Про войну и про бомбежку,
Про большой линкор «Марат»,
Как я ранен был немножко,
Защищая Ленинград.
Дядя Стёпа(с)
Линкор "Марат" без носовой части продолжал воевать. Терминатор.
Одним из легендарных кораблей Советского Военно-Морского Флота всегда считался линкор «Марат». По количеству публикаций он не имел себе равных в предвоенные годы, да и после Великой Отечественной войны не был обойден вниманием прессы. Заложенный 3 июля 1909 года на Балтийском заводе в Петербурге под наименованием «Петропавловск» и спущенный на воду 27 августа 1911 года, этот корабль стал одним из четырех первых российских дредноутов и одним из трех линейных кораблей, участвовавших в Великой Отечественной войне. В отличие от «Севастополя» и «Октябрьской Революции», военная биография «Марата», даже в официальном изложении, сложилась довольно трагично. Прежде всего, это связано с датой 23 сентября 1941 года. Происшедшее в этот день с линкором различными источниками трактуется от «получил серьезные повреждения» до «кораблю оторвало носовую часть, но он остался в строю». Давайте и мы попытаемся восстановить краткую историю линейного корабля «Марат», пользуясь для этого бесстрастными документами.
Итак, закончилась гражданская война, наступили мирные дни, но «Марат», получивший это имя 31 марта 1921 года, продолжал нести боевую службу, хотя другие его собратья были поставлены в консервацию или на ремонт. Только осенью 1928 года корабль пришвартовался к стенке родного Балтийского завода для капитального ремонта и модернизации, которые продлились два с половиной года.
В ходе работ энергетическую установку перевели на нефтяное отопление, уменьшив количество котлов с 25 до 22. Это позволило ликвидировать одно котельное отделение, на месте которого разместили два погреба зенитной артиллерии, центральные штурманский и артиллерийский посты, пост энергетики и живучести (ПЭЖ), радиоцентр и пост гидроакустики. В оставшихся котельных отделениях установили новые вспомогательные механизмы из числа предназначавшихся для линейных крейсеров типа «Измаил». Выполнили капитальный ремонт главных турбин системы Парсонса, турбины крейсерского хода демонтировали. По всему корпусу переклепали наружную обшивку, сменили пришедшие в негодность листы водонепроницаемых переборок, палуб и платформ. Изменился и внешний облик корабля. Появились носовая наделка с полубаком, новые башенноподобные фок- и грот-мачты. Для уменьшения влияния горячего воздуха на оптику приборов артиллерийской стрельбы изменили форму носовой дымовой трубы. Одним словом, когда 8 апреля 1931 года «Марат» снова вошел в состав бригады линейных кораблей, Краснознаменный Балтийский флот получил достаточно современную и мощную боевую единицу. Тем не менее, в течение последующих 10 лет, во время зимних стоянок в базе, корабль постоянно подвергался текущему ремонту и частичной модернизации отдельных образцов вооружения и технических средств. В частности, в 1938 году британский эхолот заменили отечественным, через год установили лаг ГО-М-3, а в 1941 году корабль получил отечественные гирокомпасы ГУ-1 и Курс-2. Изменилось и артиллерийское вооружение «Марата»: в 1940 году шесть зенитных 76,2-мм орудий системы Лендера образца 1915 г., установленных по три на первой и четвертой 305-мм башнях, заменили 76,2-мм артиллерийскими установками 34-К. Кроме того, на кормовых срезах смонтировали две спаренные 76,2-мм установки 81-К. Погреба для них оборудовали в казематах № 15 и № 16, в связи с чем демонтировали находившиеся там 120-мм орудия. Позже на корабле появились шесть новейших 37-мм зенитных автоматов 70-К. Все эти работы выполнялись зимой, летом же на «Марате» интенсивно проводилась боевая подготовка, подтверждением чему служат пройденные после капитального ремонта до начала Великой Отечественной войны более 75000 миль.
В архивных документах и официальных исторических публикациях особо выделяются три события из жизни линкора тех лет. Так, 7 августа 1933 года в ходе выполнения учебных артиллерийских стрельб главным калибром личный состав, находившийся на боевых постах фок-мачты, услышал характерный звук горящего пороха и увидел пламя, выбивающееся из прицельных амбразур второй башни. Немедленно последовала команда на затопление погребов башни, что предотвратило взрыв боезапаса, но в результате этого погибло 68 человек. Причиной пожара явилось преждевременное открытие орудийного замка после зачетного выстрела. 15 октября башню после ремонта снова ввели в строй.
