Статья немного ангажирована и, таки, не без пропаганды, но все же... (картинки в ней тоже есть, сюда перепостить не стал)
Позор «Patriot»: самый дорогой залп системы ПВО в истории
Не буду погружаться в череду событий, все утюги последние трое суток гудели версиями, догадками, предположениями, фейками, хаотичными частями мозаики об уничтожении в Киеве главной «няшечки» нашего Гегемона, тактического зенитно-ракетного комплекса «Patriot». Имея что сказать только по выложенным в Сеть видео, всё-таки дождался официального заявления МинОбороны России от 18 мая:
«Шестнадцатого мая в результате удара гиперзвуковым ракетным комплексом «Кинжал» в Киеве были поражены и полностью уничтожены многофункциональная радиолокационная станция, а также 5 пусковых установок зенитного ракетного комплекса PATRIOT производства США».
Начну с эмоциональной части события. «Карго-культ» наших заклятых партнёров, желание любую свою железяку военного назначения считать «вундервафлей» и чудо-оружием … сыграл с ними дурную шутку. Поставить на Украину два комплекса «Patriot», попиариться на этом и после стараться ими вести войну с высокотехнологичным противником, как Россия – нужно иметь крайне низкий уровень интеллекта. Хотя любой служака с зачатками образования в сфере ПВО вам скажет, что для защиты только одного Киева нужно не менее четырёх десятков комплексов (батарей) «Patriot». Это самый минимум, на деле больше.
Американский ЗРК очень плохо «дружит» с другими системами ПВО/ПРО, даже натовского образца, а бывшие советские попросту отторгает, сколькими электронными ухищрениями их не пытайся поженить. Во-вторых, пусковые установки считаются «объектовыми», привязанными к одной точке, для перемещения на другую позицию им нужны часы, а чтобы развернуться по тревоге с колёс – две трети часа минимум. И навестись по азимуту (правильно развернуть гробы-установки с ракетными контейнерами) минут двадцать. Держа в уме главную уязвимость комплекса – тридцатиградусную «слепую зону» по нижнему горизонту.
Это не российские комплексы ПВО и ПРО С-300, С-400, С-500 и даже «Тор-М1» со своими ракетами, способными в воздухе развернуться в любую сторону и пуститься вдогонку или на перехват цели, «американцу» нужен слоёный пирог из радиолокационных полей соседей, где батареи прикрывают друг друга. Развёрнуты по всем сторонам света и нескольким горизонтам. Сложнейшая система позиционирования, всё равно очень уязвимая из-за своей отвратительной мобильности и состоящая из многих критических компонентов: генераторов, радарной установки, пункта управления, антенн связи, пусковых установок. Повреди хоть один, нештатно сработай он … и каюк котёнку.
Поэтому, когда две (две, Карл!) «тактические» (это слово принципиально) батареи привозят подразнить русских ракетчиков и военлётов, пытаются их встроить в пёструю, словно юбка цыганки, систему ПВО из десятков разнородных и антагонистичных порой систем – нечего потом обижаться или врать в своей прессе «о незначительных повреждениях». Быть настолько самоуверенным, что противоположная сторона не примет вызов, не разработает специальную операцию по издевательскому и наглядно-показательному избиению самого дорогого в мире и разрекламированного средства борьбы с воздушными угрозами.
Итак, ЗРК «Patriot» имеет ограниченный функционал применения, данное средство ПВО … не знаю даже как его назвать – корпусного подчинения, что ли. «Тактический» комплекс, его предназначение состоит в защите главных штабов войскового соединения, аэродромов, морских портов, крупных логистических и складских хабов, стратегических предприятий. Пытаться им прикрыть город-миллионник без конкретных объектов охраны – уже само по себе дурь несусветная. А именно её демонстрировали зенитчики, судя по видео из Киева, воткнув сразу пять пусковых установок в одну локацию.
Если бы стояла задача прикрывать мосты через Днепр, офис пана гетьмана или что-то более важное – пусковые нужно размещать на большом удалении друг от друга, связывать их между собой оптоволокном (город всё-таки), а «сердце» комплекса, радиолокационную станцию и командный пункт беречь словно зеницу ока, прикрыв их другими комплексами ПВО. Но мы видим на видео жуткую неразбериху, сначала отстрел по ложным целям, а потом … залп из восьми пусковых установок. Это одна батарея (в дивизионе их пять). Из поставленных Киеву двух (может – трёх) батарей скучить всё на территории аэродрома и думать, что именно «Patriot» не станет целью воздушной атаки – верх самодовольного нарциссизма.
Тем более ставить самый неповоротливый комплекс в городской черте, хвастаться этим в прессе. Полустационарный, светящийся при любом включении станции обнаружения и слежения, словно новогодняя ёлка. Засечь РЛС не представляет труда для нескольких видов разведки, от агентурной – до всей линейки воздушно-космической.
На картинке показано, что из себя представляет комплекс «Patriot», само собой, объектом атаки на него должны быть два компонента: многофункциональная РЛС и пункт управления. Последний обнаружить очень трудно по радиоизлучению, часто он командует всеми компонентами ЗРК по оптоволокну или держит связь с авиацией дальней радиолокационной разведки по узко направленному каналу-лучу связи, используют пресловутую «релейку», пеленговать такое почти нельзя.
Пытаться поразить контейнеры пусковых установок – впустую тратить боеприпасы, они станут бесполезными гробами после отправки в утиль радара, наиболее уязвимой части батареи. Обычно янки не ставят пусковые по пять штук подле радара, но в этот раз они решили рискнуть, не исключаю – специально, чтобы перехватить именно гиперзвуковой «Кинжал» повышенной плотностью огня. Некоторые эксперты уверены, что последний массовый пуск из 12 ракет был не против «Кинжала», но знающие люди шепнули: именно против него, такой темп стрельбы невозможен по обычным целям, ракеты из контейнеров вылетают парами.
