- Ясен теперь источник сказки, спасибо!
"После Фарнборо представители ВМФ США предложили яковлевцам совместную работу с Lockheed по отработке конструкции проектируемого ею, согласно программе JSF (Joint Strike Fighter), "истребителя XXI века". "
Ох уж, эти журналюги беспардонные! И чего они только не понакалякают, чтобы невинных юношей с толку сбить...
Вы ему не верьте, Дмитрию Боеву, он всё наврал. Над проектом новейшего ударного самолёта представителей вероятного противника для совместной работы не приглашают. У американцев сравнительно недавно были серьёзные трения даже с их ближайшими друзьями - англичанами, - американцы не хотели из соображений секретности делиться с англичанами какими-то технологическими подробностями по F-35 и англичане страшно обиделись, хотя Великобритания в разработках F-35 частично как раз участвует. Такой вот юмор.
В этой машине предполагалось использовать подъемный вентилятор с приводом от маршевого двигателя через длиннейший вал.
- Так и сделали, см. схему выше. Только насчёт "длиннейшего" журналюга снова врёт: там у вала в длину и 1 метра нет (сравнить размах крыла - 9 метров).
"На всех научных конференциях, связанных с ходом работ по программе JSF, американцы очень долго и доходчиво убеждали всех, почему поворотное сопло подъемно-маршевого двигателя такой машины просто обязано быть плоским..."
- Плоским было сопло у F-22 - для увеличения малозаметности. Но у него КПД меньше, чем у круглого, поэтому решили не мудрить.
"и чем вентилятор выгоднее подъемного двигателя".
- Он выгодней тем, что в полёте можно использовать полную мощность этого двигателя, при отключённом вентиляторе.
"И вот, судя по появившемуся недавно в открытой печати окончательному эскизному проекту этой машины, она до мелочей на удивление напоминает... Як-141М - модернизированный вариант яковлевской машины".
- Не более, чем любой другой однодвигательный самолёт. На виде сверху - различия вообще очень сильные.
И вместо громоздкого вентилятора возможно поставят небольшой такой подъемный двигатель. Или два.
- Не поставят. Потому, что при отказе одного из трёх двигателей возникает очень резкий момент и лётчик не всегда успевает покинуть самолёт. При отказе одного-единственного, такого момента не возникает.
"Выходное сопло, кстати, тоже стало почему-то круглым. По сообщениям зарубежной печати оно в точности, копирует сопло Як-141..."
- Этот узел у КБ Яковлева купили, совершенно официально за него заплатив.