Первоначально на сайте посольства Украины в Иране появилось заявление, что речь о теракте или ракетной атаке не идет и причина – возгорание двигателя. То есть была поддержана официальная (на данный момент) версия Ирана.
Однако вскоре это сообщение было удалено. Тем самым в Киеве дали понять, что намерены рассматривать и иные версии.
Теоретически версий может быть четыре: техническая неисправность, теракт, попадание ракеты или иное столкновение, а также ошибка пилотов. Последнюю версию можно исключить по той причине, что на видео падения четко видно возгорание на борту. То есть остается всего три весии, которые уже активно обсуждаются.
1. Техническая неисправность
Эту версию предварительно отстаивает иранская сторона, которая сходу отмела возможность теракта и обстрела.
Технические причины могут группироваться вокруг повреждения двигателя или топливной системы.
Эксперт Виктор Галенко считает, что самолет рухнул из-за поломки. "По видео с места крушения могу судить, что, действительно, загорелся двигатель", – говорит Галенко.
Впрочем, здесь будут возражения о том, что самолет почти новый, и подобные вещи поэтому крайне маловероятны. Так уже сейчас утверждает МАУ. В компании говорят, что проверяли техническое состояние "Боинга" 6 января.
Авиаэксперт, пилот с 20-летним стажем Сергей Гончаренко, тоже сомневается, что самолет упал лишь из-за пожара в двигателе.
Во всяком случае, говорит он, при возгорании одного из двигателей в "Боинге-737-800" борт можно успешно посадить на втором.
"Самолет надежный и безопасный, к тому же новый, и пока остается непонятным, почему экипаж не сумел взять самолет под контроль и посадить его в аэродроме вылета или даже долететь до пункта назначения. Ведь другой, целый, двигатель способен работать несколько часов. Конечно, это техника, и могло что-то заклинить, пилоты не успели среагировать. И в первые минуты полета справиться с такой проблемой тяжело. Но пилотов учат садить лайнер в экстремальных условиях. Думаю, кроме пожара двигателя было еще что-то. Совпал целый ряд факторов", – сказал нам Гончаренко.
"Когда загорелся двигатель, должна была сработать сигнализация, они должны были его заглушить и долететь на другом", – говорит и авиаэксперт Александр Ланецкий.
2. Ракетный удар
В Иране эта ночь выдалась, мягко говоря, неспокойной. Тегеран нанес массированный ракетный удар по американским базам в Ираке. Поэтому логично, что многие связали этот факт с крушением самолета.
Как аргумент в пользу этой версии приводят фото останков самолета с необычными отверстиями – как от шрапнели.
Против этой версии играет фактор времени. Иранский обстрел начался до полуночи по киевскому времени. И затем повторился еще через пару часов. А украинский самолет взлетел почти через пять часов.
Также очевидно, что самолет рухнул далеко от иракской границы. Тогда как ракетные установки, по логике, должны находиться существенно ближе к ней.
Если же допустить, что самолет сбила иранская ПВО, по ошибке приняв его за американские, то это также крайне сомнительно, так как американцы в ту ночь никак не отвечали на ракетные удары Ирана и их самолеты страну не атаковали. А потому странно, как могли сбить самолет вскоре после взлета с аэропорта Тегерана.
Ну и главное – пока нет видео или свидетельств полета ракеты.
Тем не менее "иранская ракета" уже стала в Украине самой популярной версией среди сторонников Петра Порошенко. В его партии официально увязали иранский залп по базам США с падением украинского самолета. Тему бросились раскручивать по соцсетям порохоботы и националисты. Некоторые и здесь даже увидели руку Кремля – мол, иранские системы ПВО управляются россиянами.
Первоначально многие ссылались на Twitter палестинского информагентства "Аль-Хадат". Однако на сайте агентства ни о чем таком речи нет.
Как установила "Страна", эта информация пошла из Twitter "Аль-Хадата". При этом ни на какие источники Twitter не ссылается.
Авиаэксперт Александр Ланецкий говорит, что можно лишь предположить, что было внешнее вмешательство, но свидетелей, что самолет сбила ракета, нет.
"Пока это лишь спекуляции. Скоре всего, сыграли роль несколько факторов, связанных с технической неисправностью", – сказал "Стране" эксперт.
3. Теракт или диверсия
Эту версию исключать нельзя. Поскольку самолет загорелся настолько мощно, что сразу потерял управление и начал падать. То есть кто-то мог взорвать на борту бомбу.
Однако и у нее есть оппоненты.
"При теракте самолет взрывается в воздухе, чего не случилось, он горел, когда падал. Поэтому эта версия ничем не подтверждена. Хотя военная обстановка в Иране, ночной обстрел американских баз ракетами, конечно, добавляет вопросов к крушению лайнера", – заявил "Стране" авиаэксперт Сергей Гончаренко.
Зарубежные специалисты не исключают, что это была диверсия, и самолет могли сломать еще на земле, поскольку сам лайнер был новый и в хорошем состоянии.
Об этом, по их словам, свидетельствует тот факт, что "Боинг" развалился на множество кусочков.
"Это означает либо мощное воздействие на земле, либо что-то произошедшее в воздухе. Надо искать, что в системах самолета или в топливе могло привести к падению. Но нельзя сбрасывать со счетов вероятность внешнего воздействия на самолет – столкновения в воздухе или чего-то еще", – сказал BBC Тодд Кёртис, аналитик по авиационной безопасности, автор книги об анализе данных в сфере безопасности гражданской авиации.
Правда, зачем кому-то в аэропорту Тегерана было вредить самолету и готовить его аварию (при том, что на борту летели в основном иранцы – по паспорту или по происхождению) – непонятно. Разве что кто-то хотел подставить Иран, обвинив его в крушении самолета и дискредитировав его в нынешней крайне взрывоопасной обстановке.