Кадровый потенциал экономики
С конца XX века среди важнейших факторов социально-экономического развития выделяются образование и профессиональная подготовка, развитие человеческих ресурсов в целом, которое рассматривается с точки зрения обеспечения кадрового потенциала экономики. Формирование экономики, основанной на знаниях, выдвинуло принципиально новые требования к качеству человеческих ресурсов. Повышение их конкурентоспособности стало безальтернативным условием экономического роста.
По оценкам экспертов, не пройдет и 10 лет, как около 80% ныне используемых технологий и оборудования устареет. К тому времени четыре из каждых пяти работников будут иметь образование, полученное 10 лет назад. И если своевременно не включиться в систему освоения новых знаний, навыков, умений, то останешься на обочине магистрального пути развития.
В количественном плане ситуация с трудовым потенциалом в США выглядит благоприятной даже в отдаленной перспективе. Только за последние четверть века численность населения страны возросла на 30%. Несмотря на некоторое снижение темпа прироста (с 1,4% в начале 1990-х годов до 0,9% в середине текущего десятилетия и ожидаемых 0,7% к середине нынешнего столетия), число американских граждан, по официальным прогнозам, увеличится к 2041 г. до 400 млн, а в 2050 г., предположительно, составит 419,8 млн человек. Не так плох и прогноз динамики возрастного состава. Наряду с ростом доли лиц пенсионного возраста (65 лет и старше) с 12,4% до 14,5%, он предвещает (по крайней мере, до середины следующего десятилетия) увеличение числа лиц трудоспособного возраста – со 194,5 млн человек в 2005 г. до 206, 6 млн человек к 2015 г. Однако приток рабочей силы наиболее трудоспособных возрастов будет замедляться: в предстоящие 30 лет ожидается сокращение численности занятого населения в возрасте 35–44 лет [1]. Это также требует новых походов к формированию трудового потенциала.
Образование и личная конкурентоспособность
Образование и профессиональные навыки всегда рассматривались американцами как путь к успеху, повышению личного статуса. Притягательность образования обусловлена в США прежде всего его экономической значимостью. В «обществе знаний» уровень образования тем более становится ключевым фактором востребованности рабочей силы и размеров оплаты труда, о чем говорят устойчивые тенденции в этой сфере. По данным американской статистики, уровень безработицы среди лиц с дипломами колледжей и университетов в середине текущего десятилетия был почти в три раза ниже, чем среди лиц с начальным или неполным средним образованием, а трудовые доходы – более чем в три раза выше. Например, оплата труда лиц с ученой степенью составляла в среднем около 80 тыс. долл. в год, а работников, не окончивших среднюю школу, – около 18 тыс. долл., то есть разница стала более чем четырехкратной.
Рост социальной и экономической значимости образования привел к резкому росту количества студентов. Для сравнения: за 90-е годы прошлого столетия оно увеличилось на 1,5 млн. человек, а за первое пятилетие нового века – на 2,5 млн. И хотя после 2005 г. рост замедлился, к 2015 г., по прогнозу Национального центра статистики образования, численность студентов в США должна достичь 19, 5 млн. человек.
Американское образование отличается большим разнообразием сроков, программ, форм и методов обучения, ориентированного на разные группы населения. Учет высших учебных заведений осуществляется Национальным центром статистики образования по таким основным параметрам, как вузы государственные и частные, четырехгодичные и двухгодичные.
В середине нынешнего десятилетия в США насчитывалось свыше 4 тысяч вузов, 3/5 из них были частными. Частные вузы, в свою очередь, подразделяются на коммерческие (их примерно 2/3) и некоммерческие. Государственные вузы функционируют в основном на уровне штатов или муниципалитетов (до 99%). Из общего числа студентов (17,2 млн человек) на четырехгодичные вузы приходилось 62% (39% на государственные и 23% на частные), на двухгодичные – 38% (соответственно, 36% на государственные и 2% на частные).
То, что высшее образование должно становиться доступнее, в США осознали в середине 1960-х годов, когда был принят закон о финансовой поддержке высшего образования, а с начала 1970-х годов получили развитие программы помощи в получении высшего образования для выходцев из семей с ограниченным доходом.
