Далее, тем же обвинительным тоном:
«Эти двигатели, кстати, по словам сотрудников МАПО МИГ, только разрабатываются»
Так может, надо было какое-то старьё взамен перспективных ставить? Вот сейчас ПАК ФА тоже испытывается не с «родными» двигателями. Даём запрос «+Жилин +ПАК ФА» и убеждаемся, что Жилин почему-то не возмущается по этому поводу.
Далее он рассуждает о деньгах, которые тратятся не туда, и хотя понятие «попил бюджета» тогда ещё было не в ходу, но невольно вспоминается «правдоборец» Навальный. Далее:
«показанный в Жуковском самолет взлетит в феврале».
Так ты ж чуть выше писал, что он принципиально не может подняться в воздух! Где логика?
«Спрашивается: а зачем, если это не "СТЕЛС", а всего лишь опытный экземпляр для облета двигателей АЛ41Ф, которых еще нет».
Покрытия на нём, видите ли, нет, значит – не стелс. Тут уже в логике не откажешь
А нафига тратить деньги, за которые ты так переживаешь, на покрытие, если самолёт пока надо испытывать, а не супостата лететь бомбить? От собственных локаторов прятаться, чтоб в случае если лётчику придётся катапультироваться, его труднее найти было? Вон, серийные Ф-22 до сих пор без покрытия летают, как мы на фото видели, и ничего
Повторюсь, ехали бы лучше Жилин вместе с Навальным туда, с тамошними пильщиками бюджета разбираться
Что касается "создавался для облёта двигателей", то такую дурь мог написать только дилетант. Никто в здравом уме не создаёт новый самолёт для облёта новых же двигателей - зачем рисковать? Движки для ПАК ФА, например, преспокойно облётывались на проверенном Су-27, причём новый двигатель был только один, второй - старый, проверенный. Если что - можно и на одном домой вернуться, и посмотреть, что случилось с новым двигателем. В Сети есть фото этой летающей лаборатории. То же самое и в случае движков для МиГ-31, которые облётывались на МиГ-25. И так далее. Так что 1.44 - это один из реальных вариантов МФИ.
Слегка проболтался он в конце статьи: «будем ждать презентации другой новой российской боевой техники двадцать первого века». И далее, хоть и косноязычно:
«определенные круги в правительстве (Минфин), авиастроении буквально в штыки восприняли предложение Евгения Шапошникова о создании некоего органа, который должен управлять и контролировать деятельность авиапрома».
А потом появилась ОАК (объединённая авиастроительная корпорация), и все последующие генеральные конструкторы МиГа были почему-то (!) представителями фирмы Сухого…
Кто же такой Жилин, и кому была выгодна эта травля? Информацию о нём нашёл на сайте «Эхо Москвы». Само присутствие человека на этом сайте уже о чём-то говорит, правда? Там написано:
«обозреватель газеты Московские Новости, руководитель Центра изучения общественных прикладных проблем национальной безопасности»
Не знаю такого центра, но, как правило, такие трескучие названия любят грантоеды, работающие на деньги США, и которые как раз сейчас впали в истерику по поводу нового закона об НКО. Забиваю в Гугль запрос «Центр изучения общественных прикладных проблем национальной безопасности». Первая же строчка в выдаче - "Компроматная Информация": Жилин Александр Иванович. Досье.
Кликаю по ней. Гугль, вместо открытия страницы, пишет: «Warning - visiting this web site may harm your computer!» Что интересно, Яндекс открывает эту ссылку без проблем и предупреждений. Странно, да? Ведь он тоже сообщает о подозрительных сайтах.
Читаем. Окончил он военное училище, не написано, высшее или среднее, и по какой специальности, потом почему-то Львовский универ, и дальше пошёл по стопам военной журналистики. Отметился скандальными публикациями и телепередачами, был уволен в запас командующим ВВС РФ генерал-полковником П. Дейнекиным по статье 59, пункт "д" ("за дискредитацию звания советского офицера и по служебному несоответствию"), восстановился через суд (что-то новое в армии!) Но особенно впечатляют следующие строки:
«Был военным обозревателем Московского бюро радиостанции "Свобода". Сотрудничал с телеканалами "ОРТ", "РТР" и "НТВ", телекомпаниями ряда государств Западной Европы и США, радиостанциями BBC, "Радио России".
