Стартовало строительство Багаевского гидроузла — одного из самых масштабных инфраструктурных проектов за последние несколько десятилетий, который должен решить проблему маловодности Нижнего Дона.
Графика предоставлена администрацией Азово-Донского бассейна
После введения в эксплуатацию второй нитки Кочетовского гид-роузла в 2008 году остался единственный лимитирующий участок на Нижнем Дону — от Кочетовского шлюза до Арпачинского переката. Предлагались разные варианты решения этой проблемы, проводились научно-исследовательские работы. Но оказалось, что при малых попусках Цимлянского гидроузла обеспечить глубину в 4 метра невозможно ни дноуглубительными, ни выпрямительными работами, ни берегоукреплением, ни созданием полузапруд. В конце концов решили, что единственный вариант ликвидировать это узкое место на ЕГС — построить низконапорный гидроузел.
Ускорить процесс проектирования и строительства «помог» аномально низкий по водности 2015 год, когда отметка Цимлянского водохранилища опустилась до критически низкого уровня — 32,54 метра при проектном уровне в 36 метров. Крупнотоннажный флот не мог безопасно преодолеть участок Нижнего Дона, суда приходилось паузить.
Багаевский гидроузел призван решить сразу комплекс проблем: обеспечить благоприятные судоходные условия для работы флота на маловодных участках Нижнего Дона, улучшить систему водопользования, обеспечить стабильную работу Новочеркасской ГРЭС, оздоровить Цимлянское водохранилище, а также создать возможности для прохода рыбы к местам нерестилища в реку Маныч.
Причем к экологическим проблемам проектанты отнеслись серьезно: на Багаевском гидроузле будут построены рыбоотводные каналы для беспрепятственного прохождения рыбы, чего нет на других ГТС Волго-Донской системы. С началом работы Багаевского шлюза попуски, необходимые для нормальной работы Цимлянского водохранилища в навигацию, можно сократить до 170 кубометров в секунду. Таким образом, сокращение расходов, а следовательно, экономия воды и ее перераспределение будут способствовать оздоровлению водохранилища. Еще в процессе проектирования для уменьшения отрицательного влияния на окружающую среду проектную отметку верхнего бьефа гидроузла снизили до двух метров.
Но главное, чего ждут речники от нового ГТС, — улучшение параметров водных путей. После ввода гидроузла в эксплуатацию средняя глубина в Дону увеличится до 4 метров. Сейчас суда, проходящие через маловодные участки реки, имеют осадку не более 3,2 метра, и это при том, что рассчитаны они на 3,6 метра. А ведь 10 сантиметров осадки — это почти 200 тонн груза. Суммарные потери флота из-за неполного использования грузоподъемности и простоя судов при глубине 340 сантиметров составляют 2557,74 тысячи тонн.
Новое гидросооружение должно увеличить не столько пропускную, сколько провозную способность реки путем большей загруженности крупнотоннажного флота. По оценкам специалистов ФБУ «Администрация Азово-Донского бассейна» перевалка грузов после ввода в эксплуатацию Багаевского гидроузла может превысить 18 миллионов тонн. Кроме того, сократится количество перекатов, на которых запрещено расхождение и обгон судов, увеличится радиус закругления на отдельных участках, уменьшится ежегодный объем эксплуатационных дноуглубительных работ.
Увеличение провозной способности водного пути приведет к росту объемов перевалки грузов в регионе. Сейчас на базе Усть-Донецкого порта планируется реализация первого этапа по созданию индустриально-логистического парка «Пять морей» общей площадью 355 гектаров, интегрированного в портовую деятельность. Этот проект позволит увеличить объемы перевалки грузов в Усть-Донецком порту с 4 до 12 миллионов тонн, но только при условии строительства Багаевского гидроузла.
После проведения публичного ценового и технологического аудита проект строительства Багаевского гидроузла был одобрен. В июле 2016 года Постановление Правительства РФ включило объект в Федеральную целевую программу «Развитие транспортной системы России (2010—2020 годы). Учитывая важное значение стройки для всего промышленно-хозяйственного комплекса страны, определены крайне сжатые сроки строительства Багаевского гидроузла — до 2020 года.
Стоимость гидротехнических сооружений — 22 миллиарда руб-лей. Изначально называлась сумма в 32 миллиарда. Однако для экономии федеральных бюджетных средств было решено отказаться от строительства моста через Дон и малой гидроэлектростанции.
Проект предусматривает два этапа строительства: подготовительный (возведение строительных площадок и причалов, обустройство судоходной прорези, возведение причала для разгрузки и складирования грузов и для отстоя технического флота, необходимого для строительных работ, временная подстанция для электроснабжения) и основной (возведение непосредственно ГТС: плотины, шлюзов, водосбросных и рыбопропускных сооружений).
ГТС построят на острове Арпачинский (3089-й километр судового хода Дона). Место выбрано не случайно — чтобы строительство не мешало судоходству. Наличие двух проток позволяет одновременно осуществлять пропуск флота и возводить гидроузел. На подготовительном этапе предполагается провести дно-
углубительные и выпрямительные работы в левой несудоходной протоке, чтобы по ней безопасно пропускать флот во время строительства гидроузла в правой перекрытой протоке Дона.
В комплексе гидротехнических сооружений запланировано строительство двухниточного судоходного шлюза доковой конструкции из монолитного железобетона со сплошным водонепроницаемым днищем. Высота стен камер — 15 метров, ширина — 18, длина полезная — 150 метров. Причальные и направляющие сооружения шлюза — стационарные, из монолитного железобетона.
Кроме того, будет создана плотина с водосбросом-регулятором, состоящая из 12 пролетов длиной 20 метров: шесть из них — регулируемые, что позволит при необходимости работать шлюзу в безнапорном режиме. Такой режим возможен, если Цимлянское водохранилище набрать до проектных отметок и осуществлять повышенные попуски.
Во время проведения общественных слушаний людей больше всего интересовали вопросы: насколько поднимется уровень воды в их местности и каковы будут последствия. Поскольку уровень Багаевского водохранилища уменьшен с 2,8 до 2 метров, то зона затопления сократится вдвое, а зона подтопления — втрое. От затопления предусмотрена система защитных дамб длиной 24 километра, от подтопления — система придамбового земляного дренажа с выпуском в водохранилище, более 20 насосных станций.
Символический камень в честь начала строительства Багаевского гидроузла заложен в торжественной обстановке 23 апреля 2018 года. По плану возведение ГТС должно быть завершено до декабря 2020-го, а в навигацию-2021 новый шлюз начнет пропуск флота.
Из истории
Строительство Волго-Донского водного пути было комплексным проектом, рассчитанным на три этапа. Первый этап — создание Волго-Донского судоходного канала с 13 шлюзами, строительство Цимлянского гидроузла с двумя судоходными шлюзами и наполнение Цимлянского водохранилища. Эта часть проекта была успешно реализована в 1952 году. Второй этап — строительство Николаевского и Константиновского гидроузлов, что также было выполнено. Третий этап проекта предполагал строительство Багаевского и Аксайского гидроузлов, что позволило бы обеспечить гарантированную глубину в 4 метра до Ростова-на-Дону.