Интересная статья о Гаити.
Что такое Гаити...
Неполиткорректные штрихи из истории афроамериканской страны
В Карибском море, на острове Гаити, в западной его части, расположено государство Гаити. Совсем небольшое государство (28 тыс. км2, что составляет треть Ленинградской области), с населением в 8 миллионов человек, которое, впрочем, быстро увеличивается, в начале 2010 года оказалась в центре мировых новостей. 12 января здесь произошло землетрясение силой более 7-ми баллов по 9-тибаллльной шкале. Количество погибших исчисляется десятками тысяч, и, вполне возможно, реальное количество жертв будет при окончательной подсчете на порядок выше. Но наряду с сообщениями о жертвах, о спасенных, о подвигах спасателей, о помощи, которую оказывает Гаити весь мир, приходят и другие известия. Самолеты не могут приземлится, а те, что сели в искореженном землетрясением аэропорту, разгружаются по много часов. Среди гаитян вспыхивают кровавые разборки из-за куска хлеба. Обездоленные жители столицы Гаити, города Порт-о-Пренса, сооружают баррикады из трупов, протестуя таким специфическим образом против медлительности властей в деле оказания помощи. Разумеется, все это бывает во всех странах и регионах, подвергшихся стихийным бедствиям. В самом деле, когда в 1977 году в Нью-Йорке из-за грозы на сутки пропало электричество, город захлестнули грабежи. Аналогичным образом во время наводнения в Новом Орлеане в 2005 году также происходили грабежи, убийства, мародерства. На Гаити стихийное бедствие многократно усиливает число жертв, поскольку эта страна переживает перманентную социальную катастрофу.
Гаити - самая отсталая страна в Западном полушарии и одна из самых бедных и неразвитых в мире. Гаити имеет одну замечательную историческую и этническую особенность, что отличает эту страну от всех стран мира. Гаити, во-первых, второе независимое государство в западном полушарии, во-вторых, это первое государство негров, освободившихся от рабства в результате восстания. Но история Гаити, которая, по образному высказыванию одного французского историка, написана кровью, весьма поучительна как пример первого и очень долго единственного государства афроамериканцев.
Остров Гаити был открыт Колумбом в 1492 году и стал первым владением европейцев в западном полушарии. Брат Христофора Колумба Бартоломей основал Санто-Доминго, первый город в Америке. Испанцы быстро перебили местных индейцев, большинство из которых, впрочем, вымерли от завезенных европейцами болезней, к которым у них не было иммунитета. Именно испанцы стали первыми завозить сначала на Гаити, а затем и во все остальные владения в Новом Свете негров-рабов.
Для Испании, которая владела в Америке обширными и богатейшими землями, этот остров не представлял особой ценности. Многие белые поселенцы уже через полвека после высадки Колумба стали перебираться в более богатые и перспективные страны на континенте. Остров к началу 17 серьезно опустел, особенно западная его часть. Брошенные города и деревни, заросшие кустарником плантации, одичавшие стада скота, обнищавшее малочисленное население, живущее в основном торговлей с пиратами, в результате чего остров превратился в большую пиратскую «малину» - таким стало Гаити через полтора века после открытия Колумбом.
В западной части острова обосновались французские пираты - буканьеры (буквально - «коптильщики», поскольку в свободное от морского разбоя время они любили охотиться на одичавший скот острова, приготовляя жаренное мясо). Постепенно французы, как стоящие вне закона, так и официальные представители королевской власти, стали основывать постоянные поселения. В 1659-1660 годах на острове стали возникать табачные и сахарные плантации, обрабатываемые неграми. Официально Франция стала владеть западной частью острова только в 1697 году. Восточная часть, охватывавшая 2/3 острова, оставалась испанской, хотя и по численности населения, и по своему богатству значительно уступала французской части.
В 18 веке французская часть острова, носившая название Сен-Доминго, стала важнейшей и самой богатой колонией Франции. Около 40 % сахара, 60 % кофе, потребляемых в Европе, производились в Сен-Доминго. Кроме того, из этой колонии вывозилось большое количество сахара, какао, индиго и хлопка.
Разумеется, такое процветание колонии стало возможным лишь благодаря масштабному применению рабской черной силы.