Государственная финансовая помощь студентам может быть предоставлена в виде грантов (которые не требуется возвращать), займов (подлежащих возврату), стипендий, временной работы и некоторых других форм поддержки. Наиболее распространен грант Пелла (названный в честь его учредителя – сенатора Кл. Пелла), представляющий собой безвозмездную помощь с учетом финансового положения студента и доходов его семьи
Однако к концу XX века стали обостряться проблемы, связанные как с другими недостатками образовательной системы (качество среднего образования, слабость программ по естественным, техническим дисциплинам, так и с малой доступностью высшего образования для социально уязвимых групп населения. Именно поэтому президент Дж. Буш-старший (1989–1993 гг.) в своем первом послании Конгрессу заявил, что намерен посвятить свою деятельность образованию. Ключевыми направлениями принятой в 1991 г. «Стратегии образования: Америка 2000» стали:
- совершенствование стандартов среднего образования по математике, естествознанию, английскому языку, истории и географии как основы продолжения обучения в высшей школе;
- ужесточение системы тестирования, результаты которого должны учитываться при приеме в вуз и на работу;
- расширение финансовой поддержки успевающих учащихся, прежде всего по естественно-научным предметам.
В начале 1990-х годов в дополнение к федеральной программе грантов Пелла появились федеральная программа студенческих займов Перкинса и Дополнительная программа образовательных грантов, основным назначением которых стала помощь в получении образования наиболее бедным слоям. Руководство университетов получило право выделять дополнительные финансовые средства студентам из малообеспеченных семей.
Начавшийся в 1991 г. экономический спад перенес акцент на экономические проблемы, а внимание к образованию снова повысилось уже в период президентства У. Клинтона, когда был принят целый ряд законов, нацеленных на повышение качества и расширение доступности образования [2]. Максимальные размеры гранта Пелла, например, увеличились с 2,3 тыс. долл. (эта сумма оставалась неизменной при Дж. Буше-старшем) до 3,3 тыс.
Задача сделать к началу XXI века высшее образование столь же доступным, как и среднее, оказалась слишком амбициозной. Основные проблемы повышения качества среднего образования и доступности высшего достались в наследство президенту Дж. Бушу-младшему. Но заявленные цели вновь были отодвинуты на второй план – теперь уже событиями 11 сентября 2001 г. Тем не менее и в этот период образование не выпадало из поля зрения правящих кругов. Максимальные размеры гранта Пелла в 2008 г. возросли уже до 4,7 тыс. долл. Ассигнования на финансирование этих грантов достигли 16,4 млрд долл.
При всем том рост бюджетных отчислений на финансовую помощь студентам не успевает за удорожанием образования. По официальным данным (2007 г.), стоимость первых четырёх лет обучения в американском вузе, включая расходы на проживание, составляет свыше 100 тыс. долл. в частных университетах и колледжах и около 80 тыс. долл. в государственных.
Одной из активно обсуждаемых проблем является распределение финансовой помощи на образование, около 60% объёма которой приходится на выходцев из относительно обеспеченных слоев. Помощь получают студенты из семей с годовым доходом не только в пределах 30 тыс. долл., но и от 30 до 60 тыс. долл. и даже выше (при официально установленной черте бедности около 10 тыс. долл. в год). Лишь немногим более половины выпускников средних школ из малоимущих семей продолжают образование.
Несмотря на впечатляющие масштабы и многообразие форм и видов современного образования в США на всех «этажах» обучения, на постоянно растущую государственную поддержку, американская система отнюдь не гарантирует бесперебойной поставки специалистов требуемой квалификации на рынок труда и формирования рабочей силы, адекватной требованиям XXI века. Как отмечается в обзоре президентского проекта федерального бюджета США на 2009 г., почти две трети рабочих мест, которые будут созданы за следующее десятилетие, потребуют более высокого уровня образования, чем общее среднее – либо среднего профессионального, либо высшего и последипломного. Система подготовки кадров может утратить свою главную функцию – связующего звена между работниками и работодателями.
По официальным прогнозам, доля выпускников колледжей в американской рабочей силе будет расти, но очень медленно. В течение следующих 20 лет численность работающей молодежи не увеличится, а рост уровня квалификации будет замедляться [3]. Между тем 90% наиболее быстроразвивающихся сфер занятости в Соединенных Штатах требуют высшего образования или дополнительного профессионального обучения. Как прогнозирует Бюро статистики труда, 63% новых рабочих мест, которые возникнут в период до 2014 г., будут предназначены для работников, имеющих, как минимум, диплом бакалавра [4]. На март 2008 г. [5] доля окончивших колледж среди американцев старше 25 лет составила 35,6%, а получивших степень бакалавра – 18,9%. При этом 45% взрослого населения повышают свой уровень образования и профессионализма. Так что концепция непрерывного образования становится в США реальностью. В середине 2000-х годов только 60% студентов американских вузов относились к возрастной группе до 24 лет (возраст подавляющего большинства российского студенчества), причем 18% имели возраст 35 лет и старше.
