Тема хоть и про стратегов нового поколения, но наверное будет уместно разместить здесь материал об истории стратегической авиации ВВС США:
Смерть нагрянет на крыльях.
Читатель вправе задать вопрос о том, зачем ему знать прошлое, настоящее и будущее оснащенной ядерным оружием стратегической бомбардировочной авиации (СБА) США. И тут придется напомнить, что по договору 2010 года о мерах по сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений за каждым развернутым ядерным бомбардировщиком засчитывается только один ядерный боезаряд (ЯБЗ), хотя такой «многоразовый» американский бомбардировщик способен нести в каждом боевом вылете по 16–20 ядерных бомб и ракет. Еще в самом недалеком прошлом СБА США была в состоянии превратить СССР в груду «дымящихся радиоактивных руин», поэтому имеет смысл рассмотреть ее нынешние возможности.
21 марта 1946 года в авиации американских Сухопутных войск было создано Стратегическое авиационное командование (САК), призванное сосредоточить в себе дальнобойную ядерную мощь США для проведения воздушного наступления с целью уничтожения страны с таким общественным строем, само существование которого угрожало Соединенным Штатам.
В следующем году Стратегическое авиационное командование заняло главенствующее положение в Военно-воздушных силах, выделившихся к тому моменту из состава Сухопутных войск и ставших самостоятельным видом американских Вооруженных сил.
1 июня 1992 года Стратегическое авиационное командование прекратило свое существование, влив свой ядерный костяк в новое Объединенное стратегическое командование (ОСК).
Последнее вобрало в себя все способные нести ядерное оружие бомбардировщики В-52, В-1 и позже В-2 (в виде 204-го оперативного соединения), авиакрылья межконтинентальных баллистических ракет (214-е ОС МБР), атомные подводные лодки с баллистическими ракетами (ПЛАРБ), дислоцированные в зонах Тихого океана, Атлантического океана и Европы (соответственно 134-е, 144-е и 164-е ОС), самолеты-заправщики (294 ОС), а также сведенные в 124-е ОС воздушные командные пункты (ВКП) и самолеты-ретрансляторы (СР). По состоянию на конец 2015 года все ядерные бомбардировщики В-52 и В-2 и обычные В-1 входили в 8-ю воздушную армию Командования глобального удара ВВС по административной организации и в 204-е ОС ОСК по оперативной организации.
Сначала в САК была только СБА, затем появилась разведывательная (РА) и заправочная (ЗА) авиация, а с 1959 года – обосновались МБР. Посмотрим, как развивалась его авиационная составляющая и прежде всего СБА.
Для САК предназначалось более 4200 самолетов большой дальности, способных поражать стратегические объекты нашей страны обычным и ядерным оружием: свыше 400 средних поршневых бомбардировщиков В-29 (в САК в 1946–1954 годах), 370 В-50 (1948–1955), 385 тяжелых В-36 (1948–1959), 2049 средних реактивных В-47 (1951–1966), 116 В-58 (1960–1970), 76 FВ-111 (1969–1991), 744 тяжелых В-52 (с 1955 года), 100 В-1В (в 1985–1997 годах с ядерным, далее только с обычным оружием), 21 В-2 (в ОСК с 1993 года).
Однако не все эти самолеты состоялись как носители оружия. Не менее одной пятой из них была уготовлена судьба стать разведчиками, заправщиками, постановщиками помех, учебными и испытательными самолетами.
БОМБАРДИРОВЩИКИ, ЗАПРАВЩИКИ, РАЗВЕДЧИКИ.
Парк СБА сначала вырос со 148 бомбардировщиков при создании САК до почти 1900 в конце 50-х годов, но затем «золотой век» СБА стал подходить к концу, и к середине 60-х годов количество бомбардировщиков из-за прихода межконтинентальных баллистических ракет наземного (МБР) и морского (БРПЛ) базирования значительно уменьшилось. К концу 1979 года СБА представляли 619 тяжелых и 68 средних бомбардировщиков, в 1990 году – 583 тяжелых и 32 средних бомбардировщика. Парк СБА, включавший в себя и самолеты, находившиеся в консервации и на хранении, в 2015 году насчитывал около 80 бомбардировщиков В-1, 21 В-2 и 90 В-52 (20 В-2 и 88 В-52 считались носителями ядерного оружия).
