Александр Березин
Научпопик Телеграм
1. Рассказы про то, что якобы про наступление на Харьков много говорили последние пару месяцев и поэтому оно не было внезапным — неверны. Да, общие информационные вбросы о возможности наступления там поступали. Но вывод "обо всем было известно заранее, но ничего не делалось" — ложный. Никакой конкретной информации о наступлении там не было. Ни о привлекаемых к нему силах, ни о конкретных сроках, ни о конкретных населенных пунктах. Без таких подробностей общие слова "тут у вас будут наступать" — это просто шум. Удар был в основном внезапным, это достаточно хорошо видно.
2. Разговоры про "а где же укрепления и мины" с украинской стороны — несколько наивны. Если вы не знаете, где конкретно будет наступать противник, то создать инженерные заграждения, которые сами по себе серьезно задержат наступающих — невозможно. У Украины очень большая длина потенциальных фронтов — тысячи километров. Закрыть их все "пирамидками" и минами нереально: нужна такая промышленность, которой на Украине с советских времен нет.
И даже если бы такие линии были — то само по себе бы нас это не остановило. Потому что СССР в 1941-1942 году нарыл буквально много тысяч километров противотанковых рвов, поставил не так мало мин и так далее. У него для этого были специальный саперные армии (не батальоны, ни дивизии, не корпуса — сразу армии).
Но немцев все это не останавливало. Немцы не встали ни на одной из множества оборонительных обводов перед Сталинградом — хотя их отрыли заранее, привлекая много гражданского населения. То же самое — в 1941 году под Москвой. Немцы встали уже в самом Сталинграде, где никто никаких линий укреплений заранее не готовил. Почему?
Потому что любые оборонительные линии, не занятые войсками, легко проходятся чужой армией. Есть специальные средства подрыва мин в узких коридорах, подрывов надолбов и "пирамидок". Затем через узкие коридоры, пробитые в таких заграждениях, вводятся войска, которые дальше идут свободно, пока саперы в тылу проводят разграждение.
Если ваш удар внезапен, как наш в начале мая 2024-го — войск не будет даже в самых хороших линиях обороны. Потому что сразу везде держать прилично войск нельзя. Это называется распыление сил, и тот, кто так делает — проигрывает войну.
Наступление в Харьковской было внезапным, поэтому низкое качество украинских укреплений там не повлияло на ситуацию. Даже если бы там были отличные укрепления — без войск они бесполезны.
3. Нет, это не крупное наступление российской стороны. У такого наступления есть совершенно четкие признаки, которых нет. Приведу только один — легко видимый в открытых данных. В России есть артиллерийские дивизии и артиллерийские бригады большой мощности. Признаков их наличия там нет. На направлении главного удара они быть обязаны. Однако их признаков там нет — нет такой концентрации соответствующих калибров. Там те же калибры, что на других направлениях фронта.
Судя по ограниченному наряду сил, никаких быстрых и дальних обходов Харькова ждать не приходится. У текущих действий нашей армии в Харьковской области — другие цели. О которых — ниже.
4. Пока продвижение выглядит как вытеснение ВСУ из зоны вокруг Харькова, где у ВСУ как раз и было не так много сил. С целью создания более выгодных позиций для дальнейшего давления на коммуникации харьковской группировки противника. С целью вытянуть туда побольше резервов ВСУ и нанести им там максимально возможные потери.
5. Вероятная причина запуска этого наступления с нашей стороны — желание растрепать украинскую боевую технику до того, как придут новые партии техники с Запада. Чтобы ВСУ не накопили крупных и хорошо вооруженных резервов. Чтобы новая техника пришла в части, которые как раз утратили все, что имели раньше.
Такие же задачи ранее имели бои под Бахмутом, например.
Когда и где будет основное наступление российской стороны — пока по-прежнему неясно.