Было дело в Гёттингене.
72 года тому назад, 27 сентября 1944 года, в районе университетского города Гёттинген была уничтожена 445-я бомбардировочная авиагруппа ВВС США. Группа в составе 35 тяжелых бомбардировщиков В-24 "Либерейтор" участвовала в массированном налете на моторный завод фирмы "Хеншель" в Касселе. Однако по дороге к цели она попала в густую облачность и сбилась с курса. Промахнувшись на 50 километров, американцы, вместо Касселя, вышли к Гёттингену. Поняв свою ошибку, они, тем не менее, разбомбили город.
На обратном пути их атаковали поднятые по тревоге перехватчики из 3-й и 4-й истребительных эскадр Люфтваффе. Эти эскадры были, в основном, вооружены истребителями "Фокке-Вульф" FW-190А в модификации "Штурмбок" с усиленным вооружением и бронированием. Несмотря на огонь воздушных стрелков, они устроили американцам настоящий погром, сбив за считанные минуты 25 "Либерейторов".
Полному уничтожению группы помешали вызванные по радио истребители "Мустанг", сопровождавшие основные силы бомбардировщиков над Касселем. Услышав в наушниках отчаянные призывы о помощи, они оставили своих подопечных, на которых никто не нападал, и поспешили к Гёттингену. С их появлением картина схватки резко изменилась, так как тяжелые и неповоротливые "Штурмбоки", предназначенные для борьбы с бомбардировщиками, не могли драться на равных со скоростными "Мустангами", к тому же, у немцев заканчивались боеприпасы.
Во второй фазе боя "Фокке-Вульфы" подверглись такому же разгрому, какой они только что учинили "Либерейторам". Американцы сбили 29 немецких истребителей, потеряв при этом только один. Впрочем, вполне возможно, что часть побед, отнесенных на счет "Мустангов", на самом деле успели одержать стрелки сбитых бомбардировщиков.
Уцелевшей десятке "Либерейторов" предстояло пролететь более 600 километров до своей базы Тибенхэм в Великобритании. Однако мало кому это удалось, так как почти все машины имели серьезные повреждения. Две из них рухнули на территории Бельгии, еще две - во Франции, два экипажа совершили аварийные посадки на истребительном аэродроме Манстон и только четыре "Либерейтора" добрались до Тибенхэма. После осмотра три из них пришлось списать, как не подлежащие ремонту. Таким образом, от авиагруппы остался всего один самолет.
Из экипажей сбитых бомбардировщиков 107 человек погибли, 121 выбросились с парашютами и попали в плен. Еще 11 летчиков, спустившихся на парашютах, были схвачены и убиты жителями Геттингена, мстившими за смерть своих родственников и за разрушение своих домов. Также погиб пилот сбитого "Мустанга" Леон Лэмб. Немцы потеряли в воздушном бою 18 пилотов "Фокке-Вульфов".
Самолет-лидер 445-й бомбардировочной авиагруппы. Яркий "антикамуфляж" предназначался для лучшей заметности и быстрого распознавания командирской машины другими экипажами. Однако он же, естественно, привлекал внимание вражеских перехватчиков, которые стремились уничтожать такие машины в первую очередь.
"Либерейторы", сбитые над Германией в 1944 году.
Разбомбленный американцами завод в Касселе.
"Фокке-Вульфы" из 3-й истребительной эскадры и "Мустанг" из 361-й авиагруппы, участвовавшие в воздушном бою над Гёттингеном. Рисунки Клауса Сундина.
http://vikond65.livejournal.com/542429.html