Авиационные средства РЭБ

Tigr

Модератор
Команда форума
Сообщения
25.406
Адрес
Саратов
Плюк написал(а):
Это просто комбинация систем радио и оптических помех которые делает НИИ Экран.

На самолеты тоже распространяется или только для вертолетов?
 

Supremum

Активный участник
Сообщения
29.459
Адрес
Липецк
Лазерная станция оптико-электронного подавления ЛСОЭП предназначена для индивидуальной защиты пассажирских и транспортных самолетов, вертолетов, самолетов деловой и фронтовой авиации от управляемых ракет класса "воздух - воздух" и "земля - воздух" с инфракрасными головками самонаведения при работе совместно с комплексом радиоэлектронного оборудования летательного аппарата. Конструктивно станция может располагаться внутри фюзеляжа летательного аппарата или на внешних подвесках.
 

Rand0m

Активный участник
Комплекс РЭБ "Хибины"

Многофункциональный комплекс радиоэлектронной борьбы / подавления (РЭБ / РЭП) авиационного базирования. Разработан в рамках ОКР "Хибины" Калужским научно-исследовательским радиотехническим институтом (КНИРТИ, входит в КРЭТ), главный конструктор комплекса - Александр Семенович Ямпольский. Исследования комплексов радиоэлектронной разведки (РЭР) совмещенных со станциями постановки активных помех, которые в дальнейшем привели к разработке комплекса "Хибины", начаты КНИРТИ в 1977 г. (см.ниже). В 1984 г. уже велась разработка комплекса "Хибины-10В" для вооружения самолета Т-10В / Су-34. В 1990 г. прошел приемо-сдаточные испытания первый образец комплекса Л175, созданного в рамках ОКР "Хибины". К середине 1990-х годов разработана его контейнерная версия Л-175В, предназначенная для оснащения самолетов Су-34.

Испытания контейнера Л-175В комплекса "Хибины-10В" начаты в январе 1995 г. Второй этап испытаний начат на Су-34 в Раменском в августе 1997 г. 18 марта 2014 г. комплекс Л-175В принят в составе вооружения самолета Су-34 на вооружение ВВС России.

В августе 2013 г. на авиасалоне МАКС-2013 КНИРТИ и Министерство обороны России подписали контракт на выполение ОКР по созданию и испытаниям комплекса РЭБ "Хибины-У" для самолетов фронтовой авиации. Сумма контракта - 1.6 млрд руб. Кроме КНИРТИ в разработке будет принимать участие НИИ "Экран" (г.Самара). В рамках ОКР комплекс будет размещен на самолете Су-30СМ.

Комплекс РЭП обеспечивает защиту самолета от противовоздушных и авиационных средств поражения.

История разработки комплекса РЭБ "Хибины":
В 1977 г. в КНИРТИ начаты исследования создания комплексов радиоэлектронного подавления на базе функциональных блоков базовых конструкций (ФББК). Это были НИР "Проран" (научный руководитель - И.И.Захарченко, заместитель - А.С.Ямпольский) - разработка аппаратуры радиотехнической разведки (РТР); и НИР "Регата" (заместитель научного руководителя - А.Н.Денисов) - разработка аппаратуры активных помех. В 1980 г. НИРы успешно защищены КНИРТИ и в 1982 г. начаты ОКР "Проран" (главный конструктор А.С.Ямпольский) и ОКР "Регата" (главный конструктор В.Г.Суптеля). Позже в рамках ОКР "Хибины" эти ОКРы были объединены в один комплекс РЭБ.

В состав опытного комплекса РЭП "Хибины-10" / Л-175 входил широкополосный блок точного запоминания частоты - блок ТШ - в состав которого входила модернизированная цифровая линия задержки "Ответ" с использованием быстродействующих микросхем "сотой" серии. В 1984 г. разработка блока ТШ передана внутри КНИРТИ в другой отдел, где эти работы были объединены с другими разработками высокочастотных систем для комплекса РЭП. Линия задержки "Ответ" была модернизирована в "Ответ-М".

