Во все времена положение на мировой арене определялось военным потенциалом. В современном мире считается именно наличие вооруженных сил гарантом безопасности. И, несомненно, так и есть, до того момента, где речь идет о качестве, а не о количестве.
В то время, как Россия демонстрирует высокую боеспособность, мобильность и постоянную готовность российских вооруженных сил, страны Североатлантического Альянса паникуют и рассчитывают на поддержку США, которые угрожают выйти из НАТО, если Европа не удвоит целевые показатели своих расходов на оборону до четырех процентов (стоит сказать указать, процентов чего? ВВП или бюджета?). Трамп подкрепляет свое давление на европейских союзников угрозами в отношении торговли, обещая «ужесточить защиту от европейского экспорта в Соединенные Штаты». Полностью потерявшая свою военную самостоятельность Европа вынуждена уступать, иначе ей придется столкнуться лицом к лицу с такими гигантами на театре военных действий, как Россия и Китай.
Происходит это потому, что при всех ссылках на “европейскую оборонную самобытность”, оборона ЕС на практике продолжает строиться, как составная часть НАТО. Такая политика лишает ЕС самостоятельного военного производства при крупных конфликтных ситуациях без обращения через НАТО к военным ресурсам Северной Америки. Это усложняет работу инженерно-техническому персоналу, увеличивая физическую и психологическую нагрузку, что отрицательно сказывается на качестве производимой техники. Так же на качество отрицательно влияет тот факт, что военно-промышленный комплекс ЕС вынужден постоянно балансировать между стремлением обслуживать собственный рынок вооружений и необходимостью внешней экспансии.
Для ЕС такой расклад сил таит угрозу, что “европейская промышленность будет низведена до статуса субпоставщика ведущих американских подрядчиков, тогда как важнейшие оборонные ноу-хау по-прежнему оставались бы в их руках" с неизбежными при этом политическими последствиями.
США, заинтересованные в своей центростремительной роли в географии военных заказов, штампуют оружие и военную технику для продажи на мировой арене, при этом вся секретная составляющая остается у производителей. Для США эта крайне выгодная политика.
При этом США периодически забывают о качестве. Плохое качество- элементарный человеческий фактор в постоянно напряженной и стрессовой гонке за количеством. В качестве примера- крайне слабая модель истребителя F-35. Но развернуто его грандиозное производство и США, в своем стремлении занимать лидирующие позиции на военном рынке, были намерены его продавать. Однако ряд стран, прежде заключивших контракты на его приобретение, хотели эти контракты разорвать. От «кастрюли с болтами» или «беременного пингвина», как прозвали F-35, пытались отказаться Австралия и Дания. Но у них ничего не вышло.
Теперь ищут новых покупателей, разумеется, при помощи выкручивания рук. Трамп во время встречи с Меркель заставил канцлера отказаться от собственных евроистребителей «Тайфун» и подписать договор о приобретении F-35. (и снова США продвигает свой товар, лишая Европу самостоятельного производста). В связи с чем в германской прессе появились язвительные заголовки: «Боже, храни США, потому что с F-35 они не способны защитить себя сами». В качестве техники внушения Трамп использовал заявление о том, что Германия из рук вон плохо выполняет свои финансовые обязательства перед НАТО (т.е. США), а это может привести к печальным для страны последствиям — и политическим, и экономическим.
Таким образом, несмотря на самый большой в мире военный бюджет НАТО, несмотря на больше сотни военных баз за рубежом, ВС европейских стран часто является устаревшей, и у них нет того, что называется стратегическими средствами: возможностей по переброске сил по воздуху, средств воздушной дозаправки, дальних бомбардировщиков, высокоточного оружия и средств ПВО. А США, которые располагают всеми вышеперечисленными возможностями в большом количестве, часто грешат качеством.