Александр Невский

zdobin

Активный участник
Сообщения
4.878
Адрес
Украина, Privilegiatum oppidum Ungvar
Hetzer написал(а):
Продал православие за титул короля
Он надеялся что эта уступка (Папа хотел насадить католицизм в сх. Европи) позволит сформировать крестовый поход против татар. Отношения между Папой и Гал-Вол кн окончательно завершились в 1257 году.
студент написал(а):
Юмор ситуации в том, что Даниил не имел ни одного сражения с татарами. Однако с христианами (Что на Руси, что в Европе) воевал как заведенный.
Он даже за приказами татар разрушил защитные стены вокруг городов княжества. Как написано летописи он достал "ярлык" на правление в своем княжестве от татар. Он хотел уберечь свои владения от разрушения. Его попытки организовать сопротивление татарам были неудачными (не успевали начаться).
 

Protector

Активный участник
Сообщения
1.385
Адрес
Дикое поле, Шарукань
студент написал(а):
Юмор ситуации в том, что Даниил не имел ни одного сражения с татарами.
:Shok:
В 1253 Даниилу удалось освободить от отрядов Куремсы Бакоту и другие земли по Южному Бугу, разбить его карательное войско у Кременца в 1254 году, освободить от его отрядов Луцк и другие города на Волыни, земли по Случи и Тетереву, взять Возвягель и развернуть наступление на Киев
Таким образом Даниил Романович стал первым русским правителем, которому удалось нанести поражение монголо-татарам, выбив их со своей земли.

Svart написал(а):
ВКЛ было врагом Орды и было частенько бито.
Так же была бита и Орда. И была возможность союза, которая рухнула в 1399 на берегах Ворсклы.
 

студент

Модератор
Команда форума
Сообщения
40.922
Адрес
Москва
Protector написал(а):
студент писал(а):Юмор ситуации в том, что Даниил не имел ни одного сражения с татарами.


Цитата:В 1253 Даниилу удалось освободить от отрядов Куремсы Бакоту и другие земли по Южному Бугу, разбить его карательное войско у Кременца в 1254 году, освободить от его отрядов Луцк и другие города на Волыни, земли по Случи и Тетереву, взять Возвягель и развернуть наступление на Киев

Да, этот момент я подзабыл. Но роль Куремсы в этой ситуации не совсем понятна - были ли это действия от лица "верховной власти" или его личная инициатива. Вот что пишет Костомаров:

