Заместитель начальника отделения перспективных разработок ГП "Антонов" Андрей Хаустов в программе "Деньги Блинова" рассказал о серийном производстве самого большого самолета в мире - "Мрии".
Андрей Блинов: Экономическая аналитика понятным языком на Радио Вести. В студии работает Андрей Блинов. Здравствуйте! В конце августа китайский канал "CCTV" сообщил, что китайская авиастроительная корпорация AirspaceIndustyCorporationofChina и государственное предприятие "Антонов" подписали некое соглашение. Согласно ему, Китай получит право собственности на самолет Ан-225 "Мрия", который также подразумевает использование чертежей и спецификаций машины. Однако, позднее появился пресс-релиз украинской стороны, где было заявлено, что все не совсем так. На первом этапе сотрудничества украинское предприятие построит и поставит в Китай второй модернизированный АН-225, а в дальнейшем стороны намерены наладить совместное серийное производство в Китае по лицензии "Антонова", причем оба этапа будут реализованы по условиям отдельных контрактов. Мы пригласили сегодня в студию представителя госпредприятия "Антонов" Андрея Хаустова, заместителя начальника отделения перспективных разработок ГП "Антонов". Здравствуйте, Андрей!
Андрей Хаустов: Здравствуйте
!
Андрей Блинов: Во-первых, проясните все-таки радиослушателям и мне, какое все-таки заключение заключено с Китаем по АН-225 "Мрия"?
Андрей Хаустов: Соглашение с китайской компанией по самолету АН-225 является дорожной картой с целью развития дальнейшего развития АН-225. На том этапе, который подписан, мы будем готовить предложение для разработки контракта по модернизации и достройке второго летного экземпляра самолета АН-225, это каркас, который в значительной степени готовности уже долгие годы находится на государственном предприятии "Антонов". Появился шанс, что вторая "Мрия" обретет свою жизнь в небе. По результатам постройки второго летного экземпляра будет принято отдельное соглашение о целесообразности и дальнейшем серийном производстве АН-225 "Мрии" в Китае, но только по лицензии ГП "Антонов", если это будет признано целесообразным.
Андрей Блинов: Мы понимаем, что это последовательная операция. Сейчас, по сути, главное условие - это производство и сборка второй машины?
Андрей Хаустов: Даже пока не производство и сборка второй машины, а предварительные работы, которые регламентируют процедуру производства и сборки, а также технический облик второй машины.
Андрей Блинов: Давайте здесь поясним. Все-таки, это договор о намерениях или это некое коммерческое соглашение, которое уже требует каких-то четких обязательств, в частности от "Антонова"?
Андрей Хаустов: Обязательства "Антонова" – проработать свои предложения, обязательства китайской стороны - эти предложения оценить. Если будет признана целесообразным достройка второго самолета, это выйдет на уровень контракта.
Андрей Блинов: Говорили ли стороны о сумме, которая необходима для того, чтобы взмыл в небо второй…
Андрей Хаустов: К сожалению, я не уполномочен.
Андрей Блинов: То, что вы сейчас говорите, получается, что контракта нет, а есть все-таки меморандум о намерениях и получается, что о деньгах речь не идет?
Андрей Хаустов: Это своего рода дорожная карта, как мы будем это делать.
Андрей Блинов: Протокол о намерениях? Выглядит так: мы с вами договорились, что мы очень серьезно подумаем о том…
Андрей Хаустов: Знаете, мы к этому серьезно подумаем, как вы сказали, шли не один год. Было несколько китайских компаний, которые предлагали свои услуги и высказывали свое желание по достройке и поднятию на крыло второго самолета. Как мы оценивали китайского партнера, так, соответственно, та сторона смотрела на серьезность наших намерений. Примерно за три года мы пришли к соглашению именно с этим партнером. Это достаточно серьезная динамично развивающая китайская компания, которая в какой-то степени занимается логистикой, но она намерена включить и авиационные перевозки.
Андрей Блинов: Представим, что, неважно китайская сторона или украинское государство, или какой-то другой партнер вам дал деньги, причем все, которые необходимы на достройку "Мрии". Украинские заводы могут дособрать эту машину, скажем, за один год?
Андрей Хаустов: Обычно на достройку такого самолета год не отводится…
Андрей Блинов: Исходя из его нынешнего состояния, что каркас уже есть?
Андрей Хаустов: Дело в том, что каркас — это важная часть, но это только часть самолета.Есть бортовое оборудование. Мы же не можем достроить "Мрию" в комплектации 1988 года.
Андрей Блинов: Вот, это ключевой вопрос. Мы же понимаем, что в Советском Союзе были не то что другие технологии в авиастроении, но в значительной мере диджитализация и современное использование компьютерной техники было совсем другим. Посмотрите, как например, изменилась военная техника за четверть века, даже в той же России. Получается, что уже фактически нет смысла воспроизводить "Мрию" образца "Бурана"?