Первый опытный образец комплекса, который полностью соответствовал исходному ТЗ и выполненный на ФББК по своим массогабаритным характеристикам не позволял размещение на борту самолета. Поэтому при работе над комплексом "Хибины-10В" / Л-175В конструкторы КНИРТИ плотно взаимодействовали с конструкторами ОКБ им.П.О.Сухого. В рамках ОКР "Хибины" работы по Л175В возглавлял заместитель главного конструктора по конструированию В.В.Крючков. В 1990 г. первый однопостовой образец Л-175 в блоках ФББК прошел приемо-сдаточные испытания и был оставлен на хранение в КНИРТИ. Второй комплект аппаратуры Л-175 был использован для размещения в контейнере - изделии Л-175В. Первый полет Су-34 с аппаратурой Л-175В состоялся в январе 1995 г. Был начат первый этап приемо-сдаточных летных испытаний. В августе 1997 г. в ЛИИ в Раменском состоялся первый полет Су-34 в рамках второго этапа испытаний комплекса Л-175В.

Из-за сложностей с развертыванием серийного производства и самолетов-носителей Су-34 и собственно комплексов Л-175В в КНИРТИ начата разработка под руководством А.С.Ямпольского 4-контейнерного наращиваемого варианта комплекса "Хибины" для обеспечения групповой защиты самолетов. В состав комплекса входили контейнеры У1 и У2 рабочий частотный диапазон которых совпадал с частотным диапазоном "Хибин" - это контейнеры, которые не требовали своей исполнительной радиотехнической разведки для целеуказания - фактически это были мощные передачики. Вторая пара контейнеров - Ш1 и Ш0 - имела рабочий диапазон отличный от "Хибин" и для их работы требовалась и иная логика и отдельная система исполнительной радиотехнической разведки. С использованием наработок по этой теме, вероятно, был создан комплекс РЭБ Л-265 "Хибины-М", который может применяться как в бесконтейнерном варианте - только со встроенным в планер самолета (Су-35С) оборудованием, так и с использованием контейнеров.

При разработке варианта комплекса "Хибины-60" было использовано предварительное имитационное математическое моделирование функционирования комплекса на борту самолета. Такой же подход был использован при разработке аппаратурно-алгоритмической структуры станции помех КС418.

Состав комплекса типа "Хибины":
- система РЭР "Проран" или более современная;
- система постановки активных помех "Регата" или более современная (в контейнере или в планере самолета);
- система постановки активных помех групповой защиты (в контейнере);
- широкополосный блок точного запоминания частоты - блок ТШ:
- вычислительная многопроцессорная подсистема;

Модификации:
- НИР / ОКР "Проран" - разработка комплекса радиоэлектронной разведки;

- НИР / ОКР "Регата" - разработка комплекса постановки активных помех;

- ОКР "Хибины" - комплекс радиоэлектронной разведки (ОКР "Проран") объединенный с комплексом поставновки активных помех ("ОКР "Регата");

- комплекс "Хибины-10В" / Л-175В / Л-175ВЭ - комплекс РЭП для самолетов Т-10В / Су-34.

- комплекс "Хибины" / КС-418Э - проект комплекса РЭП для экспортных самолетов Су-24МК / Су-24МК2, разработка комплекса видимо не завершена.

- комплекс РЭП "Хибины-М10" / "Хибины-М6"

- комплекс РЭП "Хибины-60"

- комплекс РЭП "Хибины-М" Л-265 / Л-265М10 - комплекс РЭП самолета Су-35С с контейнерами на законцовках крыла.

- комплекс РЭБ "Хибины-У" - усовершенствованный вариант комплекса. В августе 2013 г. на авиасалоне МАКС-2013 КНИРТИ и Министерство обороны России подписали контракт на выполение ОКР по созданию и испытаниям комплекса РЭБ "Хибины-У" для самолетов фронтовой авиации. В рамках ОКР комплекс будет размещен на самолете Су-30СМ.

- комплекс "Тарантул" - развитие комплекса "Хибины" разработки КНИРТИ.

Носители:
- Су-34 - контейнер Л-175В / Л-175ВЭ с комплексом РЭП "Хибины".

- Су-24МК / Су-24МК2 - контейнер КС-418Э с комплексом РЭП "Хибины".

- Су-35 - комплекс "Хибины-М" / Л-265.

- Су-30СМ - комплекс "Хибины-У" в рамках ОКР по его созданию и испытаниям планируется размещать на Су-30СМ.

Стоимость:
- комплекс Л-175В имеет цену (согл.контракта от 14.01.2013 г.) не более 123 млн. руб.

Статус: Россия
- 1995 г. январь - первый полет Су-34 в рамках программы летных испытаний комплекса "Хибины".

- 1997 г. август - начало второго этапа летных приемо-сдаточных испытаний комплекса "Хибины".

- 2000 г. апрель - в ходе комплексных исследовательских учений ВВС изучалась возможность Су-34, оснащенного станцией РЭБ «Хибины», выполнять «прикрытие» фронтовых бомбардировщиков Су-24М.

