lavrik написал(а):
И вот интересно, с чего бы это такая общность интересов таких непохожих политиков и стран как Путин и Россия и Роухани и Иран?
Одним махом Хасан Роухани и Владимир Путин обезопасили друг друга со стороны Каспия. При этом сделав Каспийское море по сути внутренним морем своих двух стран.
Казахстан и Туркменистан там были простыми статистами, а Азербайджан еще и потерпевшей стороной.
И как это связано с наступлением шиитов в Йемене и Ираке?
Уважаемый
lavrik
Итак, несколько реплик относительно статьи
29 сентября в Астрахани прошел четвертый саммит пяти прикаспийских государств. Все стороны заявили о неком «прорыве», который был достигнут в ходе этих встреч. Но на фоне информационного «шума» в СМИ, сопровождавшего данную встречу президентов России, Казахстана, Туркменистана, Ирана и Азербайджана, была незаслуженно упущена главная тема саммита.
Но обо всем по порядку. Не является чем то секретным, что надо следить не только за словами, но и за делами. НА таких саммитах решаются в общем-то общие задачи, и сделать так, чтобы не было проигравших в принципе невозможно. Проблемы разделения существуют уже четверть века и решать их рано или поздно придется. И вроде бы проблема сдвинулась с мертвой точки. Хотя прав Нурсултан Назарбаев, что переговоры шли очень тяжело. Тот принцип деления, который предложила Россия не всех устраивала и устраивает. Но в данном случае, как вы понимаете, прав тот, у кого больше прав. И прав Хасан Роухани, сказав, что принимать решения и какие-то нормы по этому морю возможно только консенсусом». Иначе в говорильне можно завязнуть еще на полстолетия
lavrik написал(а):
На самом деле как раз Азербайджан никакого прорыва от этой встречи и не получил. Скорее даже наоборот.
Обратите внимание на честность президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, который признал, что переговоры шли очень тяжело. Так в чем же причина таких тяжелых переговоров? А причина очень серьезная. Россия созвала саммит для того, чтобы жестко очертить пределы своих интересов в каспийском регионе. И, в сухом остатке, как результат, нужно рассматривать именно принятие принципов национального суверенитета каждой из стран над прибрежным морским пространством в пределах 15 миль и 10 «рыболовных» миль
Действительно, шли тяжело и не только Азербайджан не получил «прорыва». ЕМНИП в свое время требования России было несколько иное. А именно, разделение дна и водных ресурсов по совсем другим границам. Но вероятнее всего добиться этого России тоже не удалось, поэтому и было предложение о принципах национального суверенитета каждой из стран над прибрежным морским пространством в пределах 15 миль и 10 «рыболовных» миль. Так что не только Азербайджан «потерял» от этого, но и все остальные страны.
lavrik написал(а):
«В заявлении закреплен один из основополагающих для обеспечения стабильности и безопасности принципов: право пребывания на Каспийском море имеют вооруженные силы исключительно прибрежных стран.
Это вообще-то не бог весть какой принцип, в Черном море корабли стран, не являющихся причерноморскими тоже не могут быть более 3 недель. Так что Здесь ничего нового нет. Да и сложно представить, как
ВС третьих государств могут находится на Каспийском море?
lavrik написал(а):
Ильхам Алиев подвергся массированной атаке сразу с двух сторон – со стороны России и Ирана. И было отчего. Как мы знаем, Азербайджанская республика является единственным государством каспийского бассейна, активно сотрудничающим с третьими странами против своих соседей. Прежде всего, это касается военного сотрудничества с Израилем, целью которого является Иран.
Честно говоря, ничего не могу сказать, была ли массированная атака или нет. То, что Азербайджан активно сотрудничает с третьими странами против своих соседей – это в принципе нормальная практика. Глупо думать, что у того же Азербайджана нет абсолютно никаких проблем со своими соседями. Армения – одна из проблем. В принципе Иран – проблема вторая. Как в принципе и проблема для нас. Страна достаточно непрогнозируемая в долгосрочном плане, пороговая, стоящая на пороге создания собственного ЯО, имеющая достаточно развитую ракетную промышленность и огромное желание доминировать в регионе.
lavrik написал(а):
В день саммита командующий аэрокосмическими силами Корпуса стражей Исламской революции генерал Амир Али Хаджизаде явно ткнул пальцем в Азербайджан, говоря об израильском беспилотнике, сбитом над Ираном:
«Мы в первый же день приблизительно знали, из какой страны он был запущен, и заявили, что он летел из одной из стран региона… …а сегодня уже на 100 процентов ясно, из какой страны израильский беспилотник проник в Иран… Мы уже передали информацию, которой владеем, генеральному штабу и правительству. Нам известно, что правительство уже предпринимает необходимые меры».