Эксплуатация рабов была действительно очень жесткой. Большинство рабов умирали через несколько лет работы на плантации. Но они уже к этому времени многократно окупали все расходы на покупку и содержание, так что хозяин мог смело покупать новых рабов. На Сен-Доминго в середине 18 века приходилась треть всей трансатлантической работорговли. В год на остров привозили от 15 до 40 тысяч рабов. Поскольку большинство негров на Гаити того времени были привезены из Африки, а не были местными уроженцами, как в большинстве других американских колониальных владений европейских государств в Вест-Индии, то это привело к тому, что в быте и культуре негров Гаити преобладали африканские черты. Во многом нынешние гаитяне сохранили африканские черты жизни. В частности, хотя почти все гаитяне считаются (и сами себя считают) католиками, фактически господствует в стране африканская языческая религия вуду, совсем немного разбавленная католическими терминами и обрядами..
К концу 18 столетия в Сен-Доминго насчитывалось 500 тысяч рабов, 32 тысячи белых, 28 тысяч мулатов, примерно 20 тысяч свободных негров. Фактически население было еще больше, поскольку рабовладельцы укрывали от переписей часть своих негров, что бы не платить налог на владение рабами, несколько тысяч беглых негров - маронов, проживали в горных районах, также оказались вне учета, наконец, среди белых было немало тех, кто имел проблемы с законом, и поэтому они всячески стремились укрыться от официальной статистики.
Руководящая роль в жизни колонии играли белые колонисты. Хотя в 18 веке не существовало социологического понятия «уровень жизни», по мнению историков, белое население Сен-Доминго имело самый высокий жизненный уровень в тогдашнем мире. Разумеется, далеко не все белые были богаты, скорее, напротив, «маленькие белые», то есть бедняки европейского происхождения, составляли основную часть всего белого населения.
Мулаты занимали вторые позиции в обществе колонии. Хотя мулатам запрещалось, например, носить шпаги, вступать в брак с белыми, но они были лично свободны и могли обладать собственностью. К концу колониальной эпохи треть всех плантаций и четверть всех негров принадлежали мулатам. Как это часто бывает, мулаты как рабовладельцы были еще более алчные и беспощадные, чем европейцы. Среди самих мулатов существовали (и поныне существуют) различные категории, в зависимости от доли негритянской крови. Так, имевшие 1/8 часть крови негров назывались мюстифами, 1/4 именовались квартеронами, мюлатр - те, кто были наполовину неграми, грифф - негр на 3/4, марабу - на 7/8.
Свободные негры стояли еще ниже на социальной лестнице, хотя среди них тоже было определенное количество плантаторов и рабовладельцев. В основном свободные негры занимались мелкой торговлей и ремеслами. В горах укрывались мароны, которые периодически устраивали нападения на плантации. В 1751-58 году предводитель маронов Макандал наводил на колонию ужас своими набегами. Будучи жрецом вуду, Макандал проповедовал полное уничтожение всех белых и мулатов. По официальным данным, от рук маронов Макандала было убито 6 тысяч человек, в основном белых. Только через 7 лет Макандал был арестован и казнен.
В 1789 году во Франции разразилась революция. На истории Гаити это отразилось самым непосредственным образом. В колонии началась вооруженная борьба между роялистами и республиканцами. Распри среди белых привели к усилению роли мулатов, которые подняли восстание, требуя себе тех же прав, что и европейцы. Наконец, в 1791 году разразилось грандиозное восстание негров-рабов. В первые же два месяца восставшие убили 2 тысячи белых и неопределенное количество мулатов и свободных негров, сожгли 280 плантаций. Восстание было в основном подавлено, но порядок в колонии не был восстановлен. Несколько тысяч повстанцев, во главе которых стоял получивший образование бывший раб Туссен-Лувертюр, продолжало сражаться. Между тем во Франции якобинцами было провозглашена отмена рабства во всех колониях. Это не могло не привлечь на сторону Французской республики многих цветных. Ко всему прочему, Франция вместе со всеми своими заокеанскими владениями оказалась в состоянии войны против всей Европы. Английские и испанские войска высадились на Гаити. На Гаити началась война всех против всех. Дрались друг с другом французские роялисты и республиканцы, мулаты пытались создать свое государство в пределах острова, воюя с белыми и неграми, среди негритянских атаманов не было единства, и в большинстве своем они воевали друг с другом, иногда объединяясь против белых и мулатов. Англичане и испанцы также вступали в бои друг с другом
Туссен-Лувертюр предпочел воевать на стороне Французской республики, отменившей рабство. Его черная армия нанела поражение англичанам и испанцам, соперникам из числа негритянских генералов, а также французским роялистам и мулатам. В 1801 году Туссен-Лувертюр стал хозяином острова. Он отменил рабство, конфисковал собственность белых, которая перешла в руки негритянской верхушки (мулаты были обойдены, что вызвало новый всплеск войны негров и мулатов). Была принята конституция, согласно которой Франция формально продолжала владеть Сен-Доминго, но фактическая власть принадлежала пожизненному губернатору, которым был сам Туссен-Лувертюр.
