"ХРЕБЕТ" ДЛЯ ТУ-160: КАК В КАЗАНИ ЗАНОВО УЧАТСЯ ВАРИТЬ ТИТАНОВЫЕ ПЛИТЫ
На КАЗе начали восстанавливать уникальное оборудование, которое, по легенде, включали только ночью, что
Восстановление ключевых технологий для производства Ту-160 начали на Казанском авиазаводе. Как узнал "БИЗНЕС Online", подписан график изготовления важнейшей части будущего ракетоносца (по всей видимости, речь идет о первой опытной машине) - титановой центральной балки. Эксперты указывают на важность момента и напоминают, что после развала СССР "титановый" цех попросту "разбомбили". На заводе признают, что многое "в запущенном состоянии", даже документов не сохранилось.
С точностью до доли миллиметра
Уникальную технологию начали восстанавливать на Казанском авиационном заводе им. Горбунова - филиале ПАО "Туполев" (КАЗ). Речь идет о вакуумном отжиге и сварке узлов из титана, для чего некогда использовались установки электронно-лучевой сварки (ЭЛУ-24) и отжига (УВН-45). На фоне новостного затишья по теме возобновления производства Ту-160 об этом сообщает заводская газета "Вперед!".
Напомним, в марте КАЗ заключил два контракта на восстановление оборудования для производства Ту-160, оба должны быть выполнены до 30 марта 2017 года. ПАО "Электромеханика" (Ржев) обязалось за 948 млн. рублей привести в порядок УВН-45. А вот подрядчика для восстановления ЭЛУ-24 тогда не определили. Как пишет заводская газета, им стало ижевское ОАО "НИТИ "Прогресс". Ему заплатят 710 млн. рублей. А всего, получается, 1,7 млрд. - сумма немаленькая всего лишь для ремонта двух установок. Что в них такого важного?
Во второй половине 70-х подготовка к строительству Ту-160 потребовала тотальной реконструкции КАЗа. Среди прочего был построен новый корпус с цехом механической сборки титановых узлов и упомянутыми выше установками. Появилось уникальное оборудование для работы с 20-метровыми монолитными плитами переменной толщины из титановых сплавов, ведь из них сделано 38% конструкции Ту-160.
"Хребтом" бомбардировщика можно назвать центральную титановую балку длиной 12,4 м и шириной 2,1 м, вокруг которой и группировались остальные элементы планера. Например, на ее шарнирные узлы навешивались крылья. Для изготовления балки был разработан технологический процесс электронно-лучевой сварки в нейтральной среде или в вакууме. "Титан, как известно, не варится на воздухе - начинает гореть, и ничем его не затушишь, поэтому это делают либо в вакууме, либо в нейтральной среде, - рассказал "БИЗНЕС Online" советник премьер-министра РТ Назир Киреев. - При сварке все должно идти очень точно - все исчисляется буквально долями миллиметра".
Балка фрезеровалась из двух половин и сваривалась в одно целое в вакуумной камере под спецприсадками и флюсами. В научно-популярной литературе говорится, что такая сварка до сих пор относится к уникальным технологиям и может считаться национальным приоритетом страны. "Такая сварка тогда была только на Казанском авиазаводе, и появилась она только в связи с Ту-160, - напомнил Киреев. - Ни у какого другого изделия не было центроплана из титана".
Встречаются утверждения, что работу на ЭЛУ-45 приходилось проводить ночью - из-за большого потребления энергии только так можно было избежать обесточивания половины Казани.
"Если бы только в этом цехе был разгром..."
Насколько важен этап восстановления двух установок с точки зрения перезапуска производства Ту-160, а если быть точным, строительства нового "стратега" - Ту-160М2? "На ЭЛУ делают сварку центроплана. Если вновь не научимся делать эту балку - не будет никакого нового Ту-160, - говорит источник "БИЗНЕС Online" в авиастроительной отрасли. - Как известно, деньги на восстановление установок выделили большие. Успеют ли к сроку? Сложно сказать: установки давно и основательно в нерабочем состоянии, ведь после 90-х годов в этом цехе все буквально разбомбили". "Если бы только в этом цехе был разгром..." - невесело отмечает Киреев.
"Все оказалось в запущенном состоянии", - не стали скрывать положение дел с двумя установками корреспонденты газеты "Вперед!". По их сведениям, даже документов никаких не осталось. Вместе с тем авторы статьи весьма оптимистичны: "В последнее время коллектив цеха №45 у всех на слуху. Ведь именно на базе этого коллектива создается новое механосварочное производство... После выхода в свет распоряжения директора завода о создании механосборочного производства и цехов №45, 40 прошло совсем немного времени, а результаты работы уже налицо... ГАП (Казанский Гипронииавиапром - прим. авт.) утвердил новую планировку цеха... В настоящее время каждый этап работы подробно расписан... К 30 марта 2017 года необходимо отработать и принять установки ЭЛУ-24, УВН-45, начать изготавливать подсборки центральной балки и поворотного узла".
Судя по словам начальника цеха №45 Алексея Потапова, уже подписан график поэтапного изготовления новой центральной балки и поворотного узла Ту-160. Кроме того, в цехе ведутся ремонт кровли, строительно-монтажные работы под установку нового оборудования для вакуумной системы, систем управления, охлаждения, электроавтоматики.
Интересно, что в 70-е эту тему вел киевский институт им. Патона. "Когда установку в Казани окончательно довели до ума, оттуда приехала целая делегация - так они просто восхитились!" - вспомнил былое в разговоре с корреспондентом "БИЗНЕС Online" главный конструктор Ту-160 Валентин Близнюк.
Сумеем ли сегодня обойтись без украинских специалистов? "Да, во главе работы стоял патоновский институт, - говорит Киреев, - он располагался на Украине, но это, конечно, не означает, что он был только украинским. И напомню, что помимо него электронно-лучевую установку делали 25 институтов! А сейчас... будут привлекать всех, кто способен хоть что-то в этом плане сделать".