В декабре 1995 года был награжден премией Джеймстаунского фонда "Награда свободы". Президент фонда Уильям Геймер так объяснил выбор фонда: "Александр Жилин сделал неоценимый вклад в дело демократии и свободы слова в России. Его честность, выдающиеся качества журналиста и приверженность фактам могут служить примером для российской журналистики. Через свои журналистские исследования он разоблачает негативные элементы российской национальной безопасности. Он помогает российским гражданам понять, что должно быть сделано, чтобы превратить их страну в мирное и свободное общество". В марте 1997 года стал лауреатом премии Академии свободной прессы по номинации: "Профессиональная честность и мужество"».
Надеюсь, никому не надо объяснять, как всяческие зарубежные фонды «заботятся» о безопасности России? Ну а о честности его можете судить по статье выше.
Ху из мистер Жилин? Решайте сами. Он и сейчас присутствует и в ЖЖ, и прочих фейсбуках…
Много было и других публикаций, где кричали, что МФИ ни разу не стелс, аргументируя это тем, что он не похож на Ф-22 (ну, для некоторых США – священная корова, чего уж там), отрывались и на МиГ-29, который якобы перетяжелён (каждый может убедиться, что его весовые характеристики примерно на том же уровне, что и МиГ-23, и его прямого конкурента Ф-16, а мне, привыкшему к "Сушкам", так они все мелкими шмакодявками кажутся), и зачем лёгкому самолёту два двигателя, вменяя это конструкторам за преступление (желаю этим журналюгам, чтоб у них двигатель в полёте отказал, может тогда оценить важность второго будет проще, особенно в бою…) Хотя на ещё более маленьком МиГ-19 тоже два движка, только это журналюгам не заметно, потому, видать, в истерики и не впадают
Добавлено спустя 3 минуты:
И разрабатывался 19-й ещё при Сталине, когда халтура, мягко говоря, не поощрялась…
И ещё раз обращаю ваше внимание: любой проект, кроме тех, что КБ инициирует самостоятельно, за свои деньги, утверждается Заказчиком, в данном случае - министерством обороны. Это касается и МиГ-29, и МФИ. Те же два двигателя на МиГ-29 были оговорены Заказчиком в ТЗ, из соображений надёжности. Выходит, что критики поливают грязью не столько КБ, сколько МО СССР, хотя сами не понимают этого.
Даже сейчас страничка об МФИ в Википедии сквозит отголосками той травли:
«В связи с приходом к власти Путина в 1999 году было решено отдать приоритет разработкам КБ Сухого, а МАПО «МиГ» включить в его состав».
Ну, Путин у нас традиционно во всём виноват, хотя к власти он пришёл в новогоднюю ночь с 1999 на 2000 год…
«Мотивами, вероятно, послужили высокая заявленная цена МФИ (свыше 100 млн. долларов за единицу) и утверждения М.А. Погосяна о превосходстве С-37 над МФИ по ТТХ и возможности запуска его в серию в ближайшем будущем».
Откуда цифра в «свыше 100 мегабаксов», не поясняется, и редакторы Википедии дружно закрывают глаза на это, хотя ссылки на источники там обязательны по их же правилам. Другие источники указывают цифру в 70 миллионов, первоисточника я тоже не знаю. И главное: кто, по какому курсу и ЗАЧЕМ пересчитывал рубли в доллары? В те годы реальный рыночный курс доллара знали разве что барыги-фарцовщики, торгующие шмотками. КБ заявить цену в долларах уж точно не могло. Но даже если так: требования к самолёту вы только что читали выше, он должен был быть лучше, чем потенциальный противник, Ф-22, а тот обошелся, как мы знаем, в 411,7 мегабаксов.
Кроме того, что составляет львиную долю цены в современном истребителе? Как ни странно, это не сам самолёт («планер», как это называют авиаторы), и даже не двигатели, а так называемый «борт», бортовое оборудование в сумме. А это ведь не МиГ разрабатывает, это покупные изделия. Так что влиять на цену конструкторы КБ могли мало.
А вот дальше в Википедии похоже на правду:
«Тем не менее, новый глава КБ не был заинтересован в дальнейшей разработке чужого проекта, невзирая на неудачи собственного С-37 и высокий уровень готовности МФИ, который уже мог быть запущен в серийное производство на «Соколе». В итоге в 2002 году вышло постановление правительства о создании ПАК ФА, окончательно похоронившее и МФИ, и С-37».