Наряду с расширением доступности среднего, профессионального, высшего образования широкое распространение в США получили подготовка на рабочих местах, специальные производственно-учебные центры частных компаний (в том числе создаваемых более чем одной компанией) по профессиональной подготовке и переподготовке работников. Фундаментальную профессиональную подготовку – в том числе в областях растущего спроса, таких как ремонт авиатехники, информационного и других видов оборудования и т.п. – приобретают во время службы в рядах вооруженных сил.
Государство в лице служб занятости приходит на помощь в тех случаях, когда необходима его помощь как посредника между лицами, ищущими работу, и нанимателями. Но часто основным препятствием трудоустройству является низкое качество рабочей силы, ее несоответствие квалификационным требованиям. Поэтому службы занятости не ограничиваются одним лишь посредничеством, они принимают участие в подготовке рабочей силы, исходя из потребностей производства.
В 2007 г. 59% бюджета Управления занятости и профессионального обучения Министерства труда США приходилось на активную политику занятости, включая содействие трудоустройству и профессиональному обучению, а на социальную защиту безработных расходовалось 38,5% (остальное предназначалось для привлечения иностранной рабочей силы, а также на административные цели). Как было отмечено в бюджетном предложении Управления, «необходимо привести в соответствие систему инвестиций в рабочую силу с новыми экономическими реалиями» [6].
Чтобы привести трудовой потенциал в соответствие с потребностями производства, в США реализуются федеральные программы, к важнейшим из которых можно отнести: президентскую Инициативу профессиональной подготовки для быстрорастущих секторов экономики; Инициативу трудовых инноваций в региональном экономическом развитии; Программу грантов на профессиональное обучение в общественных колледжах.
Сила взаимодействия трех «Е»
В начале 2000-х годов система подготовки кадров получила новый импульс – была принята президентская Инициатива профессиональной подготовки для быстрорастущих секторов экономики. В основу документа положена «ориентация на спрос»: вложения в рабочую силу должны использоваться для приобретения работниками полезных навыков, знаний и информации, востребованных работодателями, особенно в быстро развивающихся отраслях с высоким потенциалом роста.
На Управление занятости и профессионального обучения Министерства труда возлагается задача обеспечить работодателей квалифицированными кадрами требуемых специальностей. Президентская Инициатива предполагает формирование системы, получившей название «Сила трех «Е» (Еmployment, Еducation, Еconomic development)» (занятость, образование, экономическое развитие), которая позволяет работникам повысить качество трудовой жизни, а бизнесу – конкурентоспособность на глобальном рынке. Каждое из этих «Е» умножает силу остальных и приводит к росту отдачи от вложенного капитала. Ключевой задачей становится объединение ресурсов и создание новых возможностей для работников, работодателей и для повышения национальной конкурентоспособности.
Ориентированная на спрос система инвестиций в рабочую силу призвана стать важнейшим инструментом приспособления американской экономики к вызовам глобализации, демографическим изменениям, ускорению научно-технического прогресса.
В соответствии с Инициативой, обучение должно ориентироваться на использование получаемых знаний и навыков в конкретных секторах экономики. Делается акцент на потребностях каких быстрорастущих отраслей как здравоохранение, информационные технологии и высокотехнологичная промышленность, испытывающих недостаток в квалифицированных специалистах..
Как отмечается в официальных материалах, это стратегия поворота государственной службы занятости к потребностям рынка труда через ориентацию подготовки кадров на спрос работодателей. Задача - «продемонстрировать, как общественная система подготовки кадров может выступить в качестве катализатора сотрудничества предпринимателей, деловых ассоциаций, работников, педагогов, колледжей и организаций экономического развития. Цель таких партнерств состоит в том, чтобы обеспечить эффективное удовлетворение потребности бизнеса в кадрах, а также содействовать продуктивной занятости наемной рабочей силы» [7].
Выполнение Инициативы возложено в основном на Управление занятости и профессионального обучения Министерства труда США. Особое внимание уделяется информированию о новых возможностях.
Быстрорастущие сектора экономики
В целях реализации президентской Инициативы профессиональной подготовки для быстрорастущих секторов экономики выделены четырнадцать секторов, которые соответствуют следующим критериям:
· по прогнозам, именно в них будет происходить наиболее значительное увеличение количества рабочих мест или/и их развитие вызовет существенный рост занятости в других отраслях;
· трансформация этих секторов в значительной степени связана с освоением и распространением новых технологий и инноваций, требующих наличия у работников новых знаний и навыков.
