«РусАТ» подвинет европейских производителей аддитивных технологий на российском рынке
«Росатом» намерен сделать Новоуральск одним из центров развития неядерного бизнеса госкорпорации. К 2030 году его доля, по словам представителей топливной компании ТВЭЛ, должна составить 30%. Одним из перспективных направлений обозначено развитие аддитивных технологий, в частности, создание 3D-принтеров и порошков для них. В производство 3D-принтеров, которые, по предварительным оценкам, обойдутся на 20% дешевле иностранных, планируется привлечь несколько миллиардов рублей и обеспечить окупаемость в течение 5 лет. Первые машины будут выпущены в 2019 году на площадке УЭХК, а пока изделия уже проходят российскую сертификацию. Однако первое время установки, вероятно, будут работать на порошках иностранного производства – выпуск российских порошков планируется начать в новоуральском НПО «Центротех» лишь к концу 2019 года.
Предприятия топливной компании «ТВЭЛ» (входит в ГК «Росатом») представили на выставке ИННОПРОМ-2018 проект 3D-принтера, для реализации которого в структуре госкорпорации создан межотраслевой интегратор «Русатом – Аддитивные технологии» (ООО «РусАТ»). На его базе объединены компетенции порядка 10 предприятий и научных институтов «Росатома», в том числе УЭХК, на площадях которого в 2019 году планируется запустить серийное производство российских 3D-принтеров.
Глава «РусАТа» Алексей Дуб
Как сообщили изданию в пресс-службе ТВЭЛа, 2018 и частично 2019 год уйдут на сборку предсерийных образцов и отладку технологий работающего на металлических порошках 3D-принтера. В «РусАТе» ведут работу по трем направлениям применения аддитивных технологий: для медицины (выпуск имплантов), внутренних потребностей атомной отрасли, потребностей иных отраслей – авиа-, судостроения, энергетики и других.
«Как только мы отработаем технологический процесс полного цикла, сборочные площадки начнут получать заказы на производство. Во второй половине 2019 годы мы планируем начать серийный выпуск оборудования и порошков согласно предварительному портфелю заказов. Опытный образец промышленного 3D-принтера второго поколения собран и проходит испытания в АО «НПО «ЦНИИТМАШ», предприятии госкорпорации «Росатом». Ранее здесь уже был создан однолазерный 3D-принтер», – сообщили в пресс-службе ТВЭЛа.
Российский принтер нацелен на полное импортозамещение: в нем применяются отечественные программное обеспечение на базе системы «Логос», система управления атмосферой в камере плавки. Третий важный компонент – сканирующее устройство движения лазерного луча – в представленном на «ИННОПРОМе» образце был пока германского производства. Однако, по словам руководителя «РусАТа» Алексея Дуба, ВНИИТФ по заказу предприятия уже сделал аналог необходимого размера и мощности.
В отличие от иностранных 3D-принтеров, российская разработка нацелена на «двухпорошковое наплавление двумя лазерами, не имеющее прямых аналогов по техпроцессу». Мультипорошковая система позволяет получить деталь с четким распределением по объему одного сплава в другом с заранее запрограммированными свойствами. Ее разработка ведется совместно с Санкт-Петербургским политехническим университетом.
«Как известно, в 3D-принтерах раскладывается слой порошка, плавится определенное место, где расположена деталь, затем следующий слой – и мы получаем колодец, заполненный порошком, внутри которого деталь. Неиспользованный порошок нужно отделить и вернуть в производство. При двух порошках получаем смесь, которую нужно разделить вновь на две фракции и уложить в отдельные камеры», – пояснили в пресс-службе ТВЭЛа.
Особо отмечают представители «РусАТа» использование открытой архитектуры программного обеспечения. Подобные возможности, как правило, предоставляют только топовые модели иностранных производителей, обходящиеся в 2-3 раза дороже обычных.
«Заинтересованность в системах с открытой архитектурой есть. Даже сегодня на «ИННОПРОМе» представитель одной из промышленных компаний приходил на стенд «РусАТа» и рассказывал, что фирма приобрела иностранный 3D-принтер, но он рассчитан строго на работу с конкретным порошком этого производителя и выпуск деталей со строго определенными свойствами. Преимущества открытой архитектуры в том, что задаваемые свойства детали можно менять, экспериментировать», – поделился с «Правдой УрФО» представитель «РусАТа».