Андрей Хаустов: Естественно. Тем более, что мы в любом случае должны будем при этой модернизации рассматривать различные варианты замены российских комплектующих изделий, которыми комплектовалась первая "Мрия" и рассматривать наиболее оптимальный вариант наполнения самолета. В первую очередь, мы рассматриваем возможность использование продукции украинских компаний. Если мы на нашем внутреннем рынке не находим необходимых изделий, мы смотрим продукцию западных компаний. Возможно, китайская сторона предложит какие-то китайские компании комплектования своего самолета.
Андрей Блинов: Давайте напомним радиослушателям, что первый и единственный самолет "Мрия" в СССР собирали на 8 предприятиях-заводах и ровно половина этих заводов находится в России, три– в Украине, один– в Узбекистане. И справка Радио Вести о том, что же это за самолет АН-225 "Мрия":
Спроектированный киевским конструкторским бюро имени Антонова транспортный реактивный самолет АН-225 на сегодняшний день остается самым большим, тяжелым и мощным транспортным самолетом в мире. Его максимальная взлетная масса составляет 640 тонн. Для сравнения, третий по грузоподъемности американский военно-транспортный самолет "Galaxy" имеет максимальную снаряженную массу 381 тонну, его длина 84 метра, высота – 18, 1 метра. Отмечу, что самолет создавался для перевозки компонентов ракетоносителей энергии и космического корабля "Буран", но к моменту окончания строительства первого АН-225 все необходимые перевозки были сделаны другим самолетом. В ноябре 2004 года "Мрия" вошла в Книгу рекордов Гиннеса с 240 авиарекордами. Начиная с июля 2003 года, Ан-225 вместе с самолетами АН-124 перевез более 800 тонн оборудования для гуманитарных миссий в Ираке. "Мрию" также использовало правительство США для транспортировки военного обеспечения на Ближний Восток для поддержки коалиционных войск. В сентябре 2012 года во время проведения авиасалона "Авіасвіт –XXI" в фюзеляже "Мрии" на высоте более 10 тысяч метров произошел самый высокий в мире картинный показ, тогда внутри борта было размещено 500 картин.
Андрей Блинов: Я напомню, что последний раз в деле мы "Мрию" увидели, если не ошибаюсь, в мае этого года. Тогда в Австралию из Праги, из Чехии был привезен генератор весом 117 тонн. Большое было событие: все украинцы постили этот самолет в Фейсбуке, все вспоминали, как он в свое время вез на себе "Буран". Такое было одновременное сочетание того ретро полета и нынешнего. 15 тысяч человек, кстати, встречало в австралийском аэропорту этот самолет. Мы с вами говорим о гипотетической постройке второй "Мрии". А первая обеспечена заказами?
Андрей Хаустов: Первый самолет АН-225 находится в составе подразделения государственного предприятия "Антонов", а конкретно авиакомпании "Авиалинии Антонов". Самолет выполняет коммерческие полеты при появлении заказов на транспортировку достаточно больших грузов.
Андрей Блинов: Портфель этот есть? Мы понимаем, что это было буквально разовый полет…
Андрей Хаустов: Портфель этот есть, полеты такие есть. Может быть, они производятся не так часто, как летает самолет АН-124 "Руслан", потому что эксплуатировать самолет с малыми грузами – экономически не рентабельно.
Андрей Блинов: Когда будет следующий полет?
Андрей Хаустов: Это я сказать вам не могу, потому что в данном случае лучше обратиться к дирекции авиакомпании.
Андрей Блинов: Действительно ли на сегодняшний день есть потенциальный портфель заказов, который говорит о том, что одна "Мрия" не справится, нужно как минимум вторая?
Андрей Хаустов: Дело в том, что первый самолет АН-225 является, прежде всего, собственностью "Антонова" и никто нашу "Мрию" продавать не собирается.
Андрей Блинов: Нет, продавать не надо, берите заказы и исполняйте их.
Андрей Хаустов: Если у любого из наших партнеров появятся заказы на регулярные перевозки на этом самолеты, мы только будем рады предоставить самолет.
Андрей Блинов: Я из ваших слов понял следующее: второй самолет может быть уже не только собственностью "Антонова". Это уже будет совместная собственность китайской стороны и украинской.
Андрей Хаустов: По поводу совместной собственности я не могу вам точно сказать, потому что это вопрос не отделения перспективного проектирования. С точки зрения интеллектуальной собственности, она будет полностью за "Антоновым", за Украиной. Китайская сторона это изначально признает и никаких других трактовок интеллектуальных прав нет.
Андрей Блинов: Мы хотим подключить наших радиослушателей к голосованию по следующей действительно государственной проблеме. Госпредприятие "Антонов" нужно:
- Продать иностранцам;
- Развивать через договоры о совместной деятельности;
-Обеспечить госзаказами;
- Закрыть предприятие и забыть.
У нас уже начали активно вопросы поступать к вам, Андрей Вячеславович: "Где взяли сейчас колеса для полета "Мрии" из Праги в Австралию?" Люди же не верят, что 25 лет эксплуатируются одни и те же колеса. Кто сейчас подрядчик по обувке самолета?
!