Результат? ПАК ФА создан, успешно испытывается, обещает быть хорошим самолётом, но… на четверть века позже… А КБ МиГ за всё время существования под управлением представителей КБ Сухого не запустило в серию практически ничего нового, кроме совершенствования МиГ-29. Даже учебно-боевой МиГ-АТ проиграл конкурс более дорогому Як-130. Ребят, вам "учебник" нужен, или дешёвый штурмовик? Я понимаю, что для какой-нибудь Колумбии Як-130 может и идеальный штурмовик с наркомафией бороться, но нужен ли он в России?
Вопрос невольно возникает: что сделало КБ Микояна под руководством Погосяна?
Почему я сказал, что Жилин слегка проболтался, и выделил жирным часть цитаты из Википедии? Кроме тех, кто платит грантоедам, была ещё одна заинтересованная сторона: конкуренты. А именно – руководство КБ Сухого в лице тогдашнего генерального конструктора Михаила Петровича Симонова (далее – МПС). Тот, кто читал книгу лётчика-испытателя Валеpия Меницкого "Моя небесная жизнь", главу "Противостояние", знает, о чём речь. (Вроде бы неприлично отзываться о покойных плохо, но если речь идёт о людях столь высокого ранга, то из песни слова не выкинешь, простите, Михаил Петрович). Там же, в той же главе, хорошо рассказано об учебных боях между МиГ-29 и Су-27, а соображения Меницкого о соотношении лёгких и тяжёлых истребителей хорошо совпадают с тем, что рассказывал академик Георгий Сергеевич Бюшгенс: «Странно, что мы линкоров делаем больше, чем крейсеров».
Вот совпадающее со словами Меницкого мнение инженера-испытателя МиГа
http://fan-d-or.livejournal.com/ на эту тему, полученное при личном общении и публикуемое с разрешения автора:
История такова - схватившись за проваленный проект Т-10 и полностью проигрывая конкуренту, МПС стал вытаскивать Т-10 не столько переработкой техники, сколько созданием своего карманного лобби в верхушке ВВС и соответствующих отделах ЦК. С помощью этого лобби он стал очень методично и грамотно давить конкурента по всему полю - с целью перехватить госзаказы и замкнуть финансирование на себя.
Деньги удалось сохранить - и провести цикл проектирования благодаря амбициям сибиряков (СибНИА - В.З.) - поскольку тут в центре никто не должен был знать о фактически подпольной работе (если б узнали - наказали бы очень сильно за растранжиривание госсредств). Потому всё убрали с глаз долой - внутри КБ утечку удержать было несложно, а вот из науки кто-нибудь бы вякнул, если б это делалось в ЦАГИ.
...Эта грязная игра началась задолго до перестройки - с начала 80-х. Естественно, с развалом страны, потерей управления отраслью и отсутствием денег у Заказчика возможности для грязной игры многократно возросли - а созданное лобби получило возможность прорваться к власти в новом правительстве. Это оказалось смертельным для МиГа - который, между прочим, первым в отрасли перешёл к созданию холдинга и вложил немалые средства от зарубежной деятельности (ремонт и модификация МиГов в забугорье) в создание совершенно нового авиазавода на площадке в Луховицах: ещё в начале 90-х РСК МиГ сделал ставку на производство чрезвычайно востребованных ближнемагистральников, а чтоб не изобретать велосипед - взялся поставить на крыло Ту-334, который в тот период был весьма в соку по ТТХ и перспективен для рынка.
Вот под 334 и строился Луховицкий гигант - для которого было закуплено оборудование, и пока строились корпуса, оборудование в ящиках складировалось на площадках.
Если бы эти планы осуществились - то сухим была б крышка: конкурент получил бы экономическую независимость и не нуждался бы больше в госфинансировании, которое у него даже в те годы имелось, пусть и по капле.
Потому была начата беспрецедентная рейдерская атака - именно, классический рейдерский захват: сначала - дискредитация в глазах общества (для чего использовались абсолютная ложь - например, про МФИ и про бюджетное воровство), атаки через управляемое лобби в правительстве - насыл прокурорских проверок, парализующих работу по определению.
Параллельно с добыванием финансирования, МПС начал атаку на концепцию "маленьких" - мол, над ближним приводом только воевать способны. Хотя на самом деле по стратегическому раскладу МиГ был для ЗГВ оптимален - там же в Европе аэродромы на каждом перекрёстке были, автобаны мгновенно превращались в ВПП, горючка везде под рукой - а целью фронтовому истребителю ставилось прикрытие своих танков от атак штурмовиков супостата.
Но МПС купил вояк дальностью - и те стали настаивать, что такая машина жизненно необходима.
