"Супер Хорнет" начинает "разъедать стелс"
Наше время может стать эрой стелс-истребителей пятого поколения, но компания Boeing со своим самолетом четвертого поколеyия F/A-18E/F Super Hornet чувствует себя превосходно, и не жалуется на нехватку заказов, сообщает
flightglobal.com 26 апреля.
В марте 2019 года компания получила трехлетний контракт от ВМС США на поставку 78 F/A-18E/F Block III Super Hornet, общая стоимость составила около 4 млрд долл США. Новый контракт последовал за заключенным в 2018 году сделкой на сумму 1,8 млрд на производство 24 самолетов этой версии. Блок II это самый современный серийный вариант истребителя.
Новые продажи идут в дополнение к работам по продлению срока службы существующих F/A-18E/F. В 2018 году Boeing получил 73 миллиона долларов на упрочнение и обновление планеров первых четырех самолетов. Компания рассчитывает получить многочисленные последующие контракты в течение 10 лет. Для поддержки программы модернизации компания планирует создать специализированную производственную линию в Сан-Антонио, штат Техас, а также в Сент-Луисе, штат Миссури.
Boeing заявляет, что у него достаточно заказов от Министерства обороны США, а также международных клиентов, таких как Кувейт, чтобы поддерживать непрерывное производство самолетов Блок III до 2033 года.
"Аппетит" ВМС США к истребителям F/A-18E/F – самолетам, впервые введенным в эксплуатацию в 1999 году, может стать сюрпризом для многих. На протяжении многих лет флот инвестировал десятки миллиардов долларов в разработку истребителя Lockheed Martin F-35, который должен был вытеснить Super Hornet.
Хотя у флота все еще есть планы заказать много F-35, становится очевидным, что ВМС больше не видит стелс-технологии в качестве панацеи, а вместо нее покупают смесь самолетов разных поколений. ВВС США проводят аналогичную политику, покупая Boeing F-15EX.
Boeing утверждает, что в 2013 году командование Военно-воздушных систем ВМС США (NAVAIR) отказалось от покупки более скрытной версии истребителя, называемой Advanced Super Hornet с ЭПР, уменьшенным примерно на 50%. "Быть таким скрытным не помогает решить все проблемы, есть и другое направление - развитие сетецентрики, что может быть столь же эффективным, как и стелс", говорит Дэн Джиллиан, менеджер программы для F/A-18E/F Super Hornet и EA-18G Growler. "Такие вещи, как бортовая сеть ИК датчиков или внутренние отсеки оружия вроде как попали в конец (приоритетного) списка", добавляет он. NAVAIR не ответила на несколько просьб комментировать эти высказывания.
Вместо большей скрытности, самолет Блок III по сути является летающим и хорошо вооруженным узлом в сети ВМС США, поставляется с передовым процессором для "сетевого распределения прицеливания" (Distributed Targeting Processor-Networked (DTP-N)) и надежной коммуникационной линией от Rockwell Collins (Tactical Targeting Network Technology (TTNT). Кабина имеет большой сенсорный дисплей с диагональю 21 дюйм. Компьютерное оборудование самолета предназначено для интеграции датчиков и программного обеспечения следующего поколения, говорит Джиллиан.
"Это очень большой компьютер с открытой архитектурой, примерно в 17 раз мощнее, чем компьютер на базовом самолете", говорит он. Компьютерные системы самолета с добавлением нового программного обеспечения способны контролировать ведомые беспилотные летательные аппараты (БЛА), таких как австралийский проект, разрабатываемый местным отделением Boeing совместно с австралийским правительством, говорит Джиллиан. По его словам, офицер по системам вооружения на заднем сиденье самолета мог бы управлять группой ведомых БЛА (Loyal Wingman UAV).
Блок III Super Hornet также поставляется с внешним инфракрасным датчиком поиска и отслеживания (IRST) Блок II, который, при использовании двух самолетов сразу, может создать возможности для дальнего наведения ракет "воздух-воздух". Boeing отказывается говорить, какова дальность действия ИК системы, но утверждает, что она больше, чем радар противника, работающий в режиме "воздух-воздух". Новый самолет также имеет "наплечные" конформные топливные баки, которые уменьшают лобовое сопротивление и несут около 1588 кг топлива, расширяя его дальность примерно на 120 морских миль (222 км).
Устаревшие Super Hornet, которые проходят программу продления срока службы, получают по существу ту же конфигурацию, что и совершенно новые планеры Block III, плюс их срок службы продлевается с 6000 ч до 10 000 ч за счет замены компонентов и усиления конструкции. Boeing говорит, что эти дополнительные летные часы дадут каждому самолету 10-13 дополнительных лет жизни. Boeing также стремится рекламировать невысокий ценник и эксплуатационные расходы "Супер Хорнета".
"Super Hornet, которых покупает флот, стоят около 66 миллионов долларов за единицу", говорит Джиллиан. "F/A-18 продолжает пользоваться славой самого дешевого в эксплуатации самолета в американском арсенале - всего 18 тыс долл за час полета", говорит он.
"Это правда, что F-35 и его технология stealth больше не являются панацеей, как когда-то считалось, но она по-прежнему эффективна для широкого круга миссий", говорит Брэд Мартин, старший научный сотрудник по вопросам политики корпорации RAND. "Я бы не сказал, что они совершенно правы, говоря, что это нишевая способность. Но я думаю, что они правы, говоря о тактических задачах авиации ВМС, что F-18 на протяжении своего жизненного цикла будет вполне удовлетворительным по своим возможностям", говорит аналитик.
F/A-18E/F остается актуальным из-за его способности запускать новые ракеты большой дальности вне зоны действия ПВО противника, а также способности самолета выполнять ударные миссии против "неискушенных врагов", говорит Мартин. Способность самолета оставаться в воздухе дольше и использовать свой современный комплекс загоризонтного наблюдения для выявления угроз в отношении прикрываемой им авианосной боевой группы делает его важным оборонительным активом.
В конечном счете, с новой жизнью, вдохнутой в программу "Супер Хорнет" от ВМС, компания Boeing все больше и больше уверена в продажах F/A-18E/F американским и иностранным военным силам.
Компания заявляет, что продолжает поставлять в ВМС США модернизированный вариант самолета электронных атак EA-18G Growler, и считает, что может убедить флот купить на 24-48 больше EA-18G, что позволит оснастить каждый авианосец группой из 8-11 "Гроулеров".
Boeing получил одобрение Пентагона в феврале 2018 года на продажу EA-18G Growler для ВВС Финляндии в рамках более крупной программы замены истребителей этой страны. Производитель также предлагает F/A-18E/F для военной авиации Канады, Германии, Индии и Швейцарии.