А массовый запуск, полностью разрядивший «Patriot» был или паникой, либо желанием избавиться от боеприпасов, чтобы они не сдетонировали на земле. Или как вариант, – попытка наудачу поставить такую плотную стену зенитных осколков, чтобы русский гиперзвук был отклонён или повреждён за счет сплошной завесы поражающих элементов. Смелое решение, но у американцев всё-таки проблемы с математикой и физикой.
Объясню…
- скорость гиперзвуковой ракеты «Кинжал» около 12 Махов (4,08 км/сек)
- радиолокационная станция «Patriot» уверенно начинает работать с воздушной целью на удалении 150 километров
- скорость зенитного (противоракетного) боеприпаса «Patriot» последнего поколения составляет 4 Маха (1,36 км/сек)
- гиперзвуковой «Кинжал» помимо малой заметности для радаров (форма корпуса) создает в полёте обволакивающее облако плазмы, с почти нулевым полем радио-отражения
Вот в принципе и все вводные, которые нужно знать. Старший офицер батареи «Patriot» произвёл массовый пуск противоракет с кассетно-осколочной боевой частью, как только увидел «рваный сигнал», неспособность его РЛС уверенно захватить цель, мчащуюся на почти космической скорости. Сделал он это зря, хотя может … надеялся на счастливую сушёную лапку тушканчика, подаренную шаманкой из индейской резервации. Но с военно-политической точки зрения он совершил чудовищную ошибку: математика, физика и баллистика комплекса «Patriot» несопоставима с гиперзвуковым «Кинжалом».
А киевский инцидент только одним своим паническим залпом абсолютно обнулил боевую статистику результативности американской вундервафли, ранее она считалась 96,3%, фактически же «одна ракета – одна цель». Теперь же янки могут выбрасывать свои рекламные проспекты и готовиться принимать претензии от стран, понадеявшихся на чудо-юдо ЗРК «Patriot». Если посчитать две вспышки-разрыва на видео поражёнными целями (не факт ещё) – то результативность «американца» равняется … трём процентам. Проще посадить на крыши тысячи зенитчиков с «Эрликонами», толку больше будет. И куда дешевле.
В защиту несчастного американского расчёта, который за одну ночь уронил акции корпорации-производителя «Raytheon» на одиннадцать процентов … можно сказать одно – возможно у поставленных Киеву батарей были станции обнаружения, давно выработавшие свой срок. По рекламному проспекту ресурс боевой работы РЛС «Патриота» равняется ста часам. Можно и больше юзать, но тогда в баллистические расчёты закрадываются неточности, ракеты получают ложные целеуказания.
Проблема давно известна, Пентагон проводил несколько внутренних расследований по «дружественному огню», когда «Patriot» сбивал свои же боевые самолёты и беспилотники, поражал наземные «фонящие» излучением станции. А в открытом доступе лежат данные, что после двадцати часов непрерывной работы радиолокационный дальномер станции слежения ЗРК … на 50% теряет свою эффективность. То есть, если «американец» сталкивается с серьёзной работой – он просто начинает «чудить», а если электроника уже изношена и даёт высокие погрешности – дела совсем плохи. Киеву могли передать и такие, что не жалко.
Выводы
Но дело не в качестве американских изделий, а в самой концепции систем ПВО. При грамотно спланированной наступательной воздушной операции вообще «Кинжалы» не нужны, «Patriot» можно размотать нашими мопедными «Геранями», даже устаревшими крылатыми ракетами из восьмидесятых прошлого века. Поскольку, янки настолько уверовали в свою мощь и обилие боевой авиации, что пошли по пути страшной концептуальной ошибки планирования – создали только объектовое ПВО, в звене войскового у них зияет чудовищная дыра.
Что такое стационарный или тактический «Patriot»? Приглашение противнику помножить его на ноль в первые часы войны, расположение батарей и дивизионов у стратегических объектов обычно известно со стопроцентной вероятностью, для их поражения не нужно огороды городить, достаточно перегрузить РЛС комплексной атакой (ложные цели, чередуя с БпЛА, средствами РЭБ, антирадарными и боевыми ракетами). Никуда этот зверёк не убежит, не сманеврирует, даже если не будет включать РЛС – его координаты всегда хорошо известны.
Советские разработчики ПВО/ПРО сделали ставку на компактность и мобильность своих комплексов. Гусеницы, проходимые и маневренные платформы, радар, командный центр и пусковая с ракетами на одной машине, либо прицепом движется рядом. Мгновенно разворачивается, стреляет и даёт по тапкам. Создаёт для своей авиации непроницаемый и неуловимый для врага защитный район «войскового ПВО», а не объектового. Как для ракет, так и воздушных судов НАТО, на которых обычно лежит до 90% боевой нагрузки по обнаружению, ведению, поражению всех целей. Запускаемых «туземцами».
«Patriot» – намертво приколоченная к одному месту груда металла, сколько их не натыкай на площади, они будут фонить своими РЛС, словно маяки в ночи отсвечивать ярким светом. Такое поражается в первую очередь и очень бюджетным способом. 16 мая несколько десятков миллионов рублей пробили в бюджете США дыру в полтора миллиарда долларов, показали результативность самого дорого в мире комплекса ПВО/ПРО в 3%, если даже поверить в перехват двух целей. Ладно, счёт пока «один - ноль» в нашу пользу, главное – не расслабляться, впереди ещё много схваток, наши заклятые партнёры просто так не сдадутся.
https://dzen.ru/a/ZGcSXW0pCmGuCLpN