К таким секторам отнесены: прогрессивные технологии промышленного производства, аэрокосмический сектор, автомобилестроение, биотехнологии, строительство, энергетика, финансовые услуги, геопространственные технологии, здравоохранение, национальная безопасность, гостиничный бизнес, информационные технологии, розничная торговля, транспорт [8].
В 2007 г. по числу грантов лидировали: здравоохранение (24% от общего числа), сектор передовых технологий промышленного производства (21%), строительство (13%). По общему объему финансирования лидировали те же сектора, но в несколько ином порядке: 28% ассигнований приходилось на сектор прогрессивных технологий промышленного производства, 17% – на здравоохранение, 13% – на строительство.
Президентская Инициатива предусматривает:
· целевые инвестиции в развитие трудовых ресурсов и поддержку государственно-частного партнерства для формирования у работников трудовых навыков, востребованных современным производством;
· организацию взаимодействия учебных заведений с бизнесом и общественными службами занятости, благодаря которому быстро развивающиеся сектора экономики смогут удовлетворить свои потребности в профессионально подготовленных кадрах;
· расширение возможностей предпринимателей использовать систему ученичества;
· предоставление работникам благоприятных условий карьеры в быстро развивающихся отраслях [9].
Специалисты Управления занятости и профессионального обучения регулярно проводят рабочие совещания с представителями каждого из четырнадцати вышеперечисленных секторов экономики. В этих встречах принимают участие руководители компаний, союзов и ассоциаций производителей, представители государственных учреждений и некоммерческих организаций.
В секторе «прогрессивные технологии промышленного производства», например, к основным препятствиям развития отнесены неподготовленность персонала к инновационному производству, проблемы общественного имиджа, слабая динамика притока рабочей силы и формирования трудовых навыков. Предполагаемые пути решения сводятся к дополнительному обучению персонала, усовершенствованию программ профобучения и объединению программ обучения для организации цепочки подготовки кадров.
Партнером Управления занятости и профессионального обучения по реализации Инициативы в данном секторе выступают Национальная ассоциация промышленников, Национальный совет по прогрессивным промышленным технологиям.
При всем разнообразии передовых отраслей производства существует ряд свойственных им общих проблем труда и занятости, прежде всего:
· преодоление кадрового дефицита за счет привлечения молодежи, неработающих женщин, пенсионеров, инвалидов и т.д. после соответствующей подготовки, а также оптимизации миграционных потоков;
· разработка отраслевых стандартов профессионального обучения с учетом востребованности со стороны работодателей (моделей профессиональных компетенций);
· преодоление негативного общественного имиджа производства (представлений о нем как о сфере низкооплачиваемого и непрестижного труда);
· формирование у работников базовых трудовых навыков, включая те, которые необходимы для трудоустройства, в том числе на низовые должности.
Учитывая проблемы имиджа, разрабатываются и реализуются меры по улучшению общественного восприятия той или иной отрасли. В строительстве, например, предполагается разнообразная деятельность по формированию позитивного образа отрасли – в плане профессиональной подготовки, карьерного роста, безопасности производства. Эта работа проводится в разных аудиториях – среди молодежи, родителей, преподавателей и консультантов служб занятости.
Трудовые инновации: региональный аспект
Новые подходы к подготовке кадрового потенциала в США отличаются учетом спроса не только на отраслевом, профессиональном, квалификационном, но и на региональном уровне. Взаимодействие федерального правительства, региональных и местных властей, бизнеса и общественных организаций нашло выражение в Инициативе трудовых инноваций в региональном экономическом развитии, осуществляемой с ноября 2005 г. [10]
Инициатива выходит за рамки традиционных программ подготовки кадров, объединяя усилия федерального правительства, властей штатов и муниципалитетов, учебных учреждений (включая учебные заведения полного среднего образования, общественные колледжи, университеты), инвестиционных групп, фондов, различных бизнес-структур. Объявленная цель - эффективно решать проблемы, связанные с формированием квалифицированной рабочей силы, конкурентоспособной в условиях глобального рынка.
Даже обладая развитой инфраструктурой, инвестиционными и природными ресурсами, регион не сможет их эффективно использовать при отсутствии (или дефиците) необходимых трудовых ресурсов. Инициатива сфокусирована на выявлении и развитии местных талантов, повышении региональной экономической конкурентоспособности путем улучшения качества трудовых кадров и расширения возможностей для их применения [11].
По мнению разработчиков Инициативы, для развития региональной экономики требуется внимание к трем элементам:
· инфраструктуре, которая включает как традиционные составляющие (здания, автомобильные дороги, мосты и т.д.), так и «факторы XXI столетия» – широкополосные и беспроводные сети;
· инвестициям, включая венчурное финансирование, поощряющее предпринимательский риск;
· мобильной квалифицированной востребованной рабочей силе.
