Лента новостей ВМФ

Tigr

Модератор
Команда форума
Сообщения
25.380
Адрес
Саратов
АПЛ "Северодвинск" признали слишком дорогой.

Создание большой серии "Ясеней" неподъемно с экономической и инженерной точек зрения и вряд ли необходимо с военной - категоричный и, прямо скажем, мало приятный для создателей таких подводных лодок вывод содержится в докладе, который подготовлен Экспертным советом председателя Военно-промышленной комиссии при правительстве РФ и распространен на всероссийском форуме "Судостроение и судоходство России: новые решения и экономическая эффективность".

Форум проходит в Москве, а головная подлодка "Северодвинск" упомянутой в докладе серии "Ясень" завершила сложную программу испытаний (провела в море более 220 суток - это 3-4 полноценных боевых службы), сейчас предъявлена государственной комиссии и ждет решения своей судьбы. Ранее называвшиеся сроки передачи корабля в состав ВМФ прошли, очередной - конец нынешнего года.

Да, у головной АПЛ проекта 855 "Ясень", которая создана санкт-петербургским Морским бюро машиностроения "Малахит" и была заложена на "Севмаше" еще в 1993 году, беспрецедентно долгая история родов. И с "Булавой", заметим, она никак не связана - тут совсем другое вооружение. Этот подводный крейсер относят к новому, четвертому поколению многоцелевых подводных лодок. По заявленным возможностям и боевому оснащению они призваны заменить собой сразу два класса существующих АПЛ - подводные охотники (типа "Гепард") и подводные крейсеры с крылатыми ракетами (к ним относился погибший "Курск").

Сложная архитектура этого корабля, заданная проектантом, наложилась на безвременье 90-х и оказалась невероятно трудной для воплощения, когда почти прекратилось финансирование ВПК и распалась производственная кооперация. Достроечные работы на этом заказе активизировались только в начале нового века, и в июне 2010 года "Ясень" запоздалый был-таки спущен на воду. За год до этого, в канун очередного дня ВМФ, на стапеле "Севмаша" заложили второй корпус. И сразу дали имя собственное будущему кораблю - "Казань". Тогда же вполне официально озвучивались планы строительства большой серии субмарин такого типа - десять и более.

Однако и в канун закладки второго "Ясеня", и после раздавались голоса, что корабли этой серии не только очень сложны в постройке, но и чрезмерно дороги. Точную стоимость официальные лица из ОСК и Минобороны не разглашали, но давали понять, что сумма затрат на одну многоцелевую лодку превышает затраты на создание стратегического ракетоносца.

России: новые решения и экономическая эффективность". Так совпало, что буквально накануне вечером президент России Владимир Путин повел в Сочи специальное совещания по вопросам развития ядерных подводных сил. Оттуда - подробности минимальные. А вот из доклада, который подготовлен Экспертным советом председателя Военно-промышленной комиссии при правительстве РФ и был распространен на форуме в Москве, следует, что в ближайшие полтора десятилетия ВМФ России должен получить не менее 16-18 многоцелевых атомных подводных лодок.

Но! "Реализовать эту цель за счет АПЛ проекта 885 "Ясень" вряд ли целесообразно", - утверждают авторы доклада и предлагают ограничить строительство таких кораблей четырьмя, максимум - шестью корпусами. А с рубежа 2015-2016 годов, по их мнению, следует строить многоцелевые АПЛ по новому проекту - унифицированному с "Ясенем" по основным системам, но с упрощенным составом вооружения.

"Строительство крупной серии "Ясеней" в ближайшие десятилетия неподъемно с экономической и инженерной точек зрения и вряд ли необходимо с военной", - говорится в докладе. Свою позицию эксперты обосновали тем, что ВМФ России располагает ныне 27 многоцелевыми АПЛ проектов 949А, 971, 945, 672РТМ, и в течение 10-12 лет большая часть этих кораблей выйдет из боевого состава по причине износа основных систем.