Саммит подтвердил, слова генерала КСИР о том, что правительство [Ирана] уже предпринимает необходимые меры. А по-восточному сдержанная радость президента Ирана развеяла все сомнения.
Азербайджан толкают к подписанию документа, согласно которому в прикаспийском регионе развернуть силы третьих стран будет попросту невозможно. И в этом вопросе позиции Ильхама Алиева оказались под очень серьезным давлением.
Насчет сбитого БПЛА. Вопрос вообще-то достаточно спорный. Если в первый день иранская сторона знала только приблизительно, а потом вдруг дает 100% гарантию – это «чисто базарные разговоры». Или ты сразу знаешь, откуда прилетел БПЛА и имеешь радиолокационную проводку, или все разговоры – это только разговоры
lavrik написал(а):
Прошедший саммит можно назвать «звездным» для Ильхама Алиева. Все вопросы, затронутые на встрече, так или иначе касались его страны. Это и вопросы экологии Каспийского моря, которыми Азербайджанская республика всегда пренебрегала. Это и очень важный вопрос раздела дна Каспия. А ведь в этом вопросе пришли к согласию только Россия и Казахстан, окончательно зацементировав свое отношение к разделу дна Каспия в своей зоне ответственности. Ирано-азербайджанские и туркмено-азербайджанские противоречия как были, так и остались достаточно острыми. И не мудрено – ведь речь идет о приличных запасах энергоресурсов.
В общем, проблема за которую Ильхам Алиев торговался больше всего и решить которую рассчитывал, так и не решилась. Спорное с Туркменистаном месторождение Сердар/Кяпаз, и спорное с Ираном – Сердар Джангал продолжают быть недостижимыми для Азербайджана.
Проблема не решилась юридически, международным договором и для России. Только двухсторонний договор с Казахстаном. А это увы не одно и то же. Насчет экологии. Честно говоря проблема экологии – это не только проблема Азербайджана.
И с точки зрения Азербайджанской Республики вне зависимости от того, как решится вопрос о разделении нефтяных ресурсов между прикаспийскими государствами, представляется вполне очевидным, что эффективный экологический контроль над нефтяными операциями и общей ситуацией на Каспии возможен лишь при совместном контроле прикаспийских государств. И это действительно так.
Но вот кроме экологических проблем от нефтедобычи на территории Азебайджана, проблема, имеющая наверно уже более чем 100-летнюю историю, есть еще и проблема фенолов, причем и в северной и северо-восточной части Каспия. Есть проблемы тяжелых металлов, опять же в этом регионе (северном и северо-восточном). Так что в данном случае Россия тоже не стала «победителем». И, к сожалению, на сегодняшний момент с Каспийским морем граничат пять государств: Россия, Иран, Азербайджан, Туркмения, Казахстан. При этом сфера влияния каждой страны до сих пор так и не определена. Затягивание этого вопроса имеет свои причины. В первую очередь это большой ресурсный потенциал Каспия, в частности запасы углеводородного сырья. Объёмы нефти, сосредоточенные в различных частях дна моря, оцениваются в 48 миллиардов баррелей, а природного газа – в 8,2 триллиона кубометров. Каспийское море также является огромным источником биоресурсов. В нём сконцентрировано 90 % запасов осетровых рыб (кстати, Иран экспортировал черную икру, в то время, как Россия объявила мораторий на вылов осетровых в Каспии).
Вследствие этого каждая из сторон не хочет упустить максимальной выгоды при разделе Каспия. Поэтому правовой статус Каспийского моря до сих пор так и не определён.
