Авиация США шлет повестки «истребителям запаса»
Boeing возобновляет производство самолетов, от которых Пентагон отказался 10 лет назад
Несколько дней назад портал сообщил, что компания Boeing начала расширение производственных мощностей для сборки палубных истребителей F/A-18E Super Hornet («Супер Шершень»). Это событие следует отнести к разряду «не было бы счастья, да несчастье помогло».
Программа выпуска данных истребителей, которые используются на авианосцах, начавшись в 1995 году, должна была завершиться в 2020-м. Однако ее продлили до 2040 года. Более того — количество ежегодно выпускаемых самолетов должно возрасти по сравнению с предыдущими годами. «Блумберг» сообщает о том, что причиной «реанимации» производства стали возрастающие заказы на «Супер Шершень» от Канады и Кувейта, а также от ВМС и Корпуса морской пехоты США.
Рост заказов произошел, что называется, не от хорошей жизни. Компания Lockheed Martin уже давно должна была заменить устаревшие американские самолеты своей новой разработкой — легким истребителем пятого поколения F-35. Он был разработан сразу в трех модификациях: F-35А (обычный наземный), F-35 В (с укороченным взлетом и вертикальной посадкой) и F-35С (палубный истребитель). Если наземная машина, в конце концов, встала на крыло и начинает внедряться (хоть и с большим запозданием) в строевые части ВВС, то две другие пока еще совсем сырые. Относительно запаздывания F-35 В особых нареканий нет, потому что он должен быть изготовлен в существенно меньшем количестве, чем две другие модификации.
А вот проблемы с палубной модификацией уже привели к последствиям, которые со стороны выглядят анекдотическими.
Во время опытной эксплуатации F-35С беспрерывно обнаруживаются конструкторские просчеты. Они по мере возможности устраняются или минимизируются. Но тут же всплывают новые. Недавно обнаружилось, что во время катапультного старта самолета с палубы авианосца возникает сильная вибрация переднего шасси. Вибрация передается креслу пилоту. Голова колеблется с такой амплитудой и частотой, что это может повлиять на способность пилота контролировать обстановку и управлять полетом. А это создает угрозу безопасности. При опросе 78 пилотов почти четверть из них сообщили, что в момент взлета испытывают сильную боль.
Устав дожидаться, когда же Lockheed Martin начнет поставлять кондиционные палубные истребители, некоторые страны начали от них отказываться. И в такой ситуации естественным выходом из положения стало возобновление производства F/A-18 «Супер Шершней». При этом самолет будет модернизированным, отличающимся по характеристикам в лучшую сторону от F/A-18E/F. Конструкторы пока еще работают над новым вариантом истребителя, но он уже получил название F/A-18XT Advanced Super Hornet.
Если на авианосцах еще как-то справляются с отсутствием новых палубных самолетов, то в Корпусе морской пехоты предпринимаются экстренные меры для поддержания боеготовности. F-35 В, предназначенные для размещения на универсальных десантных кораблях, видимо, морпехам не очень-то и нужны. Поскольку по сравнению с нормальными самолетами они обладают меньшей боевой нагрузкой и малой дальностью действия, т.к. горючее усиленно пожирается не только при вертикальном, но и при укороченном взлете. На УДК вообще вполне достаточно иметь вертолеты. Они даже полезнее, поскольку имеют не только ударную функцию, но и транспортно-десантную.
Но вот «нормальных» палубных истребителей, которые способны выполнять боевые задачи на значительном расстоянии от места морского базирования, морпехам стало остро не хватать. В связи с чем компания Boeing начала извлекать из авиационной свалки, расположенной на базе Дэвис-Монтан в штате Аризона, выработавшие ресурс палубные истребители-бомбардировщики McDonnel Douglas F/A-18С Hornet и давать им «новую жизнь». Результаты такого «восстановления из праха» мало предсказуемы. Потому что эти самолеты не законсервированы, а находятся постоянно под открытым небом вне ангаров и навесов. Точно так же, как советские реликвии в Музее авиации в подмосковном Монине.
В конце прошлого века компания McDonnel Douglas была поглощена «Боингом», именно поэтому все работы по восстановлению старых самолетов проводит именно «Боинг». Компания гарантирует, что вводимые в эксплуатацию самолеты прослужат еще 10 лет. При этом происходит не просто восстановление истребителей, но модернизация. Поскольку «Шершни» начали поступать на вооружение 25 лет назад. Соответственно, и авионика на них установлена устаревшая.