"В 1250 году прибыли послы от Батыя с грозным словом: "Дай Галич!"
Данило запечалился. Занятый беспрестанными войнами со своими соперниками, он не успел укрепить городов своих и не был в состоянии дать отпор татарскому полчищу, если бы оно пошло на него. Обсудивши свое положение, Данило сказал: «Не дам полуотчины своей, сам поеду к хану». В самом деле Данилу приходилось, уступивши Галич, не только потерять землю, приобретенную такими многолетними кровавыми усилиями, но ему угрожала большая беда: отнявши Галич, монголы не оставили бы его в покое с остальными владениями; и потому благоразумнее было заранее признать себя данником хана, чтобы удержать свою силу на будущее время, когда, при благоприятных обстоятельствах, можно будет заговорить иначе с завоевателями Руси. 26 октября выехал Данило в далекий путь.
Проезжая через Киев, Данило остановился в Выдубицком монастыре, созвал к себе соборных старцев и монахов, просил помолиться о нем, отслужил молебен Архистратигу Михаилу, и напутствуемый благословениями игумена сел в ладью и отправился в Переяславль. Здесь встретили его татары. Ханский темник 6 Куремса проводил его в дальнейший путь. Тяжело и страшно было ехать Данилу. С грустью смотрел он на языческие обряды монголов, владычествовавших в тех местах, где прежде господствовало христианство. Его страшили слухи, что монголы заставят православного князя кланяться кусту, огню и умершим прародителям. Следуя по степи, доехал он до Волги. Здесь встретил его некто Сунгур и сказал: "Брат твой кланялся кусту, и тебе придется кланяться". - "Дьявол говорит твоими устами, - сказал рассерженный Данило, - чтоб Бог загородил твои уста и не слышал бы я такого слова!"
Батый позвал его к себе, и, к утешению Данила, его не заставляли делать ничего такого, что бы походило на служение идолам.
"Данило, - сказал ему Батый, - отчего ты так долго не приходил ко мне? Теперь ты пришел и хорошо сделал. Пьешь ли наше молоко, кобылий кумыс?"
"До сих пор не пил, а прикажешь - буду пить". Батый сказал ему: "Ты уже наш татарин, пей наше питье". Данило выпил и сказал, что пойдет поклониться ханьше. Батый ответил: "Иди".
Данило поклонился ханьше, и Батый послал ему вина со словами: "Не привыкли вы пить кумыс, пей вино".
Данило пробыл 25 дней в Орде и был отпущен милостиво. Батый отдал ему его владения в вотчину. Родные и близкие встретили его по возвращении с радостью и вместе с грустью: они радовались, видя, что он воротился жив и здоров, и скорбели об его унижении. Вместе со своим князем вся русская земля чувствовала это унижение, и оно-то прорвалось в возгласе современника-летописца: "О злее зла честь татарская! Данило Романович, князь великий, обладавший русскою землею, Киевом, Волынью, Галичем и другими странами, ныне стоит на коленях, называется холопом, облагается данью, за жизнь трепещет и угроз страшится!"
...
В том же году начались неприязненные действия с татарами. Неизвестно, дошел ли до монголов слух, что на западе собираются идти на них, или же их раздражило то, что Данило укреплял свои города. Ханский темник Куремса подступил к Бакоте. Ее сдал татарам Милей, вероятно, русский, и назначен был в ней от татар баскаком. Данило, занятый в то время делами в Литве, послал в Бакоту сына своего Льва. Лев отвоевал Бакоту и привел пленного Милея к отцу. Изменник успел умилостивить князей. Лев сам поручился за него, и Данило, понадеявшись на его уверения в верности, отпустил Милея, а последний тотчас же отдал Бакоту опять татарам. Куремса подступил к Кременцу, но не взял его. Нашелся русский князь, увидавший возможность воспользоваться гневом татар против Данила для своих выгод: то был Изяслав, князь новгород-северский, племянник тех Игоревичей, которые некогда были повешены в Галиче; он предложил татарам овладеть Галичем и просил их помощи. Куремса сказал ему: «Как ты пойдешь на Галич? Лют князь Данило, убьет тебя!» Изяслав не послушался совета и пошел в Галич. Услышавши об этом, Данило послал туда с отрядом сына своего Романа, а сам у Грубешова со своими людьми охотился за вепрями, собственноручно убил троих зверей рогатиной и отдал мясо воинам. "Если встретятся вам хотя бы татары, - говорил он им, - не бойтесь!" Видно, что татары своим одним именем наводили ужас на русских. Роман напал на Изяслава так неожиданно, что тот, не будучи в силах ни защищаться, ни убежать, взобрался на церковь и там сидел три дня, а на четвертый, не стерпев жажды, сдался и был приведен к Данилу.
Куремса, человек слабый и недеятельный, не трогал долго Данила. Это ободрило русского князя. Он решился отобрать у татар русские города до самого Киева. Литовский князь Миндовг дал обещание действовать с ним заодно. Данило отправил войско под начальством сыновей своих: Шварна и Льва и воеводы Дионисия Павловича. Дионисий взял Межибожье; Лев занял берега Буга и выгнал оттуда татар; отряды Данила и Василька завоевали Бологовский край, а Шварно овладел всеми городами на восток по реке Тетереву до Жидичева. Белобережцы, чернятинцы, бологовцы со своей стороны прислали послов своих к Данилу, но город Звягель, обещавший принять к себе Данилова тиуна, изменил и не сдавался. Данило сам отправился вслед за своим сыном Шварном, взял Звягель приступом и расселил его жителей. В это время литовцы, вместо того, чтобы помогать Данилу и идти с ним по обещанию к Киеву, начали грабить и разорять его владения около Луцка, совершенно неожиданно для Данила. Посланный против них дворский Олекса наказал их жестоко, загнав и потопивши в озеро. Но измена литовцев остановила дальнейшие движения Данила.