Пришедший к власти во Франции Наполеон отказался утвердить эту конституцию и послал на остров карательную экспедицию. На 86 кораблях 60-тысячная армия отплыла в Карибское море под командованием генерала Леклерка, женатого на сестре Наполеона Полине Бонапарт. Это обстоятельство, а также численность отправленных войск (вдвое больше, чем та армия, с помощью которой Наполеон только что пытался завоевать Египет), наглядно свидетельствовало о значении, которое Бонапарт придавал Гаити. В экспедиционной армии были не только французы, но и уроженцы подвластных Бонапарту стран. Были итальянцы, бельгийцы, швейцарцы, рейнские немцы и даже 6 тысяч поляков из числа польских эмигрантов.
Леклерк первоначально действовал успешно. На его сторону перешли предводители мулатов Риго и Петион, ряд негритянских генералов. Туссен-Лувертюр был захвачен и вывезен во Францию, где и умер в 1803 году. Под влиянием успехов Наполеон объявил о восстановлении рабства. Кстати, во Францию был запрещен въезд негров, а также браки французских военных с негритянками и мулатками в колониях.
Однако восстановление рабства моментально подняло практически все цветное население Гаити против французов. Главным союзником восставших была желтая лихорадка, косившая целые полки французов. От лихорадки умер и генерал Леклерк. Начавшиеся в Европе новые войны Наполеона сделали невозможным прибытие новых подкреплений на остров. Генералы негров Жак Дессалин и Анри Кристоф, мулатский генерал Петион подняли восстание, и в конце 1803 года с французским владычеством было навсегда покончено.
1 января 1804 года генерал Дессалин объявил о независимости государства, которому дали название Гаити, которым ранее индейцы называли эту часть острова. По распоряжению Дессалина в ознаменование независимости, на Гаити началась резня оставшегося белого населения. После этого европейского населения в Гаити практически не осталось.
До сих пор история гаитян может вызывать симпатии. В самом деле, первое в истории победоносное восстание рабов, первая независимая латиноамериканская страна, наконец, первое государство черных, сохранившее в дальнейшем независимость. И все же государство афроамериканцев имело и свои исторические особенности.
Предводитель победоносного восстания Жак Дессалин через несколько месяцев после провозглашения независимости объявил себя императором. Разумеется, немедленно начались распри свежеиспеченного монарха с недавними товарищами по оружию. Уже в 1806 году император Дессалин был убит, а Гаити погрузились в междоусобицу. Мулаты во главе с Петионом создали свое государство в южной части Гаити, а негры во главе с Анри Кристофом - свое на севере.
Кристоф вскоре провозгласил себя королем. Своих сподвижников, неграмотных бывших рабов и командиров прежних повстанческих отрядов, король Анри превратил в маркизов, графов и принцев. Король и его «дворяне» завладели брошенными плантациями и фактически восстановили рабство. Бывший раб, а затем полевой командир, король Анри Кристоф построил себе роскошный дворец Сан-Суси. Недалеко от дворца 20 тысяч рабов 13 лет строили крепость Ла-Ферьер, которая и поныне является самым крупным фортификационным сооружением западного полушария. В 1820 году, узнав о мятеже армии, король застрелился. Но при этом Кристоф проявил своеобразную экстравагантность, пустив с себя пулю, отлитую из чистого серебра.
