Daywalker написал(а):
guest написал(а):
Вы имеете в виду фотографию Шатла ?
Нет, я имею в виду сам Шаттл.
Но у советских разработчиков не было "самого Шатла" (в отличие от китайцев и Су-30 МКК), а только фотографии... :???:
Daywalker написал(а):
Но сам Буран, это сильно модернизированныи Шаттл
1. Моё глубокое убеждение, что "модернизировать" можно лишь то, что имеешь в наличии... :???:
2. Ну, предположим, чудом, у советских разработчиков появилась в ангаре орбитальная ступень системы "Space shuttle" (далее, с Вашего позволения, Шатл) и они начинают его "модернизировать" до "Бурана".
Для этого надо поменять все элементы силового набора (ибо материалы близкие, но не "эти", а "те", что выпускает советская промышленность.), обшивку и двигатели, всю гидравлику, всю пневматику, всю электрику и электронику, все шурупы (ибо дюймовые), всё программное обеспечение -- короче поменять нужно абсолютно
всё !!! Но ещё до "модернизации" необходимо провести
все расчеты именно для системы "Буран" (а не для Шатла, ибо это разные машины), а после "модернизации" еще и все испытания.
И всё это действо, подобное переделке, скажем, "WV Golf" в "Ниву", мы назовём "модернизацией" ?!
Думаю, что нет, это самостоятельное проектирование всей машины !
Daywalker написал(а):
У советских инженеров была возможность доработать и улучшить свои дезаин на основе американского опыта.
То бишь у советских инженеров, во времена CoCom-а, была возможность получить
реально важный опыт у американских коллег ?
Ещё про "модернизацию":
Если не ошибаюсь, не самые плохие израильские специалисты, как-то проводили модернизацию румынских МиГ-21. Итог -- аварии. Причина -- модернизировали без разработчика. А технических рисков в системах типа "Space shuttle" куда больше.
Никакого курирования специалистами NASA разработки "Бурана" не было, в "Буране" нет (ИМХО) ни одной "заклёпки" от системы "Space shuttle", а посему вышесказанному, и
некорректно говорить, что "Буран" есть "модернизация" Шатла.
P.S.
1 Под термин копирование может попасть весь спектр разработок от почти полной копии ( Ту-4 – Б-29 ), до хоть какого-то сходства в рамках техзадания ( Ан-12 – С-130 ), а надо бы различать.
2 Копирование подразумевает близость технологических возможностей стран (и чем полнее копирование, тем ближе возможности ) Т.е. термин копирование несёт и положительный смысл.
3 В реальном мире нет абсолютов, а как частный случай нет как абсолютных копий, так и нет абсолютно независимых разработок.. Вроде, как есть термин степень технического риска, который и отражает степень копирования (заимствования) в разработке.