Вражда татарам была объявлена. Силы Куремсы двигались на Луцк, но этот город стоял на острове и жители заранее истребили мост; татары через реку Стырь хотели пускать камни в город, но поднялась сильная буря и изломала их пороки. С тех пор Куремса не нападал на Данила. Но в 1260 году на место Куремсы был назначен другой темник, по имени Бурандай, человек суровый, воинственный.
...
Бурандай явился с огромным войском на Волынь, не делал никаких укоров Данилу за его последние действия, а послал приказание идти с ним на Литву. Данило рад был и тому, что мог на время избавиться от таких гостей, и отправил на Литву к Бурандаю брата своего Василька. Недавняя измена литовцев, остановившая успехи Данила, оправдывает поступок его. Татары рассеялись по Литве, жгли и опустошали ее. Бурандай, как будто довольный послушанием Василька, ласково отпустил его во Владимир. Но в следующем 1261 году, возвратившись из Литвы, Бурандай послал к Романовичам такое грозное послание: "Встречайте меня, если вы в мире со мною, а кто меня не встретит - с тем я в войне". Василько в то время справлял свадьбу своей дочери с черниговским князем и, оставивши свадебный пир, должен был ехать на поклон к грозному темнику. Данило не поехал к нему и послал на место себя сына Льва и холмското владыку Ивана.
Посланные явились к Бурандаю под Шумском и принесли ему дары. Бурандай встретил их грозно и начал кричать на Василька и Льва. Владыка совершенно оторопел от страха. Наконец Бурандай сказал князьям: "Если хотите жить с нами в мире, размечите все ваши города".
Помощи надеяться было неоткуда; при малейшем упорстве Бурандай задержал бы князей и пустил бы татар истреблять в крае старых и малых. Приходилось уступить.
Лев разметал укрепления города Львова, им самим построенного, и города Стожка, недавно воздвигнутого Данилом, а Василько послал приказание уничтожить укрепления Кременца и Луцка. Сам Бурандай отправился с Васильком во Владимир, желая быть свидетелем разрушения укреплений столицы волынского края. Не дойдя до этого города, татарский темник остановился ночевать на Житане и сказал Васильку: "Иди и размечи свой город".
Василько, прибывши к Владимиру, увидел, что в скором времени нельзя разобрать всех стен до приезда Бурандая, и потому приказал зажечь их. Бурандай, приехавши вслед за ним, с радостью смотрел, как потухали сгоревшие стены, обедал затем у Василька, обошелся с ним милостиво и на ночь выехал из города, а утром послал к Васильку татарина Баймура, который сказал ему так: "Василько, приказал мне Бурандай раскопать твой город". "Делай то, что тебе приказано!" - отвечал Василько. Баймур раскопал владимирские окопы: это знаменовало победу татар над русскими.
Вслед за тем Бурандай призвал Василька и приказал, собрав бояр и слуг, идти на Холм.
Данила уже не было тогда в его столице. Владыка Иван приехал туда вперед и рассказал Данилу о том, что слышал от Бурандая в Шумске. Данило бежал в Венгрию. Сопротивляться ему против татар было невозможно, а унижаться и раболепствовать было слишком невыносимо.
Город Холм был хорошо укреплен пороками и самострелами; бояре и горожане готовы были отражать приступ. Бурандай сказал Васильку: "Это город твоего брата, ступай к горожанам, уговори их сдаться". Вместе с ним отправил он троих татар и толмача с приказанием наблюдать, что будет говорить Василько с русскими.
Василько набрал в руки камешков и, придя под город с татарами, начал кричать так: "Эй ты, холоп Константин, и ты, другой холоп Лука Иванкович, это город брата моего и мой, сдавайтесь!" - и с этими словами трижды бросил камни оземь.
Боярин Константин, стоя на стене с горожанами, понял, что означало это бросание камней: Василько, не смея сказать словами того, что хотел, давал им знак, чтобы они не делали того, что он им приказывал на словах.
"Ступай прочь, - закричал боярин Константин, - а то мы тебя хватим камнем в лицо; ты уже теперь не брат своему брату, а враг его".
Татары рассказали Бурандаю то, что слышали, и Бурандай был очень доволен Васильком. Брать укрепленные города осадою было не в духе татар (???? - Студент), и потому-то татары так настаивали, чтобы в покоренной ими земле не было укрепленных мест. Татары отступили.
Бурандай приказал Васильку идти с собой на Польшу. Василько поневоле должен был опять повиноваться и быть свидетелем и участником разорения края. Татары взяли приступом Судомир (Сендомир) и перебили всех жителей, не щадя ни пола, ни возраста, когда последние выбежали в поле из разоренного города. Наделавши опустошений в Польше, Бурандай удалился в свои становища в приднепровской Украине."

