Работая над техническим заданием увеличения скорости прокачки нефти с высоким содержанием битумов по нефтепроводу было сформулировано следующее решение: отказаться от непосредственного заполнения трубопровода нефтью и создать условия, когда нефть потеряет прямой контакт с внутренней поверхностью стенок трубы.
Трубопровод, как вид транспорта нужно четко градуирован по виду груза, перемещаемого по трубопроводу. Таких грузов может быть несколько видов и соответственно, технология перемещения груза по трубопроводу должна в корне отличаться.
Когда генеральный груз находится в газообразном состоянии, то технологию менять смысла нет. Газопровод работает в штатном режиме. Технология отработана и взвешенная.
Прокачка жидкости тоже нареканий нет, но до того момента, когда вязкость жидкости позволяет это сделать. Пересекая определенный порог вязкости в жидкости, транспортируемой имеем такую ситуацию, что мощностей агрегатов, обеспечивающих прокачку - не хватает.
Мероприятия связанные с уменьшением вязкости жидкости, такие как использование разбавителей, не решают проблему кардинально, а лишь повышают стоимость транспортировки. А нагревать жидкости просто нет смысла, учитывая потери температуры на магистрали трубопровода.
Идея
Заключается в отказе наполнения трубопровода технологической жидкостью перед эксплуатационным запуском трубопровода. Необходимо полностью изолировать контакт вязкой жидкости с внутренней поверхностью трубы магистрали.
Удельная масса груза, который будет транспортироваться магистралью составит только 50-70% от удельной массы жидкости, которой можно заполнить трубопровод. На первый взгляд явный проигрыш в тоннаже. Более того, сегодня нет технической возможности эксплуатировать трубу, которая технологически незаполненной. Но ... речь ведется о другом ПРИНЦИПЕ транспортировки груза.
Потеряв общий тоннаж и полезный объем трубы идея предлагает выигрыш в многократном уменьшении силы трения между внутренней огромной поверхностью трубопровода и пограничной прослойкой транспортируемой жидкости и где образуется турбулентность. А вязкость и турбулентность это взаимосвязано. Эти звенья образуют единую цепь. Создав пограничный слой на внутренней поверхности трубы с синтетической смазки и поместив нефть с высоким содержанием битумов в специальный контейнер можно начинать транспортировки.
Два терминала для отправки и приема грузов образуют бесперебойную подачу и удаление из магистрали загруженных контейнеров.Основной движущей силой, которая будет транспортировать груз является атмосферное давление и сжатый воздух. Возобновление запасов сжатого воздуха будет вестись за счет альтернативных и возобновляемых источников энергии. Таким образом можно предположить, что имеем экологически безопасный проект.
Перераспределение давления. Здесь технология открывает определенные перспективы. Нефтью заполнен стандартный мягкий контейнер и таким образом, и в таком количестве, чтобы он был очень упругим и напоминал твердое тело. Можно утверждать, что нефть и минимум воздуха внутри контейнера находятся под определенным давлением. Создавать давление вокруг внешней оболочки контейнера - бессмыслица! Перепад давления будет, но между торцами контейнера. Именно это давление и разгонит контейнер по смазанной трубе до скоростей 200 км / ч.
При обстоятельствах, когда в середине магистрального трубопровода отсутствует избыточное давление. Становится очевидным, что создавать полную герметизацию по всей линейной длине трубопровода нет смысла. Герметичными могут быть только отдельно взятые технологические участки. А это отказ от очень дорогих материалов при строительстве трубопровода. Нет нужды строить «П» подобные компенсаторы для амортизации линейных изменений длины при нагревании-охлаждении.
Сегодня трубопроводы строят из высококачественной стали. Через некоторое время стенки трубы в агрессивной внутренней среде изнашиваются до толщины газетной бумаги. Идея позволит и даже требует использования при строительстве трубопроводов композитных материалов.
Инновационная идея
Размышления по теме трубопроводов привели к вполне логичному вопросу: если нефть находится в мягкой оболочке под давлением и по внешнему виду оболочки нельзя установить ее содержание, то как себя поведет зерно, насыпано в такую же оболочку и с добавлением сжатого воздуха? В стандартной оболочке под давлением или нефть, или зерно будут вести себя одинаково - они будут готовы к транспортировке.
Есть хорошая дорога из Киева в Одессу. Она только «убита» фурами, которые везут все, что только можно себе представить.
А представьте себе, что стандартная мягкая оболочка, заполненная зерном (от 1 до 5 тонн) и подготовлена к транспортировке отправится в путешествие в порт Одессы со скоростью 200 км / ч. И без вредных выбросов в атмосферу и с точностью до минуты прибудет на терминал.Выгрузили из оболочки зерно и везти ее на грузовике в г.Киев на очередную загрузку?
А давайте положим в оболочку 5000 пар носков, добавим сжатого воздуха и отправим по параллельному трубопроводу к потребителю. А Вам не нужны носки? Вам нужно перевезти 100 кофеварок в прямоугольной таре? Поверьте, в мягкой оболочке надежно зафиксировать прямоугольную тару составляет никаких проблем.
Финальная инновация
«Трубопровод, как составляющая инфраструктуры пассажирских перевозок и базовая деталь тягового магистрального двигателя пассажирского салона»
Думали мы думали да и придумали, как часть агрегатов поместить в трубопровод, а пассажирский
салон подвесить под трубой. Сжатый воздух + атмосферное давление перемещают силовой агрегати еще немного железа в трубе, а все остальное - будет находиться на свежем воздухе.
Трудно прогнозировать, настолько будут сдвинуты от использования двигатели внутреннего сгорания, но предлагаемая технология дает шанс сократить огромные выбросы вредных веществ в атмосферу.