В ТВЭЛе и «РусАТе» уже отмечают интерес со стороны крупных российских компаний к приобретению 3D-принтера. Ведутся переговоры о поставках с предприятиями ОАК, ОДК, ОСК, ведущими медицинскими клиниками. Как отмечают в пресс-службе ТВЭЛа, используемые на российских предприятиях 3D-машины немецкого производства стоят от 80 до 150 млн рублей. Стоимость отечественного принтера планируется на 20% ниже зарубежных аналогов при сопоставимых или даже лучших характеристиках.
По словам директора УЭХК Александра Белоусова, в 2019 году на предприятии по предзаказу будет изготовлено 2 3D-принтера. Максимальная мощность нового производства, говорит Александр Дуб, – 5-10 принтеров в год в зависимости от модификации, что в целом обеспечивает пока потребность российского рынка.
Официально полный объем инвестиций в проект не раскрывается. Однако на 2016 год он оценивался в 6 миллиардов рублей. В настоящее время, отмечают представители рынка, с учетом инфляции и изменения курса доллара сумма увеличилась. В этом году в ТВЭЛе вопрос привлечения займов на проект не рассматривают и рассчитывают финансировать его в основном за счет внутренних резервов участников. Например, УЭХК уже вложил в него 140 млн рублей. Соответственно, сейчас собственность на каждый конкретный актив, как правило, оформлена на его непосредственного разработчика или производителя в структуре «Росатома». По мере завершенности проекта актив будет планово переходить в собственность «РусАТа».
«Можно сказать об окупаемости – где-то порядка 5 лет. Мы выйдем на эти цифры. Но поскольку темпы прироста этого бизнеса высокие, мы надеемся (сделать это) раньше. Думаю, что выйдем по аддитивным технологиям на несколько миллиардов рублей в течение 2-3 лет. На сегодняшний день занимаемся сертификацией порошков для принтеров, которые имеют экспортный потенциал. Занимаемся собственным программным обеспечением. Мы будем еще и заниматься сервисом. Модель бизнеса дорабатывается. Мы нацелены на продажу полного цикла услуг. От порошков до сервиса и собственного ПО», – рассказал «Правде УрФО» вице-президент по развитию новых бизнесов АО «ТВЭЛ» Юрий Кудрявцев.
Вице-президент по развитию новых бизнесов ТВЭЛа Юрий Кудрявцев
Принтер рассчитан на работу с металлическими порошками: нержавеющими сталями, чистым титаном и алюминием и их сплавами, сплавами никеля, хром-кобальт-молибденовыми сплавами.
По оценке специалистов ТВЭЛа, рынок аддитивных технологий ежегодно растет, и если в 2017 году он оценивался в 9,7 млрд долларов, то к 2025 году составит 52,7 млрд долларов. Причем выпуск металлических порошков занимает на нем пока всего 15%, в основном, 3D-принтеры работают на полимерных порошках. Рынок 3D-принтеров на металлических порошках, как прогнозируют в компании, к 2025 году составит 32% от всего рынка аддитивных технологий. Как указывают эксперты, основную долю (выпуск промышленных 3D-принтеров, порошков для них и обслуживания систем) занимают компании из Германии и США.
Параллельно с созданием 3D-принтера в Новоуральске идет разработка установки выпуска порошков для них. Проектом занимается дочернее предприятие УЭХК – НПО «Центротех». По словам Александра Белоусова, пока создание установки находится на стадии НИОКРа и оформления в инвестпроект.
«Объем инвестиций в проект – 40-50 млн для создания одной установки. Если она заработает, и качество порошков будет удовлетворять, и одной установки будет не хватать, конечно, мы можем тиражировать ее», – говорит руководитель УЭХК.
По его оценке, выйти на стадию промышленного выпуска порошков возможно к концу 2019 года. Объем инвестиций в создание одной установки оценивается в 40-50 млн рублей. При необходимости она может быть тиражирована.
Представители атомной отрасли, учитывая растущее внимание к развитию аддитивных технологий со стороны российских компаний, в том числе «Ростеха», не исключают расширения кооперации между ними. Кроме того, в интересах производителей – создание государственной программы развития аддитивных технологий, в рамках которой, в том числе, возможно выделение господдержки участникам.
«
Правда УрФО» продолжит следить за развитием ситуации.