Восстанавливаемые самолеты получили обозначение F/A-18C+. В них переоснащена кабина пилота, установлен новый более эффективный радар AN/APG-65 и улучшено связное оборудование. Но при этом о замене силовых установок речи не идет. «Боинг» намеревается восстановить 30 выработавших ресурс истребителей в рамках программы «C+ Program».
Однако и продолжающие эксплуатироваться простые «Шершни», которые не «Супер», уже находятся на пределе своих эксплуатационных возможностей. Лавинообразное нарастание аварий началось еще 2015 году. В прошлом году инцидентов с потерей самолетов и гибелью экипажей стало еще больше — в 9 наиболее серьезных происшествиях разбились 9 самолетов, 4 пилота погибли. Причем такой рост числа катастроф был вполне предсказуем. Планёр самолета рассчитан на 6 тыс. часов налета, но многие «Шершни» уже налетали больше 8 тыс.
Разговоры о необходимости замены состарившихся палубных самолетов начались уже давно. И замена была вполне подходящая. В 2001 году начались закупки «Супер Шершня» — F/A-18E (одноместный) и F/A-18D (двухместный).
Однако вскоре компания Lockheed Martin заморочила Пентагону голову обещаниями скорого развертывания супер истребителя F-35, который имеет палубную модификацию F-35C. И Пентагон, имея в руке синицу, решил переориентироваться на журавля в небе, прельстившись обещаниями достижения превосходного соотношения цены и качества. Закупки «Супер Шершня» были приостановлены.
Однако цена у новинки Lockheed Martin в результате получилась запредельной — 94 млн. долларов. В то время как «синица в руке», предлагаемая «Боингом», стоит 67 млн. долларов. Качество же оказалось превосходным лишь в рекламных буклетах производителя.
Американское командование, принимая решения о закупках того или иного самолета, сравнивает характеристики претендентов. Похоже, что на него завораживающе воздействовали два обстоятельства. F-35 относится к пятому поколению, «Супер Хорнет» — к поколению 4++. F-35 обладает «феноменальной» малозаметностью. Однако реально это не так — у F-22 эффективная площадь рассеивания в 10 раз ниже.
Практически во всех прочих параметрах у «суперистребителя» нет существенных преимуществ перед «Супер шершнем». Так, оба самолета имеют совершенные РЛС с активной фазированной антенной решеткой — AN/APG-81 и AN/APG-79. В связи с чем способны обнаруживать цели примерно на одном расстоянии.
Поэтому соотношение цены и качества говорит не в пользу F-35C. Ниже приведены характеристики этих двух самолетов.
ЛТХ F/A-18E и F-35С
Масса пустого, кг: 13387 — 15800
Масса снаряженного, кг: 14790 — н/д
Максимальная взлетная масса, кг: 29937 — 30300
Масса топлива, кг: 6559 — 8960
Максимальная скорость: 1,8М — 1,6 М
Боевой радиус, км: 726 — 1110
Практический потолок, м: 15240 — 18200
Максимальная эксплуатационная перегрузка, g: 7,6 — 7,5
Нагрузка на крыло, кг/кв.м.: 453 — 606
Скороподъемность, м/с: 230 — 240
Боевая нагрузка, кг: 8050 — 9100
Как видим, у F-35C несколько выше боевой радиус и боевая нагрузка. Однако по маневренности он заметно уступает истребителю F/A-18E. Так что по части завоевания господства в воздухе принятие его на вооружение станет шагом назад. И это особенно заметно, если сравнивать его летные характеристики с характеристиками российских палубных истребителей МиГ-29К и Су-33.
F-35С, МиГ-29К и Су-33
Максимальная скорость, км/ч: 1,6М — 2,17М — 2,17 М
Боевой радиус, км: 1100 — 850 — 1500
Практический потолок, м: 18200 — 17500 — 17000
Максимальная эксплуатационная перегрузка, g: 7,5 — 8,5 — 8,5
Нагрузка на крыло, кг/кв.м.: 606 — 423 — 441
Скороподъемность, м/с: 240 — 300 — 300.
http://svpressa.ru/war21/article/167132/