Чтобы не допустить резкого сокращения числа боеготовых АПЛ (а их уже сейчас недостаточно для решения насущных задач на удаленных друг от друга Северо-Атлантическом и Тихоокеанском театрах военных действий, утверждают эксперты), флот должен получить в течение ближайших пятнадцати лет не менее 16-18 многоцелевых подводных лодок.

4,5 триллиона рублей - такую сумму в рамках действующей Государственной программы вооружений (ГПВ-2020) планируется израсходовать на Военно-морской флот

Пять-шесть недостающих единиц может быть восполнено за счет ремонта, модернизации и, соответственно, продления срока службы ныне действующих субмарин, сохранивших для этого ресурсный потенциал. У северодвинской судоремонтной верфи "Звездочка" опыт подобных работ большой, и с поставленной задачей там, безусловно, справятся.

Но строительство новых кораблей при любом раскладе надо активизировать. И - оптимизировать с экономической и военно-стратегической точек зрения. В США что-то подобное уже сделали, заменив дорогостоящий проект АПЛ "Сивулф" на проект "Вирджиния", отмечают авторы экспертного доклада.

Досье "РГ"

Многоцелевой "Ясень": два в одном

АПЛ "Северодвинск" несет мощный комплекс вооружения, включая противокорабельный оперативно-тактический комплекс П-800 "Оникс" с ракетой 3М-55 разработки реутовского НПО "Машиностроения", крылатые ракеты для поражения наземных целей, противокорабельные крылатые ракеты Х-35 и стратегические крылатые ракеты Х-101. Тем самым он совмещает качества быстроходной и малошумной торпедной АПЛ (типа "Гепард") с возможностями ракетного крейсера, каким был, к примеру, погибший "Курск". По оценкам западных и российских экспертов, уровень гидроакустической заметности "Северодвинска" соизмерим с уровнем американской ПЛА SeeWolf. В то же время проект 885 обладает более высоким уровнем универсальности, чем американский аналог.

Еще одна отличительная особенность подлодок серии "Ясень" в том, что торпедные аппараты расположены не в носу корабля, а за отсеком центрального поста. Это позволило разместить в носовой оконечности антенну нового гидроакустического комплекса. Кроме того корабль получил новейшие комплексы связи и навигации, оснащен усовершенствованной ядерно-энергетической установкой.

Водоизмещение подлодки - 9,5 тысяч тонн, длина - 120, предельная глубина погружения - 600 метров. Полная скорость подводного хода - 31 узел /около 57 км/час/, экипаж - 85 человек.
http://topwar.ru/36704-apl-severodvinsk ... rogoy.html

Суки! :(
 

Tigr

Модератор
Команда форума
Сообщения
25.380
Адрес
Саратов
дончанин написал(а):
Так 18 Ясеней за 15 лет РФ действительно не вытянет, а 6 Ясеней и еще один упрощенный проект, если он конечно есть....
Поживем - увидим. Но все равно как-то печально. :-(
 

Космополит

Активный участник
Сообщения
8.487
Адрес
Германия, +54°40' +67°09'
Ну и дураки.
В итоге новый проект будет стоить столько же, но иметь ограниченные возможности и придет на 10 лет позже.

Собственно пример Seawolf и Virginia неплохо подтверждает, что дешевых и массовых современных АПЛ быть не может.

Добавлено спустя 2 минуты 40 секунд:

Abramov написал(а):
Что подразумевает "упрощённый проект"? На чём сэкономят?
Сэкономят 10% цены вырезав отсек с вооружением и еще процентов 5 вставив какой-нить более древний или мелкий ГАК.
 

Pernatij

Активный участник
Сообщения
4.527
Адрес
Германия
дончанин написал(а):
Tigr написал(а):
Так 18 Ясеней за 15 лет РФ действительно не вытянет, а 6 Ясеней и еще один упрощенный проект, если он конечно есть....

Мне кажется это больше размышлизмы. Это не официальное мнение, это мнение группы экспертов.

