Redav написал(а):
1. В чем по вашему тяжесть ситуевины?
2. Какие школы потеряны?
3. Кто и сколько умерли и ухали за рубеж из числа ведущих ученых?
Просьба. Дайте факты, ссылки, а не собстенные размышления ни чем не обоснованные...
Начнем с конца - с 3 вопроса. И здесь начнем с математики.
Уехали Громов, Манин, Концевич, Гельфанд, Кирилов, Синай, Каждан, Бернштейн, Дынкин, Зельманов, Окунков, Воеводский, Маргулис, Элиашберг. Почти не бывает Новикова, пол-года отсутствует Арнольд.
Кто умер - Колмогоров, 2 Александровых, Понтрягин, Петровский, Виноградов, Соболев, Лаврентьев, Гельфонд, Линник, Хинчин, Болибрух, Витушкин, ... -здесь можно много писать(золотой советский период математики)
Теперь скажу в общем о научных школах.
Ключевой элемент научной школы - передача знания от более старших поколений более младшим. Если что-то в этом механизме ломается, то научная школа начинает деградировать.
Чтбы научная школа была сильной, необходимы сильные ученые. Именно они в целом растят равнозначную смену. Конечно и у сильного ученого бывают слабые ученики, и даже средние ученые могут оказаться учителями будущих крупнейших ученых. Но в среднем корреляция между качеством учителя и ученика весьма большая. Поэтому если более старшее поколение умирает, не успев вырастить более молодую смену или уезжает за границу, происходит разрыв поколений, и это имеет самое негативное воздействие на научную школу.
Вот ссылка на интервью с нашим знаменитым физиком Андреем Линде.
http://www.polit.ru/science/2007/08/30/lindemar.html
Вот пара выдержек:
Вы часто бываете в Москве, заходите в ФИАН, общаетесь с людьми, оставшимися здесь коллегами – что будет с нашей наукой, на Ваш взгляд?
Это вопрос очень деликатный, и судить мне об этом трудно. Я же не много вижу здесь – приезжаю на короткое время, захожу всего в пару мест. А впечатление в общем такое: было в ФИАНе поколение великих, и оно нас всех воспитало, и пока оно было, это было абсолютно прекрасное место. Просто замечательное – и интеллектуально, и по честности и внутреннему благородству людей, которые там были. Сейчас есть опасения, основанные на аналогии с Германией после Второй мировой войны, когда ее наука потеряла лучших своих людей. Эту аналогию провел академик Л.Б.Окунь, заметив, что в Германии денег на науку тратят очень много, и за 60 лет после войны они все-таки восстановили себе науку, но не на том уровне, что был до войны.
Еще одна выдержка:
Плохо когда уходит поколение гигантов науки, наших учителей, и остается поколение ученых, читающих вот эти 10 тысяч работ в год и не всегда знающих, на какой из них надо сосредоточиться. Вот в этом проблема! Как вот это восстановить? Может быть надо пересадить к себе ученых высокого класса из Америки массовым количеством. Как это сделать – я не знаю.