http://orel.rsl.ru/nettext/history/kost ... stom07.htm

На на примерах Литвы и Польши видно , как поступали татаро-монголы с непокорными. А тут вроде не просто непокорный, тут еще и прямой изменник самому Батыю. А Куремса ведет себя откровенно пассивно, "злой и решительный татарин" Бурандай тоже никому голову не срезал, а, напротив, совершает с "мятежниками" совместные походы. В этой ситуации срытие укреплений - скорее имитация наказания.
 

Protector

Активный участник
Сообщения
1.385
Адрес
Дикое поле, Шарукань
студент написал(а):
Брать укрепленные города осадою было не в духе татар (???? - Студент)
Что вас здесь взволновало?
студент написал(а):
На на примерах Литвы и Польши видно , как поступали татаро-монголы с непокорными. А тут вроде не просто непокорный, тут еще и прямой изменник самому Батыю. А Куремса ведет себя откровенно пассивно, "злой и решительный татарин" Бурандай тоже никому голову не срезал, а, напротив, совершает с "мятежниками" совместные походы. В этой ситуации срытие укреплений - скорее имитация наказания.
И что вы хотите этим сказать?
 

студент

Модератор
Команда форума
Сообщения
40.922
Адрес
Москва
Protector написал(а):
студент писал(а):Брать укрепленные города осадою было не в духе татар (???? - Студент)

Что вас здесь взволновало?
Да как-то Киев, Рязань, Владимир, то же Сандомир припомнил...

Protector написал(а):
И что вы хотите этим сказать?
То, что не видно военных действий против собственно татар. Против некоего Милея, князя Изяслава, города Звягеля - вижу.
А против "татар" - сплошная абстракция: "Он решился отобрать у татар русские города до самого Киева. Литовский князь Миндовг дал обещание действовать с ним заодно. Данило отправил войско под начальством сыновей своих: Шварна и Льва и воеводы Дионисия Павловича. Дионисий взял Межибожье; Лев занял берега Буга и выгнал оттуда татар; отряды Данила и Василька завоевали Бологовский край, а Шварно овладел всеми городами на восток по реке Тетереву до Жидичева. " Были ли там татары или очередные "князья Изяславы" - непонятно! Больше похоже, что там имела место очередная "усобица". Причем Куремса в ходе этой "усобицы" занял неправильную (с точки зрения Ордынского руководства) позицию. Руководство довело это до сведения Куремсы (отсюда и его "нерешительность"), а затем и сняло его в командования. Приехавший Бурандай подтвердил права Даниила, но тонко намекнул, что теперь для разрешения подобных конфликтов надо ехать в Орду на суд, а не мечем махать.
 

Protector

Активный участник
Сообщения
1.385
Адрес
Дикое поле, Шарукань
студент написал(а):
Да как-то Киев, Рязань, Владимир, то же Сандомир припомнил...
Ну это не значит, что это им было в кайф.
студент написал(а):
Лев занял берега Буга и выгнал оттуда татар
студент написал(а):
Были ли там татары или очередные "князья Изяславы" - непонятно!
ЕМНИП на Буге были.
 

студент

Модератор
Команда форума
Сообщения
40.922
Адрес
Москва
Protector написал(а):
студент писал(а):Да как-то Киев, Рязань, Владимир, то же Сандомир припомнил...

Ну это не значит, что это им было в кайф.
Но работали более, чем умело.
 

nickname

Активный участник
Сообщения
8.368
Адрес
Сербия
Уважаемые форумчане, некоторые из вас, любителей истории, вспомнили о дне смерти величайшего сына русского народа-Сталина.:Fool:
Надо напомнить, что 13 мая, 800 лет назад родилась самая значимая личность в истории России - святой князь Александр Ярославич Невский...:flag::flag::flag:
podvig_6a.jpg
 

