Я летал и как командир экипажа (корабля) , и как инструктор. (80-е). Ручка действительна телескопическая (выдвижная). Штурмана на проверку техники пилотирования не летали. Каких-либо допусков на пилотирование самолёта не имели. Как правило, управление на себя не брали. Но отдельные часто просили и брали управление. Я им отдавал. Конечно уровень личной подготовки у них отличался. Нужно было внимательно контролировать. В полку был один штурман, который мог пилотировать достаточно хорошо. Были штурмана из училищных лётчиков-инструкторов (ушли переводом ,но в 1 кабину их не посадили). С ними я не успел полетать. У нас был старший штурман полка - он из лётчиков. Летал как КК или проверяющим (инструктором) в задней кабине.
Таким образом , этот вопрос исходит из подготовки лётчиков-операторов на Як-28.
Мои товарищи после выпуска садились в заднюю кабину Як-28, получали 2 класс и затем садились в переднюю кабину как командиры. Другими словами, выпускника училища на Як-28 подготовить в передней кабине длительный процесс. На Ту-128 мы пришли со 2 классом и обогнали тех, кто пришёл раньше нас с 3-м классом.
Я думаю , что и сейчас штурманское образование не позволяет юридически пилотировать любой самолёт без переучивания и получения соответствующего образования (подготовки).