Япония попытается остановить Китай сотней истребителей. Тендер века: Европа и Америка идут лоб в лоб
Стало известно, что Япония намеревается объявить тендер на приобретение современных истребителей на рекордную сумму в 40 млрд. долларов. То есть до нынешнего момента страны, желающие существенно укрепить свои военно-воздушные силы, готовы были тратить на это дело не более 10 млрд. Именно такую сумму планировало израсходовать Министерство обороны Индии, страны с бурно развивающейся экономикой.
Япония пошла дальше. На эти очень серьезные деньги страна намеревается приобрести 100 многоцелевых истребителей, которые, по мнению Токио, необходимы для того, чтобы чувствовать себя уверенно по соседству с материковым Китаем. Отношения между странами традиционно непростые из-за взаимных претензий по части целого ряда спорных территорий. Поигрывая военной мощью, Пекин потребовал от Японии давать отчет о плане пролета воздушных судов в зоне ПВО над Восточно-Китайским морем.
Действительно, в настоящий момент мускулатура у ВВС КНР крепче, чем у воздушных сил самообороны Японии. Конечно, авиация обеих стран обременена старыми машинами третьего поколения. У Японии это 80 F-4, построенные самостоятельно по лицензии США. У Китая — более семисот аналогов МиГ-21.
Несколько посовременнее 200 F-15 Eagle, находящиеся на вооружении ВСС Японии. У Китая же даже самолеты солидного возраста выглядят предпочтительнее. Это относится к лицензионной модели Су-27, выпускающейся под именем J-11. Количество — 205 машин. Еще более боеспособен чисто китайский J-10, но с советским двигателем. С 2005 года произведено 320 машин. Помимо этого КНР закупила у России почти 180 Су-27СК, Су-27УБК, Су-30МК2 и Су-30МКК. К тому же китайцы проводят испытание сразу двух истребителей пятого поколения.
Ответить на это японцы могут лишь совместной разработкой Mitsubishi Heavy Industries и Lockheed Martin — Mitsubishi F-2. Их было построено 96. Но 18 машин были уничтожены цунами. Ну, и еще Токио заказало 42 самолета F-35. Но это типичный журавль в небе. И самолет сырой, и неизвестно, когда дойдет дело до поставок.
Правда, японцы тоже делают самолет пятого поколения. И в апреле прототип совершил первый полет. Интересна история этой разработки. В начале века Япония обратилась к США с просьбой о покупке партии F-22. Но получила отказ. После чего и было инициировано создание «своего F-22». Сейчас этот самолет «достать» японцам уже невозможно по причине снятия его с производства.
Как видим, соотношение сил двух военно-воздушных флотов получается разительным.
У Японии существует несколько вариантов сократить отставание. Но не догнать, поскольку добавки сотни современных истребителей будет явно недостаточно.
Можно обратиться к компаниям Boeing и Lockheed Martin. И те с радостью возьмутся за освоение столь серьезного бюджета. И по мере исполнения заказа, разумеемся, смогут увеличить сумму процентов на 15−20. Как это повсеместно принято.
Можно закупить самолеты у родной компании Mitsubishi. Вероятно, это обойдется дешевле. Но при этом, конечно, необходимо учитывать и сравнивать характеристики продукта.
Вполне понятно, что в Токио соберутся и другие ведущие игроки рынка современных истребителей. Их не так и много. Еврокомпания Eurofighter Jagdflugzeug со своим тяжелым истребителем Typhoon. Французская Dassault Aviation, у которой есть новенький Rafale. Разумеется, окрыленные успехом на бразильском и индийском тендерах фирмачи из шведской Saab AB попытаются протолкнуть Grippen NG.
У американцев свои предложения. Lockheed Martin, поглотившая компанию General Dynamics, попытается продать ее разработку восьмидесятых годов General Dynamics F-16 Fighting Falcon. Разумеется, это одна из последних модификаций. Что-нибудь на уровне Block 50 или Block 52. Однако для ВВС США он уже давно не выпускается. Громадный вал идет на внешний рынок, в связи с чем этот самолет является самым массовым истребителем в мире. Что же касается извечных локхидовских конкурентов — Boeing, — то они могут предложить палубный истребитель F/A-18E/F Super Hornet. Машина хоть и морская, но нормально эксплуатируется на наземных аэродромах.
Велика вероятность того, что первыми из тендера вылетят шведы. Бразильцев и индийцев они прельстили дешевизной контрактов. Разумеется, у самолета хорошие летные характеристики и продвинутая авионика, включая, прежде всего системы управления вооружением. Однако это самый легкий самолет в ряду конкурентов. Соответственно, мала и его боевая нагрузка — 5300 кг. В конце концов, за 40 млрд. можно накупить много более «солидных игрушек».
Вполне понятно, что два американских гиганта ВПК постараются своего не упустить. Для чего в ход могут быть пущены дипломатические механизмы. И не только дипломатические, но и экономические. США в ситуации, когда запахло большими деньгами, особо не церемонятся.