Мулаты с юга сумели захватить бывшее королевство, объединив страну. Более того, на два десятилетия гаитяне сумели овладеть всем островом, захватив испанскую часть. Но страна по-прежнему управлялась диктаторами, заботившихся только об удовлетворении своих прихотей.
В 1847 году власть захватил совершенно неграмотный негр Фостен Сулук. Он провозгласил себя императором. Сулук прославился дикими выходками. Подобно Кристофу, он своих сподвижников сделал дворянами, причем придумывал им аристократические имена типа «граф Антрекот», или «герцог Вермишель», почерпнув их из меню французского ресторана. Свою гвардию Сулук одел в русские меха, закупив их в России (единственная в истории торговая сделка между нашими странами). Какая польза в тропическом климате Гаити от мехов, видимо, знал только император.
Сулук устроил вторжение в соседнюю Доминиканскую республику. Вторжение закончилось поражением, но Сулук объявил ее великой победой, построив множество памятников себе в честь «победы».
После свержения Сулука Гаити вновь объявили республикой, но политический режим в стране оставался прежним. В области экономики Гаити пребывало в полном упадке.
Плантационное хозяйство было уничтожено.Бывшие рабы стали мелкими крестьянами. Не имея необходимых агрономических познаний, гаитянские крестьяне уничтожили большую часть тропических лесов, что вызывало эрозию. Значительная часть земель тропического острова в благодатном карибском климате превратились полупустыни. В целом количество обрабатываемых земель в начале 21 века стало меньше, чем в конце колониальной эпохи два века назад. Крестьяне Гаити ведут натуральное хозяйство, еле-еле поддерживая полуголодное существование.
В начале 20 столетия в Гаити по-прежнему следовали перевороты за переворотами, с калейдоскопической быстротой сменялись правительства, промышленности не было никакой, а сельское хозяйство было в полном упадке.
США в 1915 году устроили в Гаити интервенцию, оккупировав страну, не встретив сопротивления. Под американской оккупацией Гаити пребывало до 1934 года. Американцы создали на Гаити телефонную связь, построили ряд средних учебных заведений. Впрочем, оккупантам пришлось столкнуться с рядом восстаний гаитян, самым крупным из которых было под руководством Шарлеманя Перальта в 1918-20 гг. В конце концом, американцы пришли к выводу, что расходы по оккупации Гаити превышают доходы от эксплуатации страны. В 1934 году президент США Ф. Д. Рузвельт вывел американские войска с острова. После этого там все пошло, как прежде.
В 1957-71 гг.Гаити правил Франсуа Дювалье, известный по прозвищу «Папа Док», (поскольку был врачом по образованию), один из самых одиозных диктаторов Латинской Америки. Головорезы Дювалье, тонтон-макуты, не получавшие жалованья и официально жившие за счет грабежа противников режима, наводили ужас на страну. Сам Дювалье прославился экстравагантными выходками. Он строил новую столицу страны Дювальевиль, выпускал золотые монеты, на которых был изображен в лавровом венке как римский император. Страна была украшена изречением диктатора: «Я - знамя Гаити, единое и неделимое».
Умирая, Дювалье передал власть своему 19-летнему сыну, Жан-Клоду, получившему прозвище «Бэби-Док». Тот правил еще 15 лет, и в стране все оставалось по-прежнему.
Правда, в 1986 году, США, опасаясь, что дальнейшее пребывание у власти семейства Дювалье приведет к социальному взрыву, что особенно опасно для страны, находящейся рядом с Кубой, сами посоветовали «Бэби-Доку» отказаться от власти и бежать из страны под гарантии личной безопасности. После этого опять в Гаити следовали друг за другом перевороты, сопровождающиеся обильным кровопусканием и американской интервенцией в 1994 и 2004 гг.
