Либеральная Washington Post назвала их «булавочным уколом», а еще более либеральная Los Angeles Times охарактеризовала их как «пустячные».
И Washington Post, и консервативная Wall Street Journal в один голос отметили, что финансовые и валютные рынки России не случайно отреагировали на обамовские санкции ликующим взлетом котировок.
США и их союзники пока реагируют на аннексию Крыма менее жестко, чем они угрожали, и чем ожидали биржи, пишет Washington Post, которая предупреждает, что «если Запад немедленно не примет меры против олигархов, гангстеров и банков, подпирающих российский режим, то это, скорее всего, приведет к новой агрессии».
Газета напоминает, что германский канцлер Ангела Меркель грозила России санкциями, «которые нанесут России значительный экономический и политический ущерб», и подчеркивает, что Обама сейчас подверг им всего семерых россиян и четверых украинцев, закрыв им визы и заморозив их авуары.
«Среди этих людей есть ряд ближайших политических советников Путина, — пишет Washington Post, — но никого из денежных мешков, стоящих за его режимом, не говоря уже о банках или энергетических фирмах, на которых основывается экономика России».
Газета цитирует слова Обамы о том, что «наш ответ будет зависеть от того, выберет ли Россия эскалацию или деэскалацию», и замечает, что, надеясь на «деэскалацию», президент США, «похоже, выдает желаемое за действительное», поскольку рынки пока отозвались на западный ответ взлетом, а не падением.
Пайки против танков
«Я думаю, Владимир Путин будет окрылен такой малохольностью, — заявил по поводу новых санкций сенатор-республиканец Джон Маккейн, вернувшийся из поездки в Киев, где он возглавлял делегацию из 8 членов сената США. – Наложили санкции на семерых человек, и это после неприкрытой агрессии!»
«Я обалдеваю! – сказал газете Boston Herald Виктор Дэвид Хэнсон из Гуверовского института. — Это как если бы Великобритания и Франция решили арестовать авуары Геббельса и Геринга, когда Германия вторглась в Польшу».
Назвав Путина «бандитом», Хэнсон заметил, что того не волнует мировое общественное мнение: «Его волнует лишь то, будет ли ему лучше, если он заграбастает Украину или Крым. Нужно убедить его, что будет хуже. Вы ведь не будете говорить хулигану: то, что вы делаете, контрпродуктивно. А мы именно это и сказали».
«Над ним потешаются, особенно русские, потому что его заявление и его политика смехотворны, — заявил по поводу санкций Обамы консервативный обозреватель Чарльз Краутхаммер, выступая по телеканалу Fox News. – У него не так много козырей, но какие-то все же имеются. И если он думает, что наложить санкции на семерых русских из населения в 140 миллионов – это настоящие санкции, то он живет в каком-то потустороннем мире».
«Что мы могли сделать – это удовлетворить просьбу украинцев, с которой обратился их президент, когда он был здесь на той неделе, — продолжал Краутхаммер, имея в виду исполняющего обязанности премьер-министра Украины Арсения Яценюка. – Они попросили у Пентагона оружие, а мы сказали “нет”, потому что вооружать жертву агрессии – это де провокация. Поэтому мы сказали “нет”, мы будем давать им армейские пайки. Это, конечно, отразит русские танки, можете не сомневаться».
«Великолепная семерка»
«Несерьезные санкции Обамы», — озаглавлена редакционная статья Wall Street Journal. «Курс акций на московской бирже, которую две недели подряд лихорадило из-за опасений по поводу западных санкций, подскочил на 3,7%, — пишет деловая газета. – С чем вас и поздравляем, господин президент».
По словам газеты, наверное, даже Путин не ожидал, что западные санкции будут столь слабосильными. Wall Street Journal перечисляет «великолепную семерку» россиян, подвергшихся санкциям, отмечая, что пятеро из их числа – это законодатели, имеющие мало влияния, и подчеркивает, что в этом списке нет ни Сергея Шойгу, ни Сергея Иванова, ни Александра Бортникова, входящих в узкий круг приближенных Путина, в котором принимаются решения по Украине.
Нет в списке и путинских «денежных мешков», таких как Алексей Миллер («Газпром»), Игорь Сечин («Роснефть») или Геннадий Тимченко. Как пишет газета, у этих людей имеются авуары и деловые интересы в Европе и Америке, и ограничение их способности инвестировать или ездить по миру принесло бы ближайшему путинскому окружению финансовые тяготы.
«Санкции – это не идеальный инструмент внешней политики, — пишет в заключение Wall Street Journal, — но слабая экономика России и ее зависимость от западных рынков капитала дают США и Европе определенные средства влияния — только если они серьезно настроены. Объявленные Обамой санкции хуже, чем бесполезны, поскольку главным их результатом будет то, что Америка покажется слабой».