Именно по этой причине закупка японских самолетов Mitsubishi F-2 невозможна ни практически, не теоретически. Потому что самолет, как уже было сказано, созданный совместно с Lockheed Martin, 4 года назад был снят с производства. При этом задняя часть фюзеляжа изготавливалась в США. Вполне понятно, что этот сегмент производства восстановлен не будет ни при каких обстоятельствах.
F-2, принятый на вооружение в 2000 году, был создан на базе F-16C. Но при этом превзошел прототип. И по скорости: 2200 км/ч против 2100 км/ч. И по потолку: 18000 м — 15200 м. Боевая нагрузка примерно одинаковая. Но боевой радиус меньше. И довольно странно, с точки зрения голой логики, что Lockheed Martin будет предлагать японцам закупить на очень крупную сумму примерно то же самое. То есть вчерашний день.
Более добросовестным участником тендера выглядит компания Boeing. Ее F/A-18E/F Super Hornet более современен. При его создании конструкторы провели комплекс мероприятий, существенно повышающий живучесть. Это относится и к снижению видимости (ЭПР на уровне 1,2 кв.м.), и к дублированию узлов и агрегатов, и к защите от поражающего воздействия боеприпасов, и к внедрению последних на момент начала века методов радиоэлектронной борьбы.
Однако следует учитывать «профессионализацию» самолета. Он задуман и сделан как хороший истребитель-бомбардировщик и штурмовик. Японцам же требуется нечто иное — истребитель, обладающий отменными качествами перехватчика. Поскольку китайцев они бомбить не собираются. Во всяком случае, на данном этапе отношений между двумя странами.
У самолета хорошая боевая нагрузка, превышающая 8 тонн. Но в вооружении наблюдается большой перекос в сторону ракет «воздух-поверхность» и различного типа бомб. И летные характеристики таковы, что о завоевании господства в воздухе можно забыть.
Максимальная скорость — 1,8 М. Боевой радиус — 726 км. Потолок — 15000 м. Максимальная перегрузка — 7,6g. Скороподъемность — 228 м/с.
С технической и эксплуатационной точек зрения гораздо предпочтительнее выглядят «француз» и «европеец». Первый принят на вооружение в 2004 году, второй — в 2003 году. То есть, по авиационным меркам это крепкие и многоопытные мужчины, находящиеся в самом расцвете сил, избавившиеся от подростковых комплексов.
Европейский «Тайфун» наилучшим образом сориентирован именно на завоевание господства в воздухе. Он сверхманевренен, обладая управляемым вектором тяги двигателя. У «американцев» этого нет и в помине. ЭПР истребителя находится в пределах 1 кв.м. (правда, при этом не учитываются внешние подвески). Скороподъемность — 315 м/с. Подстать этим и другие летные характеристики. Имеет сбалансированное ракетное вооружение. Наряду с РЛС с активной фазированной антенной решеткой есть и эффективная оптическая станция, работающая в видимом и инфракрасном спектрах.
Французский «Рафаль» («Шквал») также имеет хорошую маневренность, несмотря на отсутствие возможности управлять вектором тяги. Это достигнуто за счет оригинальной механизации крыла, позволяющей совершать энергичные виражи с перегрузкой в 9g. При этом за счет высокой тяговооруженности истребитель стремительно набирает высоту — 305 метров за секунду.
Особая гордость французских конструкторов — двигатель пятого поколения. Его разработка обошлась в 1,5 млрд евро. В двигателе максимально использованы композиционные материалы и электронное управление. Благодаря чему удалось довести боевой радиус с полной ракетно-бомбовой нагрузкой почти до 1500 километров.
Однако у французов недавно появился репутационный изъян. «Впрягаясь» в индийский тендер, они готовы были поставить 36 «Рафалей» за 5,4 млрд. долларов. Выиграв тендер, заявили, что им понадобятся уже 15 млрд. А в 2015 году заговорили, что и в 20 млрд евро уложиться будет непросто. Вполне понятно, что Нью-Дели немедленно разорвали контракт.
Может показаться, что наибольшие шансы победить в тендере у европейского «Тайфуна». Однако судьба таких крупных сделок, как уже было сказано, решается не только за счет сопоставления технических характеристик и выявления экономической и военной целесообразности. Помимо политических соображений есть еще и соображения преемственности военной техники, использования тех же самых стандартов. И тут, разумеется, приоритет на стороне американцев. Нынешний главный самолет ВСС Японии Mitsubishi F-2 — «ремейк» F-16, интеллектуальные права на который принадлежат Lockheed Martin. Та же история с самым массовым японским «перестарком» F-15: сделавшую его компанию McDonnell Douglas в 1997 году поглотил Boeing. Видимо эти двое и разыграют весьма солидную сумму. Однако на пути к финишу будет немало интересных поворотов.
Но если в результате открытых и подковерных баталий вдруг победит F-35, то придется японцев искренне пожалеть за впустую потраченные деньги.