9 июля 2009 г.
В среду глава минобороны Индии заявил о планах резко – более чем в два раза – увеличить закупки российских истребителей Су-30МКИ. Если этим планам суждено сбыться, Россия поставит своеобразный рекорд, продав самое большое количество истребителей четвертого поколения экспортному заказчику. Заявление индийского министра наверняка добавит истребителю репутации, несмотря на то что на горизонте уже видны конкуренты из пятого поколения.
Индия может вдвое увеличить свой парк российских истребителей Су-30МКИ к 2015 году – до 230 самолетов, сообщают информационные агентства со ссылкой на министра обороны страны Араккапарамбила Энтони. Громкое заявление пролило свет и на еще один вопрос: о количестве машин, на сегодняшний день уже поставленных Дели. По его словам, с 1996 года в России приобретено 98 таких самолетов.
Индийские ВВС планируют закупить столько же машин, сколько уже заказано в рамках действующих.
На практике это означает, что индийские ВВС планируют закупить как минимум столько же машин, сколько уже заказано в рамках действующих контрактов. Так, к 2010 году на вооружении будут состоять, вероятно, чуть более ста истребителей «Сухой»: сборка последних экземпляров из поставленных ранее машкомплектов еще продолжается и 18 самолетов поступят в течение этого года для замены Су-27К, поставленных ранее. При этом объем возможных закупок оценочно составит 120 самолетов на сумму около 10–12 млрд долларов.
Таким образом, Су-30МКИ вполне может стать самым массовым самолетом четвертого поколения, поставленным одной страной в другую.
Если в качестве фронтового истребителя вместо МиГ-29 Индия рассматривает и других претендентов, по некоторым данным, склоняясь к американским F/A-18E/F, то альтернативы тяжелому российскому перехватчику наши партнеры не ищут. Не повлияла на их позицию даже загадочная катастрофа истребителя, случившаяся в апреле этого года в районе города Хайсалмер.
По горячим следам некоторые местные СМИ грешили на усталостные трещины, якобы появившиеся в конструкции истребителей, но тщательный осмотр всех самолетов этого типа таких дефектов не выявил. Правда, по словам государственного министра по вопросам обороны (заместитель премьер-министра, курирующий ОПК) Паллама Раджу, черный ящик с разбившегося самолета был отправлен на экспертизу не российскому производителю, а «независимому эксперту» в Великобританию, сообщает в среду издание Daily India.
В общем, это не удивительно – самолет специально создан под требования индийской стороны. Такая практика локализации вооружений для стран, не входящих в общие военные структуры в настоящее время, – мейнстрим. Например, ближайший аналог Су-30 в классе тяжелых перехватчиков, F-15 Eagle, существует в трех локальный версиях: для Израиля (F-15I), Южной Кореи (F-15K) и Японии (F-15J). Эти самолеты при общности платформы довольно сильно различаются составом оборудования и функциональными возможностями.
Например, самолеты японских Сил самообороны оптимизированы прежде всего для перехвата воздушных целей, тогда как F-15I – универсалы, способные работать по наземным целям, подобно F-15E Strike Eagle, на базе которых они и созданы.
Аналогично развивается и линейка Су-30: поставляемые КНР Су-30МКК – прежде всего дальние перехватчики, тогда как машины для Малайзии способны работать и по земле. Такая гибкость платформы позволяет самолету оставаться востребованным на внешних рынках: фактически на сегодня это основной экспортный самолет России.
Надо полагать, что заявление индийского министра добавит истребителю репутации, несмотря на то, что на горизонте уже видны конкуренты из пятого поколения.
Между тем дорогие истребители поколения «5», по мнению многих экспертов, в ближайшее время не вытеснят полностью машины поколений «4+», к которому относится Су-30, и «4++», как называют Су-35. Для большинства задач пятое поколение будет избыточным, а в некоторых случаях, например для воздушного боя с высокоманевренными целями, четвертое поколение окажется предпочтительней.
Неслучайно и США, и их союзники относятся к «сушкам» на полном серьезе. Так, компьютерное моделирование боя F-35 против Су-30, проведенное в Австралии в прошлом году, показало, что новейший американский самолет имеет преимущество перед российским лишь в четырех случаях из десяти, в то время как американцы заявляли, что оно будет «подавляющим».
В августе прошлого года индийские Су-30МКИ сошлись в учебных поединках над авиабазой Неллис в ходе многосторонних учений Red Flag, где их противниками стали южнокорейские F-15К, истребители «Рафаль» французских ВВС, F-16 и F-15 ВВС США, а также самолеты системы АВАКС и топливозаправщики КС-135. Любопытно, что сразу по окончании учений американские военные с новой силой возобновили затихшие было запросы дополнительных средств на продолжение серийного производства тяжелых истребителей F-22A Raptor.
http://www.militaryparitet.com/