2012-2020

Вот смотрите. С 2013 по 2020 год профинансирована постройка 5 955А, сумма контракта 124 млрд руб., а так же 6 885 на сумму 47 млрд. руб головная и 5 серийных лодок на сумму 164 млрд. руб.

Два контракта на разработку модернизации 885 в 885М и 955 в 955А обойдутся в этот же период времени в 13,4 млрд руб. и 39 млрд руб. соответственно.

То есть строим за 8 лет 11 АПЛ на сумму в 387 млрд руб. Плюс достройка Белгорода - всего 12 АПЛ за 8 лет.
Если выделить и далее такую сумму, то можем в 2021-2028 построить 13 АПЛ по цене в 35 млрд рублей за штуку. Серийный Ясень-М обходится по контракту в 32,8 млрд рублей.

А с 2028, построив 20 Ясеней - братся за АПЛ следующего поколения.

Всё в ценах 2012-2013 годов.

То есть продолжение серии Ясеней после 2020-го года не превысит сегодняшнюю нагрузку на бюджет. И обеспечит, с модернизацией 949, 945 и 971 приемлемое количество АПЛ - на сегодняшнем уровне, равно как и сохранение противоавианосной составляющей.


А вот если просчитать "новый" проект на базе 885. Пусть даже на треть более дешёвой (допустим) - то нужно инвестировать не менее 30 млрд в разработку (только разработка 885М на базе 885 стоила 13,4) и ещё порядка 32 на строительство головной.

Простой расчёт показывает, что строительство серии в 13 таких лодок до 2028-го будет финансово выгодно только при разнице в цене в более 5 млрд рублей за лодку. То есть 15%.

Как показала практика ВМС США, где следуя точно такой же аргументации решили строить Верджинии в замен Сивульфов - этого не произойдёт. Всё будет с точностью до наоборот! Первые Вирджинии стоили по 2,5 млрд долларов за лодку, в последствии планируют выйти на 1,8 за серийную (начиная с 11-й! ). Ничуть не меньше серийных Сивульфов с учётом инфляции.

То есть не вижу выгоды финансовой, а проблемы с более слабой лодкой и противоавианосной составляющей - вижу.

Я считаю что эта экспертная комисия более озабочена бюджетом одного КБ, чем бюджетом РФ.
 

Космополит

Активный участник
Сообщения
8.487
Адрес
Германия, +54°40' +67°09'
164 млрд. руб. стоили 4, а не 5. Но и это ИМХО терпимая цена для такой лодки.
Тем более к 2020 можно разобраться с Бореем и направив все ресурсы на произзводство Ясеней улучшить массовость.
 

pasha229

Заблокирован
Сообщения
3.337
Адрес
г. Минск, РБ.
По моему тут это обговаривали еще года 2-3 назад писали о том что нужна массовая, чисто торпедная лодка, и что ясень не покроет нужду в АПЛ, если им заменять целую линейку старых лодок... ЭскпЭрты такие экспЭрты. Америку открыли. Тем более сразу было ясно что 10-15 корпусов это мечты тех кто эту утку пустил.
 

Одессит

Активный участник
Сообщения
13.821
Адрес
Одесса
pasha229 написал(а):
еще года 2-3 назад писали о том что нужна массовая, чисто торпедная лодка, и что ясень не покроет нужду в АПЛ, если им заменять целую линейку старых лодок
:think: "Ясень" вполне возможно упростить и удешевить, если при постройке из лодки убрать ракетный отсек и все оборудование, что на него завязанно.
Получится меньшая и чисто торпедная лодка, с хорошим комплексом ГАС. :think:
Также уже заключен контракт на модернизацию 2-х лодок пр.945 (в интернете писали, что первая лодка будет готова к 2016 году), это которые с титановым корпусом.
Это также торпедные лодки.
 

