Запад Украины тоскует по Януковичу
Жители Западной Украины устали от последствий «революции гидности» и хотят вернуть «тирана» Януковича. С таким, мягко говоря, неожиданным и, по сути, идеологически чуждым для постмайданной политической элиты заявлением выступила лидер партии «Батькивщина» Юлия Тимошенко.
Все произошло на заседании согласительного совета Верховной Рады в ходе обсуждения нового бюджета страны, сообщает РИА «Новости». Тимошенко резко раскритиковала документ, назвав его «бюджетом слез», и поделилась впечатлениями от недавней поездки во Львов.
Оказывается, жители «столицы украинского национализма», с которыми она поговорила на улицах города, очень недовольны нынешней ситуацией в стране. По признанию политика, «такого количества слез, проклятий и безнадёжности», среди людей, отстаивающих независимость Украины, Тимошенко никогда не видела.
Тимошенко утверждает, что львовяне уже выставляют Киеву конкретное требование: «Если демократические силы, которые сегодня находятся у власти, не способны управлять страной, то пусть уходят и возвращают ту „преступную власть“, которая делала жизнь людей лучше». То, что происходит сейчас, они, по ее словам, называют «осознанным и системным геноцидом».
Понятно, что экс-премьер, поднабравшая в рейтинге на социальной тематике, последнее время активно пытается позиционировать себя как главного оппонента Петра Порошенко. Но зачем она озвучила мольбы западных украинцев о Януковиче?
— Тимошенко — достаточно опытный политик, и то, что она сейчас заявляет, направлено на дискредитацию нынешней власти, — комментирует ситуацию бывший депутат Верховной Рады, глава Луганского обкома КПУ Спиридон Килингаров. — Эта власть, в общем-то, сама себя дискредитирует неплохо. Но Тимошенко еще и подливает масла в огонь, используя недовольство людей, как элемент политической борьбы.
А недовольство, на самом деле, есть и очень сильное. Народ соскучился по стабильности. За последние два с половиной года люди устали от неопределенности. От кризисной экономической ситуации. От депутатов, которых не понимают, потому что те несут полную чушь. От этого цирка в Раде. Все это воспринимается в обществе крайне негативно.
Поэтому разговоры о том, что «пусть лучше вернется „та власть“, которая была», мне, например, кажутся вполне естественными. Тогда была стабильность и уверенность в завтрашнем дне. Были рабочие места, и не было войны.
«СП»: — Но жители Западной Украины никогда не относились к Януковичу и его команде с особым пиететом. Откуда же такая ностальгия?
— Напомню, что с началом конфликта в Донбассе под мобилизацию попадала молодежь как раз западных областей. И гробы туда приходили. Люди этого не забыли.
Всем казалось, что ситуация довольно быстро разрешится. Если помните, Порошенко накануне президентских выборов обещал за две недели покончить с кровопролитием на востоке страны. Конфликт до сих пор продолжается. Более того, риторика украинской власти, в том числе президента, она просто реакционная. Никто не показывает, а где же выход? Когда это все закончится?
На скорую стабильность нет даже намека. Отсюда безысходность и ностальгия по прошлой жизни. А Тимошенко просто сейчас пытается это использовать.
— Уверен, что нет. На самом деле, в Киеве ситуация не лучше. Люди ходят с опущенными головами. Бандитизм, безработица, безденежье - все это очень сильно давит на население. Людям будто перекрыли кислород, и не дают вдохнуть свежего воздуха.
Так что Тимошенко права, когда говорит о том, что народ устал от этой власти. Другое дело, что около двух-трех тысяч боевиков, которые сегодня при полном попустительстве чиновников кошмарят всю страну, это тоже сегодняшняя украинская реальность.
«СП»: — Но Тимошенко сама была в первых рядах на Майдане и, в общем, приложила руку к тому, что творится в стране… Она забыла?
— На самом деле, она получила от Майдана колоссальное разочарование. Ведь изначально Майдан кричал: «Юля! Юля!». И все думали, что, если ее отпустят, то будет всеобщая эйфория. Что люди будут встречать ее с цветами. Не случилось. То есть, за всю свою политическую карьеру, Юля Владимировна сделала столько, мягко говоря, нехороших вещей для народа Украины, что на Майдане ее встретили достаточно равнодушно. Для нее самой это было равносильно в определенном смысле холодному душу.
Да, она все же встроилась в эту систему. Даже пыталась «оседлать» ее. Но не получилось.
Сегодня Тимошенко уже занимает оппозиционную нишу, потому что понимает, что у этой власти просто нет шансов. И она пытается себя выставлять как альтернативу этой власти. Хотя, по большому счету, является частью этой системы, ее плотью и кровью. Будучи в руководстве страны, она занималась теми же вещами, за которые критиковали Януковича. При ней была та же коррупция и коррупционные скандалы.
А теперь она пытается отмежеваться: мол, «я за все хорошее, против всего плохого».
К сожалению, у нас политики не являются ведущей силой. Они являются ведомыми. И все время пытаются подстраиваться под хоть какие-то настроения для получения определенных политических дивидендов в виде голосов избирателей. Но они не ведут за собой избирателей.
И Тимошенко тоже пытается подстроиться сегодня под настроения: «Я ваша. Я тоже вижу, что власть не в состоянии управлять страной. И ее надо менять». А на кого менять? На нее, конечно.
— Только на себя. И все эти упоминания о народных страданиях всего лишь «инструмент» политической борьбы, который она использует исключительно в личных целях. Это не заявление политика, который видит проблему и пытается ее вскрыть и как-то решить.
По мнению директора Украинского института анализа и менеджмента политики Руслана Бортника, Тимошенко своим рассказом хотела «задеть за живое» президента Порошенко:
— Украинскую власть сложно не критиковать: куда, знаете ли, взгляд не кинь — всюду клин. А Тимошенко в какой-то момент, думаю, просто исчерпала все аргументы — новые, имеется в виду. Поэтому привела в пример Януковича, как последний аргумент для того, чтобы показать, что нынешняя власть хуже предыдущей.
Пример не совсем удачный, мне кажется. Поскольку ее сторонниками это может быть не понято. Несмотря на то, что вряд ли с ее стороны был какой-то умысел сказать о бывшем президенте что-нибудь хорошее. Это была попытка, прежде всего, унизить Порошенко и Гройсмана.
Я напомню, что данные соцопросов, действительно, показывают, что 80% украинцев сегодня живут хуже, чем до Евромайдана. И до половины населения страны разделяет взгляды жителей Львова, о которых говорила Тимошенко. Тем не менее, лишь очень небольшая часть из них — где-то процентов десять — на самом деле реально хотели бы возвращения Януковича. Все же в глазах украинцев — даже тех, которые не поддерживали Майдан, — он показал себя весьма слабым государственным управленцем. Я бы сказал, трусливым.
То есть, можно сказать, что ностальгия в обществе есть. Но она, скорее, сродни желанию вернуть брежневские времена, но без Брежнева.
Свободная пресса