Состав СБА на 2015 год был определен в 61 В-1, 20 В-2 и 74 В-52. Он включал в себя как бомбардировщики действующего состава (бомбардировщики боевого состава и предназначенные для обучения и испытаний), так и бомбардировщики, предназначенные для восполнения потерь и замены ремонтируемых и неисправных самолетов. Боевой состав (combat-coded) традиционно представляли 36 В-1, 16 В-2 и 44 В-52. Таким образом, из 20 В-2 и 88 В-52 для выполнения планов ядерной войны могли всегда использоваться 60 бомбардировщиков (16 В-2 и 44 В-52).
По прежним планам намечалось иметь в 2018 году в составе СБА 21 В-2 (19 развернутых и один неразвернутый носитель ядерного оружия, один испытательный), 78 В-52 (41 развернутый и пять неразвернутых носителей ядерного оружия, 30 носителей обычного оружия, два испытательных), около 60 В-1 с обычным оружием. Поступление в ОСК первых из серии в 100 новых малозаметных «проникающих» бомбардировщиков двойного назначения В-3 (или В-4) ожидается с 2025 года. До 2040 года самолеты В-1 и В-52 будут сняты с вооружения, и в СБА останутся только самолеты двойного назначения В-2 и В-3, способные применять как ядерное, так и обычное оружие.
Заправочная авиация начала свое становление в САК с 1948 года. С поступлением в 1954 году 500-го заправщика КС-97 дозаправка в воздухе стала считаться полностью освоенной, а СБА и ЗА САК превратились в сиамских близнецов. Дозаправка в воздухе придала американским бомбардировщикам глобальную дальность. В ВВС (преимущественно в САК) в 1948–1966 годах служило свыше 210 поршневых КВ-29, 160 КВ-50 и 888 КС-97, для ВВС (в основном для САК) были построены в 1956–1965 годах 732 реактивных заправщика КС-135 и в 1981–1990 годах – 60 КС-10. Львиная доля из более 2 тыс. самолетов-заправщиков проходила службу в составе САК, обеспечивая СБА. Замена части из более 400 действующих ныне самолетов КС-135 на 179 новых заправщиков КС-46А назначена на 2017–2027 годы. Причем тандем СБА–ЗА постоянно совершенствуется. Создание 100 новых бомбардировщиков, вооруженных новыми высокоточными ядерными и обычными КРВБ, а также новой высокоточной ядерной авиабомбой и обеспеченных 179 новыми заправщиками, существенно повышает возможности СБА по нанесению массированных ракетно-бомбовых ударов обычным и ядерным оружием по избранным объектам потенциальных противников.
Флот самолетов-разведчиков САК представляли в минувшие годы свыше 700 машин, включая более 70 RВ-50, 143 RВ-36, 314 RВ-47, не менее 27 RB-52, около 150 U-2, SR-71 и RС-135 (сейчас осталось примерно полсотни RС-135 и U-2). Пополняющая строй разведчиков беспилотная разведывательная авиация, насчитывающая уже несколько десятков RQ-4, теснит пилотируемую. На очереди – создание к 2025 году нового дозвукового разведчика на замену U-2 и к 2030 году – сверхзвукового разведывательно-ударного SR-72. В истории сохранилась память о нарушениях воздушного пространства СССР в 1952–1962 годах самолетами RВ-47 и U-2, в том числе о демонстративном полете шести RВ-47 в строю над северо-восточной частью СССР в 1956 году.
НОСИТЕЛИ КРЫЛАТЫХ РАКЕТ
Авиационными средствами доставки ядерного оружия СБА стали за все время около 4500 управляемых ракет (УР) и крылатых ракет воздушного базирования (КРВБ): 722 АGМ-77 (на вооружении в 1960–1978 годах), 1541 АGМ-69 (1972–1990), 460 АGМ-129 (1991–2007), 1715 АGМ-86В (с 1981 года).
Примечательно, что начало превращения «бомбоносной» СБА в «ракетно-бомбовую» было неудачным. Попытка руководства ВВС в 1957–1958 годах заиметь на вооружении 134 самолетов DB-47, числившихся в САК, 136 капризных сверхзвуковых УР АGМ-63 с дальностью доставки ЯБЗ мегатонного класса на 185 км рухнула из-за сложностей в системе управления ракетой и в эксплуатации самой УР. Ракетоносной авиацию сделали уже последующие УР и КРВБ, которые влили свежую кровь в СБА, отсрочив на 85 лет старение парка бомбардировщиков В-52.