С 10 мая по 5 июня 1937 года «Марат» совершил поход в Великобританию для участия в морском параде по случаю коронации британского короля Георга V, зайдя на обратном пути в Мемель, Либаву и Таллинн. В ходе этого плавания корабль дважды принимал топливо с танкеров в открытом море.
Во время советско-финляндской войны «Марат», несмотря на сложную ледовую обстановку, принял участие в боевых действиях. 19 декабря 1939 года, в частности, он обстрелял главным калибром 254-мм береговую батарею Сааремпя на острове Биоркэ, израсходовав 133 фугасных снаряда.
Десятилетняя интенсивная эксплуатация корабля не могла не сказаться на состоянии его корпуса. Ряд продольных и поперечных водонепроницаемых переборок, настил палуб и второго дна в ряде мест требовали ремонта — замены листов, набора и переклепки. В связи с этим в марте 1941 года встал вопрос о необходимости постановки «Марата» в капитальный ремонт, однако самая короткая ночь того года перечеркнула эти планы...
22 июня «Марат» встретил на Большом Кронштадтском рейде, где он стоял на якоре после перехода из Таллинна, и уже в 14 часов впервые открыл огонь по противнику, обстреляв финский самолет-разведчик. В дальнейшем зенитный дивизион корабля практически ежедневно, а то и по несколько раз в день, отражал атаки авиации противника. В связи с ухудшением обстановки на сухопутном фронте и возникновением прямой угрозы Ленинграду. 22 августа «Марат» занял огневую позицию в огражденной части ленинградского Морского канала и уже 9 сентября ввел в действие свой главный калибр, а через шесть дней — противоминный (120-мм орудия). Стрельбы по наступающим войскам противника велись ежедневно, по нескольким целям, и ежесуточный расход 305-мм выстрелов достигал 177. При столь интенсивной стрельбе не обошлось без аварий. 11 сентября, после того как было выпущено 124 снаряда главного калибра, разорвало среднее орудие первой башни. С 14 сентября корабль стал подвергаться артиллерийскому обстрелу, однако попадания первых девяти 150-мм снарядов противника существенных повреждений не нанесли. Спустя два дня десятый снаряд угодил в носовую автоматную площадку и вывел из строя сразу три орудия 70-К. Последнее обстоятельство имело для «Марата» тяжелые последствия, так как в тот же день он подвергся атаке 27 пикирующих бомбардировщиков, которые атаковали двумя группами, заходя с носовых и кормовых курсовых углов. И если группу самолетов, заходивших с кормы, удалось рассеять зенитным огнём, то другая сумела сбросить свой смертоносный груз на корабль. В результате две 250-кг бомбы попали в правый шкафут в районе кают-компании, одна такая же бомба разорвалась на юте и последняя, срезав ствол 120-мм орудия № 13, взорвалась у борта. Ни одна бомба в жизненно важные помещения не проникла, и в основном оказались разрушенными салон кают-компании и каюты офицеров. Однако от мощного сотрясения и воздействия осколков были выведены из строя кормовые 76,2-мм орудия, получили различные повреждения четвертая башня главного калибра, некоторые 120-мм орудия, а также электрооборудование и ряд вспомогательных механизмов. Погибло 25 человек. Сразу после окончания налета авиации «Марат», снявшись с бочек и якоря, своим ходом ушел на Малый Кронштадтский рейд, ведя при этом интенсивный огонь по видимым береговым целям противника на южном берегу Финского залива. На другой день линкор перешел на Большой Кронштадтский рейд, откуда 18 сентября с помощью буксиров его поставили в гавани у стенки Усть-Рогатки для исправления боевых повреждений и текущего ремонта.
Восстановительные и ремонтные работы пришлось вести в условиях ежедневных массированных налетов авиации противника. Так, например, 21 сентября линкор подвергся пяти ударам с воздуха, в каждом из которых участвовало 20-40 бомбардировщиков. Все воздушные атаки «Марат» успешно отразил, и ни одна из многочисленных бомб, сброшенных на него, никакого ущерба не принесла. Так продолжалось до рокового дня 23 сентября 1941 года.
