The Economist: О последствиях для энергетики Украины ударов по инфраструктуре
«Я считаю, что некоторые профессионалы из энергетического сектора Российской Федерации помогали своим военным», — говорит Дмитрий Сахарук, исполнительный директор ДТЭК, крупнейшей частной энергетической компании Украины. «Они тщательно отбирали цели; они сделали это очень методологическим способом». Основными целями России были электрические подстанции, которые связывают различные части украинской сети вместе; некоторые из них были поражены целых десятью ракетами. Цель состоит в том, чтобы разрезать систему на части, чтобы энергия не могла перемещаться между различными регионами страны, чтобы сбалансировать нагрузку. В серьезных случаях это может даже привести к тому, что большая часть сети будет отключена.
Второй набор целей – это сами электростанции страны. Их труднее выбить, но по состоянию на прошлую неделю по меньшей мере 30% энергетических мощностей страны были повреждены, по данным «Укрэнерго», национального сетевого оператора. Сокращение мощностей повышает риск того, что при пиковом спросе система может испытать широкомасштабные отключения электроэнергии и заставить некоторые станции закрыться. В худшем случае, говорит г-н Сахарук, станциям может не хватать тока, необходимого для повторного запуска. Затемнение может длиться в течение длительного времени.
Украинская сеть была связана с европейской с марта, что позволяет европейским провайдерам поставлять ток, если Украина не дотягивает. Но если отключения сделают украинскую сеть слишком нестабильной, Европе, возможно, придется отключить ее, по крайней мере, временно, чтобы предотвратить эту нестабильность, влияющую на ее собственную сеть; это еще больше усугубило бы проблемы Украины. Внезапные отключения нанесут ущерб другой инфраструктуре и тяжелой промышленности. Например, металлургический завод «АрселорМиттал» в Кривом Роге, городе на востоке Украины, зависит от общественной энергосистемы для объекта, который превращает уголь в кокс для своих доменных печей. Если бы электроэнергия была резко отключена, ее оборудование было бы разрушено, говорит Мауро Лонгобардо, исполнительный директор ArcelorMittal Ukraine. Тем временем в таких городах, как Киев, будут отключены системы водоснабжения и канализации, а также системы отопления по соседству. При минусовых температурах трубы замерзали и трескались.
Чтобы предотвратить это, энергетические власти вводят веерные отключения электроэнергии, чтобы безопасно поддерживать спрос ниже доступного предложения. В важных городах электричество отключается, район за районом, на четыре часа за раз. Энергетические компании пытались создать веб-сайты, чтобы предупредить жителей, когда погаснет свет, но иногда отключения электроэнергии непредсказуемы. «Они просто отключили электричество, мы не знаем, когда», — говорит Валера, который работает в пекарне в шикарном центре Киева. На северной стороне улицы огни мерцали, а в кафе играла плавная поп-музыка, но вдоль южной стороны рестораны полагались на наличные деньги и свечи.
На данный момент ночная жизнь Киева продолжает процветать, вплоть до 11 вечера комендантского часа. Небоскребы города до сих пор мерцают. Но поддержание этого требует титанических усилий. Укрэнерго заявляет, что имеет 70 ремонтных бригад, работающих по всей стране без остановок.
Более серьезным является отсутствие оборудования. С весны западные энергокомпании поставляют в Украину трансформаторы, автоматические выключатели, выключатели, генераторы, кабельное и другое оборудование. Польские PGE и Tauron, французская Schneider Electric, немецкие EON и 50 Hertz и другие фирмы из Финляндии, Литвы, Португалии и Америки — все они участвуют. Но по сравнению с тем, что Россия уничтожила в своей последней волне ракетных ударов, это «капля в море», говорит Алексей Поволоцкий, начальник управления гуманитарной и технической помощи ДТЭК.
Часть проблемы заключается в совместимости. Трансформаторы используются для снижения мощности от высокого напряжения, которое поступает от электростанций, до напряжения, которое могут использовать домашние хозяйства. Большая часть украинской энергосистемы использует для этого старую советскую пятиступенчатую систему. Западноевропейские системы используют другие напряжения. Трансформаторы построены для обработки определенных напряжений, поэтому трансформаторы, построенные для западноевропейских систем, не могут заменить старые украинские.
Многие страны Центральной и Восточной Европы ранее также использовали советскую схему напряжения. Но они в основном модернизировали свое оборудование, чтобы соответствовать стандартам ЕС. «Единственное место [в Европе], где вы найдете оборудование [советской эпохи], будет на складах, где хранятся старые трансформаторы», — говорит г-н Сахарук. Украинские власти умоляют эти страны просмотреть их запасы и посмотреть, что у них еще есть, включая нефункциональные единицы, которые могут быть каннибализированы на части. Из 40 трансформаторов, которые в ДТЭК нуждается в замене, говорит Сахарук, он пока смог найти только три.
Кроме трансформаторов, в Украине могло бы работать много западного оборудования. Европейские коммутаторы используют другой тип изоляционного газа, чем советские, но г-н Сахарук говорит, что они могут быть заменены. Автоматические выключатели также могут быть совместимы. Но таких крупных компонентов вряд ли будет много, так как они обычно строятся на заказ. Заказ новых компонентов у производителей может занять от шести месяцев до трех лет. Поэтому Украина просит западные фирмы принять заказанные ими компоненты вне очереди.
Дтэк оценивает цену оборудования, которое сейчас необходимо заменить, примерно в $40 млн. Учитывая, что компания производит только пятую часть электроэнергии Украины, стоимость для всей электроэнергетики Украины будет намного выше. Правительство не может позволить себе заплатить за это. Европейский банк реконструкции и развития уже разрешил стране перепрофилировать кредит в размере 150 миллионов евро (148 миллионов долларов), предназначенный для модернизации электрической сети, чтобы просто поддерживать ее в рабочем состоянии. 24 октября он объявил о дальнейших кредитах в размере до 3 млрд евро, частично для электросети. Потребуется гораздо больше энергетического финансирования от иностранных доноров, говорит Поволоцкий.
=========================================================
Авторство: Авторская работа / переводика
Использованные источники: The Economist
=========================================================
https://aftershock.news/?q=node/1170277
Оригинал:
https://www.economist.com/europe/20...to-stop-russia-from-destroying-its-power-grid