Когда Т-10С стал на крыло - началась вторая фаза: тут настойчиво проводилась мысль, что МиГ надлежит немедленно отправить в резерв и срочно перевооружить всю ВВС "правильным" сухарём - это при том, что реально Су-27 кроме пары типов ракет ВВ применять не умел, а МиГ был полноценным бойцом, не только в воздухе, но и по земле.
...была введена в оборот легенда о том, что нужен "большой" истребитель, а не "маленькие" - при том, что Т-10С ничего, кроме смутно понимаемых функций ПВО не умел.
Травля "маленьких" велась именно с прицелом на грядущий конкурс по перспективному истребителю 90-х - и 29-й намеренно из этой ниши изымался - что б увеличить шансы сухих, имевших в разработке именно "большой" самолёт. По этой причине и само ТЗ в конкурсе оказалось переразмеренным - намеренно подогнано под существующие сушки...
...Сама идея демонстрации МФИ - результат нападок на микоянов в авиатусовке! И эти нападки - многолетние - и заставили выставить практически готовую с самого начала 90-х машину пред очи политического руководства...
Первый полёт состоялся исключительно в результате гнусной травли - когда купленные журнашлюхи стали распространять легенду о "фанерном МиГе". И никакие контр-доводы не могли это мнение в тусовке развеять: "МиГ - это чёрная дыра, сосущая бюджет для распила".
Сам факт поднятия машины в тех условиях - это подвиг. Ну, допустим, движки Люльки довели до рабочего состояния сами - у них был для этого резон, поскольку это была единственная перспективная программа, и если и её закрыть - то вообще надо ложиться и умирать. А вот как рулевые машины - совершенно нового типа, для ЭДСУ - смогли уговорить закончить, это просто фантастика.
Жилинская статья - это фактически истерика от ПРОИГРАВШЕЙ раунд команды лоббистов. И цель её - давление на правительство с целью обрубить остатки финансирования по теме и тем окончательно свалить соперника на ковёр обескровленным. В предыдущем раунде повергнуть не удалось - несмотря на все инсинуации, проект оказался скорей жив, чем мёртв, и после обнародования экспериментального образца становилось ясно, что задел определённо существует, и значит, если тему перспективного истребителя финансировать - то именно её, а не бойкие обещания сухих. Вот его и попытались офанерить - зная те трудности, которые имели микояны с субподрядчиками.
Через то же лобби началось передёргивание верховного управления в фирме - генеральных стали менять, как перчатки - и все они были выходцами (и марионетками) сухих (можешь поднять интернет-архивы и убедиться в этом).
Через то же лобби, а так же и напрямую - через подкупы заказчиков - стали срываться контракты по поставке МиГ-29СМТ за бугор. Именно на этой почве сухие состыковались с Боингами - которые на тот период были изгнаны из своей страны за грязную игру против конкурентов на военных заказах (тоже отыскивается в сети).
Потеряв рынок оборонных заказов у себя, Боинг подался за океан - и ещё в 90-е отгрохал здесь ИЦ (исследовательский центр, - В.З.), собрав в него все сливки разрушенного авиапрома. Представляешь, что за шпионское гнездо было создано?! Там не надо было никого подкупать - достаточно слушать, что в курилках болтают: ведь народ, перейдя в ИЦ Боинга, не утратил связи с родными КБ и институтами
(((((
Естественно, сухие тут очень помогали Боингам - из чего и родился проект бухого, ака RRJ. Он же - SSJ. Для гарантированного успеха SSJ необходимо было прикончить Ту-334 - что и было сделано, благо, уже помешать никто и не мог.
Ну, а чем всё закончилось - мы видим сейчас: в кресле Генерального МиГа приземлился сам Погосян. Что означало окончательное подчинение конкурента.
Понятно, что теперь РСК не сделает ничего, идущего во вред сухим: противник повержен и беспомощен...
Основные проекты - истребительная "пятёрка" и регионалка полностью убиты. Это произошло ещё на переломе десятилетий - и позволило выйти на Т-50 и SSJ.
И Путин тут, как сам видишь - ну никаким боком: ему досталось в правительстве просуховское лобби уже в совершенно готовом виде, а как премьеру - ему всё равно с кем работать. Голова у него болела в те времена очень о других проблемах...
В результате изрядная часть конструкторов МиГа с голодухи 90-х подались в Китай на заработки. Надо ли говорить, что там их приняли с распростёртыми объятиями, а мы в очередной раз подарили множество ценнейших знаний опасным конкурентам? И не только в авиации, но и в космосе, и...