Лось

Активный участник
Сообщения
6.059
Адрес
г. Ухта
Уважаемые форумчане, некоторые из вас, любителей истории, вспомнили о дне смерти величайшего сына русского народа-Сталина.:Fool:
Надо напомнить, что 13 мая, 800 лет назад родилась самая значимая личность в истории России - святой князь Александр Ярославич Невский...:flag::flag::flag:
Ну Сталина пока опустим - но почему Александр Ярославич при всей своей иконичности - значимее, допустим, Рюрика, Олега, Владимира Святого, Ярослава Мудрого? Так-то эти люди заложили основы того, что стало впоследствии квазигосударственным образованием Дреняя Русь (ну не была она единым государством в то время). Основы послемонгольской Руси заложил Иван 1 Калита, на зуб их (монголов) попробовал Дмитрий Доноской, В единое государство под властью царя оформил Иван Третий Грозный, завершил сей процесс Иван 4 Грозный. Заметьте - я сейчас ещё до Романовых не дошёл, а там были и Алексей Михалыч Тишайший, и Пётр Первый, которые превратили Россию в Империю (не было бы Алексея такого, каким он был - ничего бы у Петра не вышло), всевозможных Екатерин, при которых Империя прирастала землями и достигла своего расцвета, Александра Первого, Николая Первого и Александра Второго, при которых сия империя была обречена на гибель, Николая, наконец, Второго, который дмеонтаж этой империи собственнноручно завершил. Так чем именно Александр значимее всех этих людей? Он так-то всего-навсего - один из многих князей, посидеть успел на разных столах, повоевал в локальных разборках со шведами и Ливонским орденом (с которыми новогородцы то воевали, то гешефт делали), задружился с Батыем. Чем он вдруг "самый значимый"

Явно не с Вашими историческими познаниями рассуждать, кто там более, а кто менее значим.
 
Последнее редактирование:

nickname

Активный участник
Сообщения
8.368
Адрес
Сербия
Ну Сталина пока опустим - но почему Александр Ярославич при всей своей иконичности - значимее, допустим, Рюрика, Олега, Владимира Святого, Ярослава Мудрого? Так-то эти люди заложили основы того, что стало впоследствии квазигосударственным образованием Дреняя Русь (ну не была она единым государством в то время). Основы послемонгольской Руси заложил Иван 1 Калита, на зуб их попробовал Дмитрий Доноской, В единое государство под властью царя оформил Иван Третий Грозный, завершил сей процесс Иван 4 Грозный. Заметьте - я сейчас ещё до Романовых не дошёл, а там были и Алексей Михалыч Тишайший, и Пётр Первый, которые превратили Россию в Империю (не было бы Алексея такого, каким он был - ничего бы у Петра не вышло), всевозможных Екатерин, при которых Империя прирастала землями и достигла своего расцвета, Александра Первого, Николая Первого и Александра Второго, при которых сия империя была обречена на гибель, Николая, наконец, Второго, который дмеонтаж этой империи собственнноручно завершил. Так чем именно Александр значимее всех этих людей? Он так-то всего-навсего - один из многих князей, посидеть успел на разных столах, повоевал в локальных разборках со шведами и Ливонским орденом (с которыми новогородцы то воевали, то гешефт делали), задружился с Батыем. Чем он вдруг "самый значимый"

Явно не с Вашими историческими познаниями рассуждать, кто там более, а кто менее значим.
https://rs.sputniknews.com/rusija/2...0-godina-od-rodjenja-zastitnika-rusije-video/
Александр Невский: 800 лет со дня рождения покровителя России
В этот день 800 лет назад родился Александр Невский, самая значимая личность в истории России...
:Pardon:... Я не отсюда, я просто так читал...:Mocking:
 

Лось

Активный участник
Сообщения
6.059
Адрес
г. Ухта
Лось, эка Вы все козыри сразу выкинули
Все? Да я только по верхам пробежался. Вот патриарх Никон - он менее значим, чем Невский, или более? Учитывая, в какой блудняк втянул всё православное население? А Кирилл и Мефодий, которые вроде бы и не славяне даже, но заложили основы нашей письменности? Там значимых личностей, положительных, отрицательных, сложнохарактерных и прочих спорных - возами вывозить можно. И решить, кто там важнее - тот ещё геморрой.
 

студент

Модератор
Команда форума
Сообщения
40.922
Адрес
Москва
но почему Александр Ярославич при всей своей иконичности - значимее, допустим, Рюрика, Олега, Владимира Святого, Ярослава Мудрого?
Просто он повернул развитие Русь на один из двух возможных путей развития. Каждый со своими достоинствами и недостатками.
 

Лось

Активный участник
Сообщения
6.059
Адрес
г. Ухта
Просто он повернул развитие Русь на один из двух возможных путей развития. Каждый со своими достоинствами и недостатками.
Да в том и дело, что сам по себе он ничего никуда не поворачивал. Ну не был он полновластным хозяином русской земли - даже когда был великим князем. Там князья в целом на тот момент уже легли под орду, а кто лечь не пожелал - того или вынудили, или в Литву подались.
 
Сверху