Pernatij

Активный участник
Сообщения
4.527
Адрес
Германия
Одессит написал(а):
pasha229 написал(а):
еще года 2-3 назад писали о том что нужна массовая, чисто торпедная лодка, и что ясень не покроет нужду в АПЛ, если им заменять целую линейку старых лодок
:think: "Ясень" вполне возможно упростить и удешевить, если при постройке из лодки убрать ракетный отсек и все оборудование, что на него завязанно.
Получится меньшая и чисто торпедная лодка, с хорошим комплексом ГАС. :think:
Также уже заключен контракт на модернизацию 2-х лодок пр.945 (в интернете писали, что первая лодка будет готова к 2016 году), это которые с титановым корпусом.
Это также торпедные лодки.

Не вопрос.

Вопрос в том что:
1. С десяток противоавианосных - нужно
2. КР на лодке нужны, и не 2-4 штуки в ТА.
3. А на сколько дешевле получится? Если кастрированый Ясень будет на 10-15% дешевле - то стоит ли игра свеч?
4. Ни в коем случае нельзя ударится в штампование многих АПЛ в простом варианте, лишь бы построит 20 штук в 10 лет.
Нужно решить, сколько нам нужно. 30? Ну вот и строим по лодке в год, не больше. Иначе настроим 100500, а потом 20 лет верфи что делать будут? Потом снова всё воссоздовать?

Лично я считаю, что наступать на американские грабли самим - глупо!
И если нет денег и выбор стоит 20 нормальных Ясеней или 25 кастрированных - я за 20 нормальных. А к 2025-2030 обещают следующее поколение, вот к тем и ставить требование простоты и дешевизны.
 

Космополит

Активный участник
Сообщения
8.487
Адрес
Германия, +54°40' +67°09'
Простые и дешевые пусть дизелюхи с ВНЭУ клепают. Вот тут действительно можно вместо одного Ясеня 3 мелкие торпедные приобрести.
А для просторов оеканов нужны конкретные лодки, а не евнухи в незначительно большем количестве.

Добавлено спустя 1 минуту 40 секунд:

pasha229 написал(а):
По моему тут это обговаривали еще года 2-3 назад писали о том что нужна массовая, чисто торпедная лодка, и что ясень не покроет нужду в АПЛ, если им заменять целую линейку старых лодок... ЭскпЭрты такие экспЭрты. Америку открыли. Тем более сразу было ясно что 10-15 корпусов это мечты тех кто эту утку пустил.

Да да, осталось только, что-бы опять кто-то начал втирать тут про необходимость массовой постройки модернизированной Лиры.
 

White

Активный участник
Сообщения
5.412
Адрес
Ижевск
Космополит
Не истово плюсую, в океанах нужны ясени, в прибрежных хватит Лад (с ВНЭУ). Штаны последние отдам за ясени, и так налогов плачу немерено, пусть гос-во не ворует а строит и тогда хватит и на 20 таких.
 

vlad2654

Модератор
Команда форума
Сообщения
15.918
Адрес
г. Ставрополь
Вообще-то сложно сказать, сколько и чего нужно. Мы планируем иметь в ближайшем будущем как минимум 8 ПЛАРБ типа "Борей". Торпедным АПЛ все же больше подходят функции лодка-охранник для своих и лодки-охотника для вражеских. В любом случае они нужны.
Использование "Ясеней" как противоавианосных АПЛ - это напрашивается само собой. Но можно в настоящее время модернизировать лодки проекта 949А, а не строить два десятка "Ясеней" и не строя ничего другого. Но похоже "наверху" еще сами не разобрались, что нужно флоту.

White написал(а):
Не истово плюсую, в океанах нужны ясени, в прибрежных хватит Лад (с ВНЭУ). Штаны последние отдам за ясени, и так налогов плачу немерено, пусть гос-во не ворует а строит и тогда хватит и на 20 таких.
Так ведь не только "Ясени" нужны. И МБРов бы не мешало прибавить в год, и самолетов новых. Но увы, денег на все не хватит. И даже не в том дело, что воруют. Есть ли достаточные мощности и квалифицированный персонал на все эти дополнительные мощности.
 