То утро выдалось на редкость ясным, с отличной видимостью и началось с разведывательных полетов врага и барражирования советских истребителей над Кронштадтом. В одиннадцатом часу на дистанции свыше 300 кабельтовых в направлении Петергофа обнаружили группу самолетов противника в составе 46 бомбардировщиков, за которой шли еще несколько волн «юнкерсов». По боевой тревоге «Марат» приготовили к бою, и дальномерные посты начали выдачу дистанции и курсового угла на орудия всех калибров линкора. В 10 ч 49 мин по первой группе самолетов произвели выстрел шрапнелью из первой башни главного калибра. Снаряд разорвался с недолетом, но бомбардировщики противника сначала разделились на две группы, а затем, резко изменив курс, устремились на Кронштадт. Перестроившись в боевые порядки для выполнения звездного налета на корабли, находившиеся в базе, вражеские самолеты в качестве главных целей имели, конечно, линкоры. Несмотря на интенсивный огонь всех зенитных огневых средств кораблей и базы, уже в первой атаке противник достиг двух прямых попаданий в «Марат».
Обе бомбы, предположительно весом по 500 кг, разорвались с интервалом в доли секунды — одна несколько в нос, а другая в корму от фок-мачты — и вызвали детонацию боеприпаса первой башни главного калибра. В результате сама башня, «подпрыгнув», упала в образовавшийся пролом палубы. Носовая надстройка вместе со всеми боевыми постами, приборами, зенитной артиллерией, носовой боевой рубкой и находившимися там людьми с оглушительным лязгом и грохотом приподнялась и завалилась на правый борт, рухнув в воду. Туда же улетела носовая дымовая труба вместе с кожухами броневых колосников. Смертью храбрых погибли на своих командных пунктах и боевых постах командир корабля капитан 2 ранга П. К. Иванов, старший помощник капитан 3 ранга В. С. Чуфистов и ещё 324 человека. В командование кораблем вступил капитан 3 ранга Л. Е. Родичев. Собственно, в тот момент линейного корабля «Марат», как боевой единицы, уже не существовало. Большая часть конструкций с 20 по 57 шпангоут была как бы выдрана из корпуса: в районе взрыва, при высоте борта 14 м, неповрежденных участков осталось у днища с правого борта всего 4, а с левого — только 2,5 м. Носовая оконечность от форштевня до 20 шпангоута лежала на грунте с креном на левый борт, часть корабля в корму от 57 шпангоута находилась на плаву с креном на правый борт. Их соединяли между собой остатки набора корпуса от киля до уровня второго дна. Силой взрыва котлы второго котельного отделения в двух местах проломили водонепроницаемую переборку на 57 шпангоуте, отделявшую его от подбашенного отделения второй башни главного калибра, что привело к затоплению последнего. От сотрясения повсеместно пострадали заклепочные соединения, в том числе и удаленные от места взрыва. Нарушению водонепроницаемости корпуса корабля и его переборок в значительной мере способствовали повреждения, полученные 16 сентября, и естественный износ корпусных конструкций. Из-за разрыва паровой магистрали уже через 3-4 мин после взрыва давление пара упало до нуля, что привело к остановке турбогенераторов и обесточиванию корабля. Носовые дизель-генераторы, как и пост энергетики и живучести, были уничтожены взрывом, а кормовые дизель-генераторы находились в ремонте. Несмотря на столь тяжелейшие условия сразу после взрыва началась борьба за живучесть корабля. Для выравнивания крена затопили некоторые помещения левого борта, но его удалось уменьшить с 5° лишь до 3,5° — дальнейшему спрямлению корабля мешала лежавшая на грунте скрученная носовая часть. Предпринималась попытка поднять пар в котельных отделениях №4 и №6, но к форсункам вместе с мазутом поступала вода, и разжечь топки котлов не удалось. Также потерпела неудачу попытка запустить неотремонтированные кормовые дизель-генераторы. Таким образом, действовало только аварийное освещение, использовать же водоотливные и противопожарные средства стало невозможно. При свете ручных фонарей личный состав пытался бороться с поступлением воды путем заделки отверстий, конопатки швов и постановки подпор. Однако быстрое распространение воды по корпусу зачастую делало невозможным установить места пробоин, и она заливала отсек за отсеком. После того как практически все помещения оказались затоплены, «Марат», приняв около 10000 т воды, стал садиться уцелевшей кормовой частью на грунт, благо глубина в этом месте не превышала 11 м. Пришлось бороться и с пожаром в районе второй башни главного калибра, где горело обмундирование, отделка помещений и краска. Хотя с берега протянули пожарный шланг длиной около 300 м, в основном с огнем справились с помощью огнетушителей. Борьба за живучесть корабля продолжалась в течение двух часов, после чего, когда окончательно разрядились аккумуляторы аварийного освещения, была дана команда «покинуть корабль». К вечеру того же дня, когда организовали подачу электроэнергии с берега, часть экипажа вернулась на линкор и возобновила борьбу за живучесть. Впрочем, расчеты 76-мм зенитных артустановок, расположенных на крыше четвертой башни главного калибра, так и не покинули корабль, продолжая отражать очередные атаки самолетов противника. К сожалению, предпринятые меры не увенчались успехом, и к утру 24 сентября «Марат» окончательно лег на грунт, при этом уровень воды во внутренних помещениях достиг примерно половины высоты пространства между средней и нижней палубами, т. е. не затопленными оказались преимущественно жилые помещения.