В настоящее время он регулируется двумя документами: Договором между РСФСР и Персией от На Первом саммите, который прошёл 23–24 апреля 2002 года в Ашхабаде, Россия предложила способ раздела Каспийского моря по формуле модифицированной равноудалённой срединной линии (MML). Эту инициативу на данный момент поддерживают Казахстан и Азербайджан. Согласно этому принципу, дно Каспия будет поделено с помощью срединных линий, тогда как водная поверхность останется общей. В этом случае Казахстану будет принадлежать 29,5 % Каспия; Азербайджану – 21 %, России – 20 % и Туркменистану – 17 %. Иран получит оставшиеся 12,5 %.
С таким способом раздела не согласен Иран и частично Туркменистан. Как считают представители этих стран, каждому государству должно принадлежать 1/5 донной поверхности. Кроме того они предлагают поделить и акваторию. При выполнении этого условия российский флот сможет находиться только на подконтрольной России акватории.
На данный момент основным оппонентом Россия является Иран. При разделе территории согласно MML, ему будет принадлежать только 12,5 % Каспия – самая маленькая доля, которая будет содержать наиболее глубокие участки моря, а значит добыча полезных ископаемых будет более трудоёмкой.
Кроме того, имеются разногласия между Азербайджаном и Туркменистаном по вопросам принадлежности крупнейших газовых и нефтяных месторождений Кяпаз и Сердар. Если страны договорятся о разделении Каспия по принципу MML, то они перейдут во владение Азербайджана. Поэтому Туркменистан склонен поддержать сторону Ирана в этом вопросе. Однако при этом он не готов связать свою судьбу с исламским режимом этого государства.
Несмотря на то что во время Первого саммита стороны так и не смогли договориться, он имел большую политическую значимость. После него были заключены Соглашения, регулирующие отношения между Россией, Казахстаном и Азербайджаном, в соответствии с которым были установлены морские рубежи между этими государствами по принципу MML.
Итогом Второго Каспийского саммита, который прошёл 16 октября 2007 года в Тегеране, стало подписание декларации, в которой обозначили общие подходы к выработке конвенции о правовом статусе Каспия. Не придя к общему мнению, стороны всё же договорились о своих правах в использовании его ресурсов и недопущению иных государств на его территорию.
Третий саммит, который прошёл в Баку 18 ноября 2010 года, можно назвать самым плодотворным. Во-первых, страны договорились о создании прибрежного национального пояса, на который будет распространяться суверенитет государства (сейчас это закреплено в цифрах). Во-вторых, президенты подписали Соглашение о сотрудничестве в сфере безопасности на Каспийском море. Оно касается борьбы с организованной преступностью и терроризмом, контрабандой оружия и наркотиков. И наконец, стороны рассмотрели вопросы охраны экологии, в частности совместные действия при разливах нефти и сохранении популяции осетровых рыб.
Четвёртый саммит состоялся 28 сентября 2014 года в Астрахани
Надеяться на благоприятное развитие переговоров по статусу Каспийского моря позволяют обстоятельства. В первую очередь, это переход Ирана в сферу умеренной политики.
В июне 2013-го на смену радикальному президенту Махмуду Ахмадинежаду пришёл более умеренный политик Хасан Рухани. После смены власти политика Ирана стала менее агрессивной по отношению к другим государствам, в частности странам Евросоюза и США. Снятие прямой конфронтации с Западом позволит Ирану сфокусироваться на других направлениях во внешней политике, а отмена санкций, направленных на свертывание ядерной программы, – наладить взаимовыгодное экономическое сотрудничество со своими ближайшими партнёрами.
Снижение напряжённости вокруг иранской проблемы будет способствовать и серьёзному продвижению в сфере региональной безопасности. На сегодняшний момент этот вопрос регулируется двумя документами: декларацией по вопросам безопасности, одобренной в Тегеране в 2007 году, и Соглашением по вопросам обеспечения безопасности, принятым в 2010 году. Именно окончательное закрепление всех положений этих документов может стать базой для создания атмосферы стабильности и добрососедства на Каспии, которая послужит залогом развития дальнейших отношений Прикаспийских государств.
Это, поверьте реплики относительно вашего взгляда на проблему, альтернативный, если хотите, взгляд. А вообще-то, был бы крайне признателен, если бы вы сообщали о выходе своих статей. Вас действительно интересно читать, хотя на многие вещи у нас с вами разные взгляды :OK-)