В 1990 году президентом был избран 46-летний священник Жан-Бертран Аристид, имевший репутацию сторонника «теологии освобождения» (теории, сочетающей марксизм с социальным учением католической церкви), обещавший провести широкие социальные реформы и свергнутый армией уже на следующий год. Поскольку правление очередных диктаторов поставило Гаити на грань социального взрыва, США неожиданно вспомнили, что в этой стране не все в порядке с правами человека. Началась кампания в мировых СМИ, по инициативе США ООН ввело санкции против Гаити. Наконец, в 1994 году началась американская интервенция на остров. Разумеется, гаитянская армия не оказала никакого сопротивления, и «прирученный» американцами Аристид вернулся к обязанностям президента. Как это часто бывало в истории, пламенный борец за свободу и справедливость, став у власти, быстро превратился в тирана и марионетку в руках сильных мира сего. Аристид сократил гаитянскую армию и службы безопасности, создав новые. Новые вооруженные формирования получили название «армия каннибалов» (официальное название), и полностью оправдывали это имя. В 2000 году, после короткого перерыва, когда президентом был Рене Преваль, Аристид снова стал президентом, получив на выборах, по официальным данным, 92 % голосов. Разумеется, эти выборы были признаны США законными и демократичными. Аристид провел ряд экономических преобразований по рекомендациям МВФ, что привело к обнищанию основной массы населения и без того нищей страны. В феврале 2004 году в стране началось вооруженное выступление против Аристида. Повстанцы заняли большую часть страны. Аристид объявил о своей отставке и бежал из страны. Для «поддержания порядка» на Гаити прибыли войска из США, Франции, Канады. На состоявшихся в феврале 2006 года выборах победу одержал нынешний президент Рене Преваль, который уже занимал эту должность в 1996-2000 гг, как раз между двумя правлениями Аристида.
На сегодняшний день Гаити можно с полным основанием назвать несостоявшимся государством, несмотря на 200 лет независимой истории.
Эта страна имеет один из самых низких уровней жизни в мире. Ежедневный уровень питания у гаитян - около 2 тысяч килокалорий на душу, что меньше суточного питания раба на плантациях в колониальный период. Уровень детской смертности - 64 на тысячу родившихся (впрочем, при Дювалье было 104), потребление электроэнергии в год на душу - 61 кв/ч. На одного гаитянина тратиться в год примерно 30 долларов на нужды здравоохранения. Средняя продолжительность жизни у мужчин - 50 лет (как видим, даже Россия эпохи демократии еще не догнала Гаити по этому показателю). Не случайно даже ростом гаитяне 21 века ниже, чем их предки - рабы. По индексу человеческого развития Гаити занимает 29 место от конца из 130 государств. Хуже ситуация только в нескольких африканских государствах, охваченных гражданскими войнами. Признано, что СПИДом на Гаити страдает 6 % населения. Но ведь на каждого больного приходится до 10 инфиницированных. Считается, что ВИЧ-инфекцию в США занес гражданин Гаити в 1969 году.
В Гаити по-прежнему производят сахарный тростник, кофе, добывают бокситы. За последние два десятилетия Гаити стал одним из центров наркомафии, поскольку страна является перевалочным пунктом транспортировки колумбийского кокаина в США. Увы, часть кокаина «оприходуется» на месте, и наркотизация гаитян принимает значительные масштабы.
Главным источником доходов Гаити являются денежные переводы гаитянских иммигрантов в США. В 1990 году в США, по данным официальной статистики, проживало 290 тысяч гаитян. Разумеется, эту цифру необходимо увеличить в несколько раз, поскольку большинство гаитян проживает в США нелегально. Американские интервенции 1994 и 2004 годов сопровождались также и массовой иммиграцией голодных гаитян в изобильную страну, пока американцы, не спохватившись, под предлогом, что демократия на Гаити уже установлена, перекрывали возможность въезда гаитянам на территорию США. В самих США гаитяне не преуспевают, являясь самой бедной из всех этнических групп американского общества. Но в этом мире все относительно, и бедность по-американски выглядит, если не богатством, то хорошим достатком в условиях Гаити.
Конечно, как и повсюду в Латинской Америке, на первое место в перечне виновников бед Гаити можно поставить роль американских корпораций. И все же будет политкорректным лицемерием отрицать роль самих афроамериканцев Гаити в том, что в благодатных природных условиях они так и не создали эффективного и процветающего общества. История Гаити наглядно показывает, что освободившиеся рабы далеко не всегда являются противниками рабства, что именно африканские традиции не позволили второму независимому государству в Западном полушарии добиться прогресса, и что черный расизм ничуть не лучше белого.
Сергей Лебедев
http://www.apn-spb.ru/publications/article6794.htm