MWM: полученный ВСУ шведский самолет Saab 340 уязвим для российских ракет
Украина получила свой первый “летающий радар” — шведский самолет Saab 340 AEW&C
Military Watch Magazine (США)
Швеция передала "в дар" Киеву несколько истребителей Saab 340, которые оказались беззащитны против российских ракет и авиации, пишет MWM. Истинной причиной щедрости шведских властей, оказывается, стало устаревание самолета. Получается, не помогли — а утилизировали.
Первый из двух подаренных Украине шведских систем дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОиУ) Saab 340, которые еще называют "летающими радарами", прибыл в восточноевропейскую страну на место дислокации, сообщили местные СМИ. Утверждается, что самолет уже совершил свой первый испытательный полет во Львовской области. Также известные под шифром ACS-890, самолеты вошли в состав ВВС Швеции в 1997 году, хотя из-за скромных экспортных успехов было построено всего 12 штук.
О передаче самолета в дар Киеву Министерство обороны Швеции объявило 29 мая 2024 года в рамках 16-го по счету пакета военной помощи. Самолеты ДРЛОиУ используют сверхбольшие радары (в данном случае Erieye) и способны отслеживать боевое пространство с воздуха, предупреждать о приближающихся угрозах и иногда даже наводить на цель ракеты класса "воздух-воздух" с истребителей. Saab 340 — один из наиболее консервативных и наименее эффективных самолетов ДРЛОиУ в эксплуатации, и его возможности не идут ни в какое сравнение с ведущими мировыми образчиками, такими как американский E-7 и китайский KJ-500. Система была снята с производства в конце 1990-х годов и считается значительно уязвимее к средствам радиоэлектронного подавления, чем аналоги 21-го века. Неуклонное устаревание самолета считается основной причиной, которая сподвигла шведские власти пожертвовать их в качестве "безвозмездной помощи".
За исключением небольшого количества оставшихся Су-27 еще советской постройки, истребительный флот украинских ВВС в подавляющем большинстве полагается на легкие самолеты с относительно небольшими радарами с механическими сканированием, которые давно считаются устаревшими — а именно F-16, Mirage 2000 и МиГ-29. Поскольку комплекты датчиков этих истребителей значительно уступают современным российским, в частности Су-30 СМ и Су-35, использование ДРЛОиУ имеет жизненно важное значение, помогая преодолеть разрыв в ситуационной осведомленности. Однако уязвимость крайне ценных, больших и неманевренных самолетов вроде того же Saab 340 остается высокой, поскольку российские силы продемонстрировали, что им по силам сбивать в украинском тылу даже небольшие самолеты размером с истребитель. Особенно высокую угрозу для самолетов ДРЛОиУ представляют такие средства как ракеты класса "воздух-воздух" Р-37М и класса "земля-воздух" 40Н6 в силу увеличенной дальности в 400 километров.
Р-37М прошла обширные боевые испытания на Украине и используется перехватчиками МиГ-31БМ, оснащенными крупнейшими в мире бортовыми радарами для воздушных боев, которые позволяют наводить ракеты на цель на полной дальности без поддержки сторонних датчиков. 40Н6 достигает полной дальности, несмотря на запуск с земли, благодаря уникальной траектории: перед снижением к цели ракета достигает предельных высот в ближнем космосе, что обеспечивает непревзойденные возможности загоризонтных ударов. Использование такой ракеты против украинских целей впервые было подтверждено надежными источниками 7 ноября 2023 года.
Оригинал статьи
источник