Посмотрел "Батальонъ" фильм понравился, из инетовских отзывов и рецензий наиболее близкой и адекватной показалась -
http://www.gorobzor.ru/articles/kinokritik/batalon-pole-boya-zhenskaya-dusha-24-02-2015
Операторская работа – на уровне, камера внимательна к деталям. Кстати, если тот же «Сталинград» запомнился нарочито блеклой и несколько отстраненной картинкой, то здесь, наоборот, история прописана живыми сочными красками под стать ее милым героиням.
Вжиматься в стул, лицезрея оторванные руки-ноги и выпущенные кишки, зрителю не придется – батальных сцен со страданиями и военными ужасами, как уже было ранее сказано, мало, а трагизм происходящего воссоздается несколько иными средствами. Но война, тем не менее, показана однозначно, без какой-либо поэтизации – грязная, кровавая и отталкивающая. Со зловонными оврагами, продолжительной асфиксией и сложенными «стопкой» телами тех, с кем ты еще сегодня сидел рядом. А еще здесь «война» без «мира». Точнее, намеки на «мир» есть – Бочкарева и ее бывший муж, Настя с женихом, Вера и поручик Селезнев, солдатка, бегающая тайком на свидания к мужу, но ни одна история отношений между героями не раскрывается в полной мере. Впрочем, сами режиссеры объяснили это тем, что по фильму солидно прошлись монтажными ножницами, так что, по всей видимости, нас ждет полная версия на ТВ.
Что касается «призыва родину любить», отрадно, что ура-патриотической кувалдой по зрителю не проходятся. Патетика, безусловно, есть, но она не навязчива. Если для мужчин, не желающих идти в бой, война – прислуживание ценой собственной жизни правительству, то женщины прямо говорят, что сражаются за родину, за детей, а не за дядю свыше. «Там немцы за мной погнались, потому что я на их территории цветы собирала», – делится в одной из сцен солдатка. «Ты не понимаешь, это – наши, русские, цветы, русские, и это немец на нашей русской земле стоит», – отвечает ей другая.
Резюмируя, хочется добавить, что на фильмы о российской действительности зритель всегда реагирует особенно болезненно и остро – такие киноленты зачастую обрастают диаметрально противоположными оценками. Ведь одно дело, когда какой-нибудь Человек-паук опрыскивает небоскребы паутиной или Супермен спасает мир от злодеев, другое – когда на экране происходит то, что зритель переживает и воспринимает, как глубоко личное. И если тот же «Левиафан» многие ругали за слишком «неправдоподобно очерняемую действительность», «бездарно потраченные деньги Минкульта,», и «Нет героя, дайте нам героя!», то с «Батальоном» все с точностью до наоборот: «Слишком мягкая правда о войне», «Слишком патриотично-минкультовское кино» и «Обычные люди слишком идеализированные до героев». Не будем комментировать эти оценки – как говорится, лучше посмотреть и сделать выводы самим. Но все-таки от себя хочется добавить, что среди как минимум пятидесяти серых оттенков современного кинематографа в год, которые выливаются помоями на голову нашего зрителя, этот фильм, где женщина бесстрашно воюет вместо мужчины, определенно мазок яркой краской – по-своему искренний и сильный на эмоциональном уровне.