Несмотря на то, что линейный корабль «Марат» фактически перестал существовать, было очень заманчиво в условиях блокады использовать то, что от него осталось, в качестве мощной плавучей батареи. Поэтому с 24 сентября началось осушение корабля с кормы в нос отсек за отсеком, при этом использовались водоотливные средства спасательных судов «Сигнал», «Метеор» и других, а также производственные мощности и рабочие Морского и Артиллерийского ремонтного заводов. По мере откачки воды из отсеков и помещений, «Марат», приобретая положительную плавучесть, постепенно отрывался от грунта и, наконец, всплыл, имея дифферент на нос и крен на правый борт, менявшийся в зависимости от уровня воды в заливе. Последнее обстоятельство объясняется тем, что лежавшая на грунте носовая часть играла роль мертвого якоря, жестко связанного с корпусом корабля.
К концу октября 1941 года кормовую часть «Марата» частично осушили и отремонтировали, а башни главного калибра №3 и №4 ввели в строй. 31 октября корабль открыл огонь 305-мм снарядами по позициям противника на южном побережье Финского залива. Осушить вторую башню главного калибра в то время не удалось, что во многом было связано с острым дефицитом топлива. Поэтому эти работы возобновили лишь 23 июля 1942 года, и 24 октября башню предъявили к испытанию отстрелом, который выполнили 9 ноября по реальным целям. Орудия противоминного калибра демонтировали для нужд сухопутного фронта, и к концу 1942 года артиллерийское вооружение «Марата» состояло из трех 305-мм трехорудийных башен, трех 76-мм артиллерийских систем 34-К на крыше четвертой башни главного калибра, пяти 37-мм зенитных автоматов 70-К, двух пулеметов ДК и трех пулеметов ДШК.
Как отмечалось выше, уже с ноября 1941 года корабль регулярно открывал огонь главным калибром по германским позициям, обеспечивая проход караванов судов из Кронштадта в Ленинград и обратно, а также вел контрбатарейную борьбу. Это вызывало ответную реакцию противника, который неоднократно подвергал «Марат» артиллерийскому обстрелу. Уже 12 декабря 1941 года из 23 выпущенных по кораблю 203-мм снарядов три достигли цели, причем два из них пробили верхнюю палубу и взорвались во внутренних помещениях. Этот обстрел показал, что горизонтальное бронирование не является преградой для современных снарядов крупного калибра, поэтому форсировали уже начатую укладку на верхней палубе гранитных плит с набережной. Однако эти работы не успели закончить, когда 28 декабря в «Марат» попало два 280-мм снаряда, один из которых мог привести к катастрофе: пройдя через снарядный и нижний зарядный погреба третьей башни главного калибра, он, к счастью, не разорвался. Впоследствии усиленная «гранитная» палуба свое предназначение успешно выполнила, и, несмотря на то, что 25 октября 1942 года в линкор попало три 305-мм, 6 ноября — один 292-мм * и 8 октября 1943 года — один 203-мм снаряд, существенных повреждений корабль больше не получил. Кроме усиления горизонтального бронирования, для защиты погребов второй башни главного калибра с носовых курсовых углов за водонепроницаемой переборкой на 57 шпангоуте установили еще одну, залив образовавшийся коффердам цементом.
Несмотря на фактическую гибель 23 сентября 1941 года и последующую длительную «реанимацию», «Марат», которому 31 мая 1943 года вернули его прежнее название «Петропавловск», все это время официально оставался линейным кораблем. Этим, кстати, и объясняется тот факт, что согласно официальной статистике за время Великой Отечественной войны Советский Союз не потерял ни одного корабля этого класса. Лишь 28 ноября 1950 года «Петропавловск» переклассифицировали в несамоходное учебное артиллерийское судно, получившее название «Волхов», 22 сентября следующего года перевели в класс несамоходных учебных кораблей, а в 1953-м — разобрали на металл.
* - Так указано в архивных документах. В 1942-1943 годах в артиллерийских частях германской группы армий «Север» орудий такого калибра не было.