Авиации требовались прежде всего ракеты большой дальности, чтобы запускать их как можно дальше от зон действия зенитных ракет и истребителей-перехватчиков противника и тем самым снизить собственные ожидаемые потери. Оснащение СБА ракетами большой дальности предотвращало грозившее ей увядание вследствие конкуренции со стороны быстрых МБР и БРПЛ, а более высокая точность авиационных ракет обеспечивала СБА определенными преимуществами перед МБР и БРПЛ. К тому же повышение точности авиационных ядерных ракет с КВО около 1,8 км при дальности 1000 км до КВО в 30–60 м при дальности 2500 км снижало потребную мощность ЯБЗ на ракете с 1 Мт до 200 и менее килотонн тротилового эквивалента.
Уменьшение массы авиационных ракет позволяло бомбардировщику многоразового использования в каждом вылете в зависимости от его типа и типа ракет нести 16–24 ЯБЗ, в то время как на одной МБР одноразового использования размещалось максимум 10, а на БРПЛ – 8 ЯБЗ. В третьем десятилетии бомбардировщики В-52, В-2 и В-3 (В-4) получат 1000 новых ядерных КРВБ, хотя постоянно ядерными боезарядами будет оснащена только их часть. В конце второго – в начале третьего десятилетия завершится накопление боезапаса новых высокоточных обычных КРВБ дальностью более 900 км (возможно, 1–1,5 тыс. AGM-158B) для бомбардировщиков В-2, В-3, В-52 и в первую очередь для сверхзвукового В-1.
ДРЕВНЕЕ, НО ЭФФЕКТИВНОЕ
Самым древним средством поражения в СБА остаются авиабомбы. Серийное производство ядерных бомб началось в 1947 году, а термоядерных – через семь лет. Первые серийные ядерные бомбы имели мощность в несколько десятков кт тротилового эквивалента, последующие – более 100 кт и последние – 500 кт тротилового эквивалента. Термоядерные бомбы сначала имели мощность в несколько Мт тротилового эквивалента (от 3–4 до 10–15 Мт), в дальнейшем диапазон их мощности был расширен до сотен и десятков килотонн.
С 1956 года на вооружение СБА стали поступать термоядерные бомбы мощностью примерно по 20 Мт тротилового эквивалента, с 1960 года – примерно по 25 Мт тротилового эквивалента, а через три года было заявлено, что без дальнейших испытаний может быть создан для бомбардировщика В-52 термоядерный боезаряд в 50–60 Мт тротилового эквивалента.
Почти все «ядерные сливки» в виде наиболее совершенных и разрушительных бомб предназначались в то время для САК. В СМИ утверждалось, что в 1958 году в САК якобы находилось 90% мегатоннажа страны (тогда США располагали 7345 ядерными боезарядами общей мощностью 17 304 Мт тротилового эквивалента). Для СБА этими средствами поражения были около 2000 термоядерных бомб Mk36, Mk39 и Mk15 и несколько сотен ядерных бомб Mk6. В 1958 году они были размещены на 36 авиабазах САК в США и за рубежом и на четырех континентальных базах хранения при четырех авиабазах САК. Этого количества бомб должно было хватить для примерно 1600 бомбардировщиков В-47 и В-52, треть которых несла боевое дежурство на авиабазах в 15-минутной готовности к вылету с ядерным оружием на борту.
Первоначально ядерное оружие содержалось в хранилищах Комиссии по атомной энергии (КАЭ), несмотря на повторявшиеся требования составителей планов ядерной войны против СССР передать его «в войска». Время принятия решения о передаче ядерного оружия от КАЭ военные относят к 1953 году. Передача ядерного оружия бомбардировочным авиакрыльям САК, в том числе находившимся на передовых авиабазах в Великобритании и Африке, была осуществлена в 1954 году. По словам одного из министров обороны США, «войска» впервые получили ядерное оружие в 1954 году. Передача ВС США всего ядерного оружия, включая тактическое, завершилась в 1961 году.
Важной вехой стал 1956 год, когда на вооружение начали поступать полностью снаряженные бомбы, которые не требовали в полете ручного или автоматического ввода так называемой ядерной капсулы.
В арсеналах СБА за прошедшие 70 лет перебывали в различных модификациях ядерные и термоядерные бомбы почти двух десятков типов. Бомбы Mk53 мощностью в 9 Мт тротилового эквивалента, созданные в 1962–1965 годах, были окончательно сняты с вооружения в 2005 году и полностью разобраны в 2012-м. Для СБА сохраняются авиабомбы В83-0/1 и В61-7/11 с переключаемым тротиловым эквивалентом. Считается, что максимальная мощность у В83 – не менее 1 Мт тротилового эквивалента, а у В61 не превышает нескольких сотен килотонн. В перспективе, в 2030-е годы, может быть выполнен переход на единственный к тому времени тип термоядерной бомбы с изменяемой мощностью взрыва – В61-12.
РАЗРУШИТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ
В давние времена один В-29 нес одну ядерную бомбу, В-36 – одну или более, В-50 и В-47 – по одной-две, В-58 – до пяти бомб, а FВ-111 имел 2–6 бомб и ракет. Полезная нагрузка самолетов В-52 постепенно увеличивалась с двух бомб до четырех бомб и УР и в 70-е годы доросла до 12 единиц ядерного оружия (4–6 АБ и 6–8 УР). В 80-е и в 90-е годы была продемонстрирована возможность загрузки на один В-52 20 ядерных КРВБ. Вероятно, существующий вариант загрузки бомбардировщика 12 КРВБ на внешней подвеске сохранится и в будущем. Не следует забывать, что этот самолет способен нести на внутренней восьмипозиционной пусковой установке и ядерные бомбы В83. Максимальная боевая загрузка В-1 – 24 УР или 16 бомб, а В-2 – 16 бомб.
Отметим, что если в 40-е годы ядерный боезапас США предназначался только для СБА, то в 50-е годы – уже и для других родов авиации, и для всех видов ВС страны. Ядерный монополизм СБА в стратегических ядерных силах (СЯС) кончился с приходом в 1959 году МБР и в 1960 году БРПЛ. Судя по заявлениям американских министров обороны, СЯС имели в 1968 году 4200, а в 1979 году – 9200 развернутых ЯБЗ. По оценкам СМИ, на СБА приходилось в 1979 году более 2500 ЯБЗ мощностью в 2300 Мт тротилового эквивалента, равной половине ядерного мегатоннажа СЯС. Из материалов в докладе министра обороны от 1992 года следовало, что два года назад СЯС имели 13 100 ЯБЗ, в том числе для СБА около 4550. Судя по официальным материалам, опубликованным в связи с подготовкой договора СНВ-1, в 1990 году СЯС США располагали 10 563 развернутыми ЯБЗ, из них 2353 были авиационными.
Опубликованные диаграммы распределения ЯБЗ в авиации позволяли считать, что тогда в числе развернутых числились свыше 1000 ЯБЗ для КРВБ, до 800 для УР и около 550 ЯБЗ бомб. Как видно, соотношение развернутых и неразвернутых авиационных ЯБЗ составляло 52:48. В 2012 году из 2150 развернутых ЯБЗ СЯС на долю авиации пришлось 546 ЯБЗ (240 для КРВБ и 306 для бомб). С учетом действовавшего ранее соотношения развернутых и неразвернутых ЯБЗ на неразвернутые пришлось бы 504 ЯБЗ (288 для КРВБ и 216 для бомб), то есть ядерный боезапас СБА был бы тогда представлен 1050 развернутыми и неразвернутыми ЯБЗ. Но истинный активный и неактивный ядерный боезапас СБА был явно больше этой расчетной цифры.
КОНЦЕПЦИИ ПРИМЕНЕНИЯ
В 1946–1951 годах в США создавалось множество концептуальных, общих и детализированных, краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных планов применения ядерного оружия против СССР и его союзников. Например, планом EWP САК на 1949 год предусматривалась возможность использования 133 бомб по 70 городам СССР (суммарная мощность этих бомб вряд ли превышала 3,3 Мт тротилового эквивалента). По действовавшему в первой половине 1954 года плану EWP САК намечалось использование с 735 бомбардировщиков до 750 бомб Mk6 по 100 городам и сотням других объектов противника (при мощности бомбы Mk6 в 160 кт общий мегатоннаж, видимо, не превышал бы 120 Мт).
По плану SIOP-1A 1961 года предусматривалась гарантированная доставка ядерного оружия к 937 целям при использовании с 1239 бомбардировщиков САК около 2400 ЯБЗ, при этом общий мегатоннаж этих ЯБЗ явно был бы более 6600 Мт. Что такое 6,6 Гт? В переводе на тринитротолуол это означает, что на каждые 5 кв. м территории СССР, КНР и их союзников приходилось бы по килограмму взрывчатки.
По официальному заявлению от 1989 года, СБА САК была нацелена на 60% объектов плана SIOP Стратегических ядерных сил. Вспомним, что тогда в этом плане находилось, по данным СМИ, около 10 тыс. объектов с нацеливанием в среднем на 2,5 объекта по одному ЯБЗ. В наше время для СЯС США вместо планов SIOP действуют номерные оперативные планы типа 80ХХ.