- 2013 г. 14 января - КНИРТИ подписан договор № 403/15-17 с ОАО «Компания «Сухой» на выполнение работ по изготовлению комплекса Л-175В (92 комплекта). Сумма договора - 11.329 млрд. руб.Срок выполнение - не позднее 31.03.2020 г. (ист. - Годовой отчет за 2012 г.).

- 2014 г. 14 апреля - в ходе учений на полигоне Мухор-Кондуй в Бурятии Су-34 поставят помехи для самолета дальнего радиолокационного обнаружения и наведения А-50, истребителей-перехватчиков МиГ-31 и наземной группировки противовоздушной обороны. Несмотря на это операторы ДРЛО А-50 попытаются определить цели и выдать целеуказания пилотам самолетов МиГ-31.

- 2014 г. 15 апреля - на одном из сайтов патриотической направленности появилась публикация "Хибины" против "Иджис" или что так сильно испугало Пентагон?", которую модераторы даже того сайта определили в раздел "Домыслы". В статье с искажением фактов описывается якобы атака Су-24 с применением комплекса "Хибины", которая якобы имела место в недавнем облете самолетом такого типа американского эсминца "Дональд Кук" 12 апреля 2014 г. Статья вызвала оживленное обсуждение в сети и была перепечатана многими сайтами включая весьма уважаемые. Позже была удалена так же на многих сайтах. Что касается реальной ситуации, то можем отметить следующее:
- облет самолетом Су-24 американского корабля действительно имел место;
- во время облета американского корабля Су-24 не совершал никаких враждебных действий.
- комплекс "Хибины" не устанавливается на самолеты Су-24.


Источник: http://militaryrussia.ru/blog/topic-802.html

Добавлено спустя 1 минуту 45 секунд:

rOBmsT45I4c.jpg

lHRiFTQoXBQ.jpg

QQ6DNHAN0lE.jpg

E3FI6zftgGU.jpg
 

Rand0m

Активный участник
На самолет Ту-214 поставят комплекс радиоэлектронной борьбы «Порубщик»
Концерн «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ) и компания «Туполев» разрабатывают проект по установке комплекса радиоэлектронной борьбы (РЭБ) «Порубщик» на борт самолета Ту-214. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на первого заместителя генерального директора КРЭТ Игоря Насенкова.

«Недавно концерн участвовал в эскизном проекте, по его результатам был выбран самолет-носитель Ту-214. Предприятия концерна будут начинять его сложнейшей радиоэлектроникой. Опытно-конструкторские работы должны завершиться в 2018 году, дальше должна быть серийная поставка», — сказал Насенков.

В данный момент комплекс РЭБ «Порубщик» устанавливается на борт самолетов разведки Ил-20 (модификация называется Ил-22ПП). Ранее сообщалось, что государственные испытания комплекса планировалось завершить к концу 2014 года.

Аппаратура «Порубщика» работает в пассивном поисковом режиме, а после обнаружения цели ставит направленную помеху. Возможности комплекса позволяют точечно заглушать радиоканалы противника в узком диапазоне, не мешая работе своих радиотехнических средств, использующих смежные частоты. Потенциальными целями для «Порубщика» назывались самолеты дальнего радиолокационного обнаружения и управления, радиотехнические средства зенитных ракетных комплексов, а также каналы связи с беспилотниками.

Ту-214 — модификация пассажирского лайнера Ту-204 с увеличенной взлетной массой и грузоподъемностью. На его базе разработан целый ряд военных самолетов специального назначения: самолеты связи, управления и ретрансляции (Ту-214ПУ, Ту-214СР, Ту-214СУС), самолет-разведчик Ту-214Р и машина для наблюдения в рамках международной программы «Открытое небо» Ту-214ОН.
http://lenta.ru/news/2015/03/05/porubschik/

 
Последнее редактирование модератором:

Supremum

Активный участник
Сообщения
29.459
Адрес
Липецк

sivuch

Активный участник
Сообщения
2.807
Адрес
Питер
сегодня по телеку с утра сказали .
Станция не имеет мировых аналогов и создана на основе отечественных комплектующих.
Можно не читать ?
http://www.rosinform.ru/2015/03/04/rychag-av-stantsiya-reb-gruppovoy-zaschity/
Читать можно.Но потом желательно проверить,как на самом деле.
В маленькой статье -как минимум 3 ошибки.Хотя в моей фамилии и 4 делают
Правду лучше искать в скучных журналах.Вот здесь Павел отсканировал по работам КНИРТИ,есть немного и по Рычагу(054.JPG , 106.JPG)
http://forums.airforce.ru/sovremennost/3950-reb-12/
Форум Авиация Современность РЭБ Ч.12
Хотя,вообще,стоит прочесть всю тему
 

