). Некоторые эксперты считают этот эпизод составной частью программы продвижения F-16 и F/A-18 в Индию.
Согласно пресс-релизу индийского Минобороны, самолеты ВВС Индии в учениях действовали «исключительно хорошо». Любопытна также оценка заместителя командира 354-го истребительного крыла ВВС США полковника Уильяма Калвера: «ВВС Индии продемонстрировали исключительный уровень подготовки», все 10 индийских самолетов в течение всех четырех недель пребывания в США были на 100% готовы к выполнению задания и каждый день участвовали в полетах в соответствии с запланированным расписанием.