Solver

Активный участник
Сообщения
349
Адрес
Питер
http://izvestia.ru/news/562076

Подводные лодки научат пробивать лед в Арктике

Стратегические подводные корабли укрепят для быстрого поднятия на поверхность
Подводные лодки научат пробивать лед в Арктике

Минпромторг решил повысить эффективность боевой службы подводных лодок в Арктике. Как выяснили «Известия», за счет разработки новых элементов конструкции и усиления корпуса к 2015 году планируется расширить возможности лодок — при всплытии они смогут преодолевать толстый арктический лед без ущерба для корпуса.
Исполнителем заказа Минпромторга выступило центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин». В документации на разработку указано, что быстрое всплытие из-под льда может потребоваться либо для выполнения боевого задания, либо для спасения экипажа в случае аварии. Средства разлома льда, которые имеются на лодках сегодня, не позволяют всплыть достаточно быстро без ущерба для корпуса.
«Существующие средства анализа ледовой обстановки, всплытия и конструкции для разрушения ледяного покрова не обеспечивают приемлемый интервал времени и безопасность всплытия в подледных условиях. Быстрое достижение контакта с ледяным покровом и его гарантированное, безопасное для корпуса разрушение необходимы для обеспечения применения боевых средств, достижения тактических целей, обеспечения связи, доступа к атмосфере и, соответственно, спасения экипажа», — говорится в документе.
Как пояснил «Известиям» экс-командир АПЛ «Екатеринбург», председатель санкт-петербургского клуба моряков-подводников Игорь Курдин, для выхода лодки на поверхность, покрытую льдами, предусмотрено два способа: всплытие без хода или, как крайний случай, на ходу с проламыванием льда корпусом.
— Всплытие на ходу чревато повреждениями корпуса, выдвижных устройств, гидроакустического комплекса и торпедных аппаратов. На сегодня о случаях проламывания льда на ходу неизвестно. А всплытие без хода — штатный маневр, достаточно часто применяемый, — сообщил Игорь Курдин.
Эксперт пояснил, что перед всплытием в штатном режиме лодка «зависает» в воде, а затем начинает очень медленно подниматься — со скоростью несколько сантиметров в минуту. Чтобы обеспечить безопасное всплытие на ходу, придется укрепить рубку и носовую часть лодки — эти части корпуса и принимают на себя удар.
— Лодка приледняется двумя точками: ограждением рубки и носом. При этом корма уходит вниз. На корме находятся рули и главные винты, задача командира — не повредить их, не поломать об лед. После приледнения цистерны балласта продуваются сжатым воздухом, и лодка всплывает, ломая лед, — добавил Игорь Курдин.
После успешного разлома льда и поднятия на поверхность встает задача очистки от глыб льда палубы лодки — решение этой проблемы также предусмотрено проектом Минпромторга. Игорь Курдин рассказал, что часто оказываются закрыты льдом самые важные для стратегических подводных кораблей части корпуса — ракетные шахты.
— Всплытие из-подо льда делается только для одного — для нанесения ракетно-ядерного удара из надводного положения. Делается это только в арктических районах. Когда после всплытия люди выходят на палубу, вся палуба в огромных глыбах льда. Особенно там, где крышки ракетных шахт, ими можно попытаться сбросить лед, там довольно мощная гидравлическая система, — пояснил Курдин.
По его словам, современные российские подлодки в среднем могут преодолеть 0,6 м льда при всплытии без хода и 0,8 м — при всплытии на ходу. Поиск наиболее тонкого участка льда обеспечит создаваемая в рамках этого проекта программа для систем управления лодки.
— Лед не стоит на месте, он постоянно двигается. Поэтому лодка подо льдом постоянно занята поиском полыньи, чтобы в случае необходимости двинуться туда. Для этого она использует собственные средства наблюдения, средства авиационной и космической разведки, — отметил Курдин.
По его словам, оборудование для определения толщины льда представляет собой эхолот, направленный в сторону поверхности. Зная глубину, на которой находится лодка, можно получить данные о толщине ледяного покрова, используя данные так называемого эхоледомера.
Отдельная задача — создание спасательной камеры для экипажа, которая также должна пробивать лед — для доступа к воздуху и связи со спасателями. После подъема камеры к подводной части льда планируется использовать устройства для его подтопления за счет высокой температуры. Спасательная камера будет оснащена радиосвязью, навигационными приборами и сигнальными буями.
В качестве дополнительного обеспечения безопасности форсирования льда арктическими подводными лодками Минпромторг предлагает создать наземный центр, который будет анализировать ледовую обстановку в акваториях плавания подводных лодок.
Освоить технологию Минпромторг собирается к апрелю 2015 года, а первые изделия могут появиться на подводных лодках в Арктике в 2016-м. На реализацию проекта планируется потратить 285 млн рублей.
 