В Китае работала конструкторская бригада МиГ - вахтовым методом. Это, к слову, очень помогло в самые смутные годы сохранить интеллектуальный костяк ОКБ - народ выезжал в Поднебесную командой в сотню человек (конструкторской бригадой полного профиля - от общего вида до технологов) и получали там от китайцев финансирование на уровне мировых стандартов, а потом через полгода их сменяли другие.
Мой одноклассник - Лёня Сутугин [Леонид Георгиевич Сутугин - сконч. 2002, сын Зам.Генерального конструктора ОКБ им Микояна по наземной технике Георгия Сергеевича Сутугина] - в субперестроечные времена оказавшийся в кресле руководителя бригады общих видов, порассказал мне, как там было и что...
Только J-20 тут никаким боком - поскольку строили наши хлопцы "супер-семь".
Добавлено спустя 5 минут 26 секунд:
Понятно, что в подмастерьях у них ходили китайские конструктора, набиравшиеся бесценного опыта - вот они-то и сделали пресловутую квази-пятёрку (ессно, как смогли и чего поняли).
…Я вот только недавно стал врубаться, что технология рейдерства в Штатах отработана до виртуозности и расписана в книгах по бизнесу весьма детально.
Раньше я считал, что симоновские наезды на микояновцев были гениальной импровизацией - но сейчас всё больше склоняюсь к тому, что они просто-напросто взяты из литературы, которая по понятным причинам у нас была абсолютно неизвестна.
Смысл создания лобби и перехват СМИ ещё во доперестроечном СССР в том и заключался, что б создать неблагоприятный общественный фон - для микояновцев это было абсолютной неожиданностью, и они были не готовы катастрофично: до того практика подковёрной борьбы ограничивалась кабинетами и кулуарами министерств на уровне руководителей отрасли - а тут выход на широкую массу мелких чинов в ВВС и вообще вне системы (слив в общедоступную прессу сказок, о том, какие сухие хорошие и какие они гениальные, придумав то, придумав сё).
И этот мифический монстр, созданный в ментальности тусовки, непобедим по определению. Это как худая слава про деревенскую девчушку - мол, спала со всеми, все парни про то друг другу рассказывают, и ни у кого нет и тени мысли, что она ни с кем в жизни не поцеловалась, а не то, что б на сеновал забралась. Пущенная однажды в оборот ложь обрастает фантастическими подробностями в самоподдерживающемся режиме...
Вот такая версия. Разумеется, ни подтвердить, ни опровергнуть её я не берусь, за неимением фактов. К сожалению, не могу никого спросить об этом из КБ Сухого, а не предоставить слова другой стороне как-то не комильфо. Но комментарии открыты для всех, пожалуйста. И оговорюсь, что конструкторы КБ Сухого тут, разумеется, никаким боком, свою работу они делают, и делают хорошо…
При подготовке статьи мне советовали не вспоминать всю эту грязь, а то, дескать, и Микояну припомнят грязные делишки с конкуренцией. Но как тогда объяснить, почему проект МиГ МФИ закрыли? Ответ: «Причины отказа от МФИ - это его избыточность для России, как по финансовым, так и по техническим меркам». Но как же быть с ПАК ФА? Он не избыточен? О финансовых мерках уже сказала история: если надо, чтоб самолёт был лучше, чем Ф-22, то и цена его не может быть на порядок меньше 22-го. И по техническим меркам – опять же, история уже рассудила. Сравнивайте данные МФИ с ближайшими конкурентами:
МФИ Ф-22 ПАК ФА Су-35с
Нормальная взлетная масса, тонн
28 30,2 30,6 25,5
максимальная взлетная масса
35 38 37 34,5
пустой
18 19,7 18,5 19
Максимальная скорость
~2766 (2,6М) км/ч
2100 км/ч (2,0 М) (по другим данным 2600 км/ч (2,42 М)
2125—2600 км/ч (2,0—2,45 М)
2400
крейсерская скорость
М=1,6
1850 км/ч (1,78 М)
1300—2100 км/ч (1,1—2,0 М)
М=1,1
Добавлено спустя 1 минуту 50 секунд:
Как видим, вполне сравнимые характеристики. И цена ПАК ФА озвучена: «не менее 100 миллионов долларов». "...он такой здоровый не по воле конструкторов-реалистов, а по воле заболтанных просуховской пропагандой заказчиков".
Вот такая печальная история с первым советским истребителем пятого поколения…