Совсем недавно прошли учения в Великобритании, на них я уже давал ссылки
http://www.rusarmy.com/forum/viewtopic. ... start=1040
Результаты учений пока умалчиваются.
Но мне интересно было сравнить два этих самолета (Су-30МКИ и EF-2000 Typhoon), хотя о результатах боев нет данных, но можно хотя бы рассмотреть характеристики самолетов, что бы с большей долей вероятности выявить победителя этих схваток.
Предлагаю свой анализ:
Прежде всего, немного об этих учениях.
Насколько мне не изменяет память, в схватке предусматривались 4 Су-30 vs. 2 Еврофайтеров. Хотя еще предусмотрены схватки с Торнадо, но их не рассматриваю, «Сухарь» ранее, в прошлых учениях в Индии, уже надрал ему задницу.
Теперь о ТТХ истребителей.
EF-2000 Typhoon
Истребитель разрабатывался в конце холодной войны. Его потенциальными противниками должны были стать МиГ-29 и Су-27. Но СССР развалился, что сильно негативно сказалось на программе евроистребителя. Вполне возможно, что истребитель и не родился бы на свет, но европейцам нужен был свой самолет, а не американский, т. к. нужно было развивать собственное самолетостроение.
Итак, самолет, «немного» урезанный в характеристиках из-за недостатка финансирования, все-таки был испытан и начал поступать на вооружение. Наряду с американским JSF он должен стать основным истребителем Евросоюза в ближайшем будущем.
Су-30МКИ
Истребитель-бомбардировщик, сделан на базе всеми известного Су-27УБ. Это самолет российской разработки, однако, БРЭО разрабатывалось в тесной кооперации с фирмами Франции, Израиля и, собственно, самой Индии. Основными фирмами-поставщиками оборудования стали французские фирмы SAGEM и Sextant Avionique. Помимо авионики, индийский вариант отличался от других экспортных вариантов новой БРЛС Н011М. По ЛТХ и другим характеристикам он был ближе всего к Су-37.
(Летно-технические характеристики обеих машин можно посмотреть на airwar.ru)
Оба истребителя имеют примерно равные ЛТХ, но есть и отличия. По идее, более легкий EF-2000 должен иметь тяговооруженность выше, чем у Сухаря. Но 2-ой обладает более мощными двигателями – в этом отношении они примерно на равных. Но у Сухаря + в движках с УВТ.
Оба самолета имеют практически равные максимальные скорости. Перегоночная дальность Су (без ПТБ) больше на 400 км (3000 и 2600 соответственно).
Сухарь, как полноценный ИБ-ашник несет 8 тонн вооружения, в то время как Еврофайтер только 6500 кг. По части разнообразия вооружения Су-30МКИ тоже превосходит своего соперника.
Европейцы долгое время имели проблемы с БРЛС для нового истребителя, т. к. она уперто выдавал ложные цели, хотя, скорее всего, дело касалось программного обеспечения. Существовали так же какие-то проблемы и с радиопрозрачным обтекателем. Так или иначе, здорово намаявшись, все-таки поставили эту РЛС на самолет.
По заявленным характеристикам
ECR-90 (Captor) способен обнаруживать цели класса истребитель на дальности 160~185 км (надо полагать с ЭПР порядка 5~10 м), сопровождать до 20 целей и атаковать сразу 8 (по другим данным – только 4). Цель с большой ЭПР радар может обнаружить за 300 км.
БРЛС
Су-30МКИ Н011М позволяет обнаруживать цели типа «истребитель» в свободном пространстве и на фоне подстилающей поверхности в ППС на дистанции 350 км и захватывать их на расстоянии 200 км, а также цели на поверхности земли или моря. РЛС способна сопровождать одновременно до 20 целей и атаковать 8, в том числе вертолеты, балистические и крылатые ракеты. Кроме того, БРЭО реализует автоматический маловысотный полет Су-30МКИ в режиме огибания рельефа местности и ее картографирование.
Вроде бы более мощная БРЛС на Су должна обеспечить превосходство в ДВБ, но Еврофайтер обладает куда более низкой заметностью, чем у Сухаря. По информации из-за рубежа, ЭПР EF-2000 меньше, чем у Су-27 в 7 раз. То есть если принять ЭПР 27-ого за 10 м, то получается 0,7. В российской печати на ЭПР с носа дают 0,1 м.
На Су-30 МКИ если и понизили ЭПР, то ненамного (я так думаю). Обшивка стала более гладкой, немного снизилось кол-во выступающих элементов, применили больше композитов, радиопоглощающих элеметов. При самых оптимистичных прогнозах, ЭПР по сравнению с базовым Су-27 снизилась только в 2 раза, не более (если у кого есть инфа по этой части, то прошу высказаться)
Помимо радаров на обоих самолетах есть средства визуального обнаружения.
На Еврофайтере – IRST-T на Су-30МКИ – ОЭПрНК. Они выполняют те же функции, что и РЛПК, но только в простых метеоусловиях и отличаются большей точностью и лучшей помехозащищенностью. На обоих самолетах есть нашлемная система целеуказания. Какая из систем лучше, судить трудно, т. к. мне не попадались характеристики европейской IRST-T (может плохо искал?).
Далее. На Су-30 МКИ комплекс РЭБ включает станцию активных помех Л005С (аналог AN/ALQ-135), эффективно подавляющую радиоэлектронные СУВ противника и обеспечивающую индивидуальную, взаимно-групповую и групповую защиту.
Сухарь может действовать в группе, и наводить на цели до 4 истребителей.
Су-30МКИ отлично приспособлен к длительным полетам (не как Су-34 конечно же, но все-таки) дозаправка может происходить как вручную, так и в автоматическом режиме. Кстати европейцы отметили это, даже назвали его «стратегическим». Не мудрено, если он без особых проблем преодолевал с дозаправками расстояние до Аляски на прошлых и до Великобритании на этих учениях.
Я склоняюсь к тому, что победил Су-30 МКИ. На прошлых учениях с американцами он побеждал F-15-ые и 16-е как в БВБ так и в ДВБ хотя и был в численном превосходстве. Впрочем на этих учениях, в Великобритании он тоже численно превосходил ефрофайтера. Что ж поделать, нужно же как то оправдывать неудачи своей техники.
Кстати надо отметить, что Великобритания выставила лучших пилотов, уже успевших хорошенько освоить Typhoon.
Кстати забыл еще по поводу вооружения. Меня удивила, честно говоря, пушка на Еврофайтере. Всего 150 патронов (27мм пушка). Ну, если на наших истребителях это объяснялось тем, что вечно не хватало места на контейнер со снарядами из-за больших объемов бортового оборудования, то чем обусловлено такое малое кол-во снарядов в Typhoon’е объяснить невозможно.
По поводу ракет. На Еврофайтере это AMRAAM-ки и AIM-9X. На Су-30МКИ это Р-27 различных модификаций, РВВ-АЕ, Р-73 и израильские Питон-4. Ну и наверное Р-74МЭ – самая продвинутая русская ракета.
Ну я высказал свое мнение. Какие даете прогнозы?
Так ли уж хорош Еврофайтер?