Pernatij

Активный участник
Сообщения
4.527
Адрес
Германия
КС написал(а):
Pernatij, а каких Вы "граблях" ведёте речь?

Лично я считаю, что наступать на американские грабли самим - глупо!

Сивульфно-Вирджиньевских.

Добавлено спустя 2 минуты 52 секунды:

pasha229 написал(а):
По моему тут это обговаривали еще года 2-3 назад писали о том что нужна массовая, чисто торпедная лодка, и что ясень не покроет нужду в АПЛ, если им заменять целую линейку старых лодок... ЭскпЭрты такие экспЭрты. Америку открыли. Тем более сразу было ясно что 10-15 корпусов это мечты тех кто эту утку пустил.

А РФ не в состоянии строить 10-15 лодок за 10 лет? Или не в состоянии это проплатить?
 

Tigr

Модератор
Команда форума
Сообщения
25.380
Адрес
Саратов
Сегодня начался поход корабельной авианосной группы Северного флота в районы Северо-Восточной Атлантики и Средиземного моря, сообщил ИА «Би-порт» официальный представитель СФ капитан 1 ранга Вадим Серга.

В состав группы вошли тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов», большой противолодочный корабль «Адмирал Левченко», большой десантный корабль «Оленегорский горняк», суда обеспечения – спасательный буксир «Николай Чикер», танкеры «Сергей Осипов» и «Кама».

Цель похода – обеспечение военно-морского присутствия в оперативно важных районах Мирового океана, отметил Серга.

В назначенных океанских и морских районах корабли Северного флота выполнят комплекс учебно-боевых задач, отработают ряд мероприятий с кораблями других флотов ВМФ России.

«Поход предусматривает полноценную боевую учебу палубной авиации, которой предстоит действовать в различных климатических зонах», - сказал капитан 1 ранга Серга.

Особое внимание в этом дальнем походе будет уделено отработке мероприятий по реагированию на новые угрозы в морской и океанской зоне.

Поход проходит под флагом заместителя командующего Северным флотом контр-адмирала Виктора Соколова. Корабельной авианосной группой командует командир дивизии ракетных кораблей СФ контр-адмирал Сергей Жуга.

Этот поход открывает серию дальних походов кораблей Северного флота в новом учебном году. Для авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов», зачисленного в состав Северного флота в январе 1991 года, это уже седьмой дальний поход. В свой первый дальний поход в составе корабельной многоцелевой группы «Адмирал Кузнецов» вышел в декабре 1995 года.
http://www.b-port.com/news/item/120486.html
 

Atass

Модератор
Команда форума
Сообщения
16.102
Адрес
Москва
Сегодня корабельная авианосная группа (КАГ) Северного флота (СФ), возглавляемая тяжелым авианесущим крейсером (ТАВКР) «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов», начала проход через пролив Гибралтар в акваторию Средиземного моря, сообщили в пресс-службе Минобороны РФ.
Я как-то пропустил, не в курсе, какие ЛА у него в этом походе? :???:
 
Сверху