Breeze

Военный лётчик
Сообщения
17.919
Адрес
Israel
http://www.rosinform.ru/2015/03/04/rychag-av-stantsiya-reb-gruppovoy-zaschity/
- "Бред сивой кобылы в лунную ночь"...
Новейший вертолетный комплекс радиоэлектронной борьбы (РЭБ) способен обеспечить групповую защиту наземных, надводных и воздушных объектов от ударов с воздуха и наземных (надводных) средств ПВО противника в радиусе сотен километров.

В последнем слове заменить километры на метры - и всё станет прекрасно: ...способен обеспечить групповую защиту наземных, надводных и воздушных объектов от ударов с воздуха и наземных (надводных) средств ПВО противника в радиусе сотен метров. :-D :p
 

Supremum

Активный участник
Сообщения
29.459
Адрес
Липецк
В последнем слове заменить километры на метры - и всё станет прекрасно: ...способен обеспечить групповую защиту наземных, надводных и воздушных объектов от ударов с воздуха и наземных (надводных) средств ПВО противника в радиусе сотен метров. :-D :p
А сотен метров может быть сотня.:-D:p
 

Breeze

Военный лётчик
Сообщения
17.919
Адрес
Israel
Обоснуйте? С формулами желательно, и источниками отличными от википедии.
- В недавней ссылке, что привёл sivuch,
http://forums.airforce.ru/sovremennost/3950-reb-19/
один из наиболее мной уважаемых форумчан рунета, Вован22, одному упёртому олуху приводит хрестоматийные условия подавления:
5-ть условий одновременно должно быть выполнено, чтобы помехи были эффективны:
-частотное
-структурное
-энергетическое
-пространственное
-временн
ое


Если внимательно взглянуть на эту фуфлыжную заметку, первый абзац:
http://www.rosinform.ru/2015/03/04/rychag-av-stantsiya-reb-gruppovoy-zaschity/
Новейший вертолетный комплекс радиоэлектронной борьбы (РЭБ) способен обеспечить групповую защиту наземных, надводных и воздушных объектов от ударов с воздуха и наземных (надводных) средств ПВО противника в радиусе сотен километров. Комплекс Ми8-MТПР-1 представляет собой вертолет Ми-8МТВ-5-1 с уникальной станцией активных помех «Рычаг-АВ». -
Tо становится кристально ясно, что против БРЛС с АФАР, работающих игольчатым лучом (y APG-77 - менее, чем 2°х2°) эти пять условий одновременно "в радиусе нескольких сотен километров" от станции РЭБ выполнены не могут быть совершенно.

Второй абзац: Станция активных помех «Рычаг-АВ» обеспечивает полное «ослепление» радиоэлектронных средств разведки противника. - Средства радиоэлектронной разведки практически нельзя ослепить. Bдобавок, они ничего не излучают, их положение на небесной сфере неизвестно!

...Наличие базы данных о разных военных объектах позволяет станции определять тип цели и использовать против нее наиболее эффективные радиоэлектронные помехи. - не против APG-77.

Третий абзац: Новая станция «Рычаг-АВ» использует многолучевую антенную решетку и использует технологию DRFM (Digital Radio Frequency Memory – цифровую обработку и запись радиосигнала). Это гарантирует устойчивый прием сигналов радиолокационных средств противника и их подавление по всей зоне действия. - Сигнал в режиме LPI она вряд ли вообще заметит. Подавить APG-77 она в принципе не способна (перестройка частоты 1000 раз в секунду в пределах 8-12 ГГц) И зона действия - мамсимум в пределах ширины диаграммы направленности антенны, а она ооочень узкая!

Четвёртый дебильный абзац: Предшественником нового вертолетного комплекса была станция активных помех групповой защиты авиации «Смальта» с дальностью действия 100 км. Станция было создана в 70 годы и размещалась на базе автомобиля типа УАЗ. - станция РЭБ «Смальта» вообще никого НЕ ПОДАВЛЯЛА!! Это был так называемый "активный ретранслятор", перенацеливающий ЗУР "Хок" на себя, находясь при этом за пределами дальности полёта ЗУР.
 

