Если бы вы спросили меня, какой главный урок Турция извлекла из двух своих основных операций в Сирии - «Щит Евфрата» и «Оливковая ветвь», - я без колебаний ответил бы: «Не входите в Сирию, если вы не уверены в превосходстве в воздухе». Обе операции научили Анкару, что поддержка с воздуха, обеспечиваемая F-16, вооруженными беспилотниками и ударными вертолетами для защиты турецких сил на земле и поддержания оперативного темпа жизненно важна для действий против противника, располагающего хорошо укрепленными узлами сопротивления, туннелями, противотанковыми ракетами, фугасами, снайперами, бронетехникой и массиварованной огневой поддержкой с гаубицами и реактивными системами залпового огня.
Турция прекрасно осознает, что военная операция в северо-восточной части Сирии, в которой турецкие солдаты удерживают свои позиции, а затем постепенно продвигаются вперед, требует открытия воздушного пространства Сирии для военно-воздушных сил Турции. Во время операции «Оливковая ветвь» Анкара получила существенную поддержку от России в воздушном пространстве. Москва могла регулировать темпы операции «Оливковая ветвь», периодически закрывая воздушное пространство Сирии для турецких ВВС. Закрытие Москвой воздушного пространства Африн для турецких самолетов в период с 18 по 24 марта позволило подразделениям курдских Отрядов народной самообороны (YPG) отойти из Африна в Тель-Рифаат, не подвергаясь атакам со стороны турецких ВВС.
Другими словами, разрешения Москвы на использование Анкарой сирийского воздушного пространства позволяют России определять темп и продолжительность турецких военных операций на территории Сирии.
Взгляд турок снова обратился к Москве, куда 29 декабря нанесла визит большая турецкая делегация, включавшая министра иностранных дел, министра обороны и главу национальной разведки.
Главным пунктом их повестки дня, хотя это не было упомянуто в заявлениях после переговоров, было убедить Москву разрешить Турции использовать сирийское воздушное пространство, что уже было одобрено Вашингтоном, при условии, что Турция возьмет на себя борьбу с Исламским государством (ИГ).
В состав российской стороны на переговорах входили министр иностранных дел Сергей Лавров, министр обороны Сергей Шойгу, начальник Генерального штаба Валерий Герасимов, полномочный представитель Президента России по Сирии Александр Лаврентьев и помощник Президента России Юрий Ушаков.
«Турция и Россия заявили, что договорились о координации действий в Сирии по ее очищению от всех террористических группировок после объявления США о выводе войск из этой разрушенной войной страны. Лавров подчеркнул, что обе стороны договорились о координации действий вооруженных сил для ликвидации террористической угрозы в Сирии, добавив, что соглашение также предусматривало необходимость активизации работы по обеспечению репатриации беженцев », - пишет газета "Hurriyet Daily News".
С лета 2014 года ВВС США фактически поддерживали запретную для полетов зону над северо-восточной Сирией, охватывающую район боевых действий YPG против Исламского Государства. ВВС США перехватили сирийские самолеты и вертолеты, нацеленные на курдские силы в Хасаке в августе 2016 года, и даже сбили сирийский боевой самолет, атаковавший возглавляемые курдами силы в Табке в июле 2017 года. Кроме того, в феврале 2018 года несколько самолетов А-10 ВВС США уничтожили тяжело вооруженную бронированная колонну сил режима Асада, которая начала наступление через реку Евфрат против важных объектов YPG.
С лета 2014 года, несмотря на некоторые опасные боевые ситуации, ВВС США не перехватывали ни один турецкий самолет и не наносили ударов по турецким военным подразделениям на земле.
Но после неожиданного решения президента США Дональда Трампа вывести войска из Сирии ситуация с господством в воздухе в сирийском воздушном пространстве изменилась. Что очевидно, так это то, что ВВС США больше не будут иметь полного господства в воздухе над северо-восточной Сирией. Кто будет новым боссом тогда? Несомненно, Россия.
Анкара по своему опыту в Сирии знает, что Москва не шутит. Турция хорошо поняла из инцидента 25 ноября 2015 года, когда российский Су-24 был сбит турецким F-16, насколько серьезной может быть турецко-российская конфронтация в сирийском воздушном пространстве. Кроме того, турки не забыли, что четыре турецких солдата были убиты в сирийском аль-Бабе боеприпасами, сброшенными российскими военными самолетами из-за «ошибки во взаимодействии».
YPG знают важность объявления бесполетной зоны над северо-восточной Сирией. Мы слышали о сообщениях о том, что YPG, связанные с Рабочей партие Кудистана (РПК), вели переговоры с Францией о возможности объявления французами фактической бесполетной зоны на северо-востоке Сирии.
Некоторые высказываются за введение ООН бесполетной зоны над небом северо-восточной Сирии аналогична той, которая была установлена в Боснии в 1993 году после принятия резолюции 816 Совета Безопасности ООН, санкционировавшей введение предыдущих запретов на все полеты над Боснией. Однако, учитывая российские и китайские возможности наложить вето в Совете Безопасности, принятие чего-либо, напоминающего эту резолюцию, сегодня представляется крайне маловероятным.
Анкара, которая, по-видимому, получила благословение Соединенных Штатов на использование воздушного пространства северо-восточной Сирии, после этого направила своих высокопоставленных официальных представителей в области обороны и безопасности в Москву для получения ее разрешения на полеты. Анкара считает необходимым использовать воздушное пространство Сирии как для операций к востоку от Евфрата, так и для искоренения остатков ИГ.
Хорошо информированные источники в Анкаре, которые не хотели, чтобы их идентифицировали, сказали, что Анкара планирует использовать воздушное пространство Сирии и некоторые базы, которые Соединенные Штаты будут эвакуировать, чтобы устранить остатки ИГ, которые находятся на расстоянии 300-350 километров (185-220 миль) от турецкой границы. Это будет означать полеты турецких F-16 на глубину примерно до Дейр-эз-Зора в Сирии.
Анкара также просит о координации с российскими силами, чтобы убедить силы Асада избегать нападения на самолеты и вертолеты турецких ВВС.
В третью неделю декабря появились неподтвержденные местные сообщения о том, что силы Асада могут в одностороннем порядке объявить бесполетную зону по просьбе YPG.
Официальные лица в Анкаре говорят, что, по их мнению, Дамаск не мог бы инициировать такую акцию без разрешения Москвы и что, хотя силы Асада имеют системы ПВО С-200 и С-300, они технически не способны ее осуществить. Турецкие источники сообщают «Аль-Монитор», что Анкара внимательно следит за «превентивными» воздушными атаками Израиля на сирийские цели.
Эксперты в Анкаре говорят, что любая операция, которую планирует Турция, не может быть отменена только потому, что силы президента Сирии Башара Асада имеют системы ПВО. В качестве сдерживающего фактора против сил Асада Анкара в первую очередь будет полагаться на ракеты класса "воздух-поверхность" и высокоточные управляемые авиационные бомбы TEBER-82 , которые были недавно разработаны Турцией.
Но посмеет ли Турция использовать воздушное пространство на северо-востоке Сирии, несмотря на противодействие со стороны Москвы? Нет. Если бы Анкара думала о воздушной операции несмотря на российское противодействие, высокопоставленная турецкая делегация не была бы в Москве 29 декабря.