Breeze

Военный лётчик
Сообщения
17.919
Адрес
Israel
В той ссылке говорится об ИК-помехах,что к станции APG-77 не имеет отношения.
- Пять одновременных условий подавления совершенно идентичны и для радиоволн (странно, что Вы до сих пор не в курсе, что световые волны и радиоволны относятся к электромагнитным колебаниям, только разной частоты?).
 

БЧ-5

Активный участник
Сообщения
7.923
Адрес
МОСКВА
(странно, что Вы до сих пор не в курсе, что световые волны и радиоволны относятся к электромагнитным колебаниям, только разной частоты?).
Да я то,являсь радиоинженером по образованию, как раз в курсе,как и в курсе.что ЭМ колебания разной частоты ведут себя несколько по разному.распространяясь в эфире.Но те,упомянутые 5 условий, вполне могут выполняьтся.Что в этом невозможного?
 

sivuch

Активный участник
Сообщения
2.807
Адрес
Питер
Дядя Миша,разве РЛС APG-77 работает не в Х-диапазоне?
 

Breeze

Военный лётчик
Сообщения
17.919
Адрес
Israel

Breeze

Военный лётчик
Сообщения
17.919
Адрес
Israel
Да я то, являясь радиоинженером по образованию, как раз в курсе, как и в курсе, что ЭМ колебания разной частоты ведут себя несколько по разному, распространяясь в эфире. Но те, упомянутые 5 условий, вполне могут выполняться. Что в этом невозможного?
Что в этом невозможного? - Спрашивает радиоинженер по образованию у лётчика по образованию.
Вот барражирует на высоте 1 км вертолет Ми-8МТВ-5-1 с уникальной станцией активных помех «Рычаг-АВ» на отрезке в 5 километров, "двумя на 180°" (пролетел этот отрезок, развернулся - полетел назад на такое же расстояние и так крутится, пока топливо позволяет). Глупая заметка для "чайников" рассказывает, что эта хрень прикрывает всё в радиусе СОТЕН КИЛОМЕТРОВ.
Летит F-22 на высоте 20 км, и с дальности 160 (например) километров начинает просматривать посредством БРЛС APG-77 местность, включая и ту, над которой барражирует этот вертолёт с включённой станцией помех. Ширина ДН, как я уже говорил. 2°х2°, на дальности 160 км это даст ширину пятна 160*tg2°=160*0.03492=5.6 километра, а длина пятна будет 5.6:tg(20/160)=44.8 км. Вот это - оси эллипса, при нахождении постановщика помех внутри которого выполняется пространственное условие эффективности помехи. Но если луч ДН уйдёт в сторону и постановщик помех останется вне этого эллипса, - всё, пространственное условие выполняться уже НЕ будет! А если не выполняется хотя бы одно условие из пяти - всё, пипец, - нет и не может быть никакой помехи. Это понятно радиоинженеру по образованию?
Тогда о каких прикрытии в радиусе СОТЕН КИЛОМЕТРОВ может идти речь вообще?! Бредятина, причём ужасно дикая. Площадь эллипса равна произведению длин большой и малой полуосей эллипса на число пи (3.1415):
S=2.8*22.4*3.1415=197 кв. километров - это если станции постановки активных помех удастся одновременно выполнить ещё четыре условия...
 

sivuch

Активный участник
Сообщения
2.807
Адрес
Питер
- Разумеется в X-диапазоне, 8-12 ГГц, а почему этот вопрос? Кто-то где-то сказал по другому?
http://en.wikipedia.org/wiki/Radar#Frequency_bands
X 8–12 GHz 2.5–3.75 cm
Так по-моему,там было ясно сказано,что Рычаг работает в диапазоне 5.5-6см и заточен под AN/MPQ-53.А для 3см придумали Смальту(СМВ) и ее дочек.НЯЗ,Ми-8СМВ-ПГ появился несколько лет назад
 

Breeze

Военный лётчик
Сообщения
17.919
Адрес
Israel
Так по-моему,там было ясно сказано,что Рычаг работает в диапазоне 5.5-6см и заточен под AN/MPQ-53.
- ГДЕ сказано?? Тогда заметка эта дебильная:
http://www.rosinform.ru/2015/03/04/rychag-av-stantsiya-reb-gruppovoy-zaschity/
зачем она??
Новейший вертолетный комплекс радиоэлектронной борьбы (РЭБ) способен обеспечить групповую защиту наземных, надводных и воздушных объектов от ударов с воздуха и наземных (надводных) средств ПВО противника в радиусе сотен километров.
??

Но система наведения Патриота (командная 2-го рода) не позволит так легко увести ракету на активный ретранслятор.
 
Последнее редактирование:
Сверху