В феврале 2006 г. Управление занятости и профессионального обучения назвало 13 регионов, которые вошли в состав первого поколения территориальных образований, участвующих в программе: прибрежный район штата Мэн, северо-восток штата Пенсильвания, провинциальные районы штата Нью-Йорк, предгорные районы штата Северная Каролина, центр и запад штата Мичиган, север штата Индиана, большой северо-западный район штата Флорида, запад штата Алабама и восток штата Миссисипи, агломерация Канзас-Сити, метрополия Денвера, центральная и восточная части штата Монтана, а также калифорнийский инновационный коридор.
Регионы-участники получили субсидии сроком на три года. Основное назначение этих средств – поддержка экономического развития территорий. Власти регионов были приглашены к участию во всех мероприятиях программы, получили доступ к инструментам и ресурсам экономического развития.
В январе 2007 г. к программе присоединилась вторая группа территорий: .центральная и восточная части острова Пуэрто-Рико, юго-запад штата Коннектикут, север штата Нью-Джерси, долина р. Делавэр, район Аппалачей в штате Огайо, юго-восток штата Мичиган, долина р. Теннеси, юго-запад штата Индиана, южная часть штата Техас, хребет Уосатч и север штата Калифорния. После одобрения комплексного плана развития каждый регион получил дополнительные средства на трехлетний период.
Следующим этапом стало формирование третьей группы регионов, участвующих в программе. В нее включены юг штата Аризона, южная и центральная части штатов Канзас и Айдахо, центральная часть штата Кентукки, юго-восток штатов Миссисипи и Миссури, треугольник Миннесоты, центральная часть штата Нью-Джерси, район Большой Альбукерке, север штата Орегон, юго-восток штата Виржиния, район тихоокеанских гор штата Вашингтон, южная, юго-восточная и центральная части штата Висконсин.
Третье поколение регионов, участвующих в программе «Трудовые инновации в региональном экономическом развитии», отличается бóльшим разнообразием. Например, в центральных округах штата Нью-Мексико предполагается соединить усилия промышленных компаний, университетов и национальных лабораторий по созданию инновационных производств в сфере чистой энергетики и перспективных технологий. В штате Орегон планируется сделать акцент на удовлетворении спроса на квалифицированные кадры в передовых отраслях обрабатывающей промышленности и других секторах. Все 39 регионов-участников инициативы пользуются услугами менеджеров Управления занятости и профессионального обучения, а также других федеральных агентств.
В каждом регионе реализуется программа, с некоторой условностью поделенная на шесть последовательно осуществляемых шагов. Прежде всего определяются границы региональной экономики, безотносительно к существующим административным границам. Далее происходит создание лидерской группы, призванной обеспечивать площадку для принятия решений в региональной экономике. Следующий шаг – оценка активов региона, сильных и слабых сторон, возможностей и рисков (метод SWOT-анализа) На этой основе выявляется специфика регионального хозяйственного комплекса и определяются требования к стратегии его развития. Пятый шаг – разработка самой стратегии развития с определением целей и механизма их достижения. И, наконец, последним этапом работы, по мысли разработчиков Инициативы, должен быть выбор ресурсов развития из широкого диапазона источников, включая инвестиционные фонды, венчурный капитал, федеральный бюджет, бюджеты штатов и муниципалитетов [12].
Региональный аспект инноваций в сфере труда имеет принципиально важное значение. Ведь именно в регионах формируются точки роста инновационной экономики, а значит, на местные колледжи и университеты, даже в условиях высокой, по сравнению с Россией, территориальной мобильности населения, ложится основная ответственность по развитию трудового потенциала в соответствии с современными потребностями.
Государственно-частное партнерство в рамках Инициативы трудовых инноваций в региональном экономическом развитии способствует передаче технологий от университетских исследовательских центров малому и среднему бизнесу; содействует предпринимательству и занятости путем организации бизнес-инкубаторов в университетских городках; обеспечивает возможности для обучения предпринимательству и наставничества; позволяет развивать образовательные программы для взрослого населения в целях повышения квалификации и профессиональной переподготовки [13].
Наконец, говоря о подготовке трудовых кадров в США, нельзя не отметить важную роль Программы грантов на профессиональное обучение в общественных колледжах местных сообществ. Эта Программа является дополнением президентской Инициативы профессиональной подготовки рабочей силы для быстрорастущих секторов экономики. Она выдвигает на первый план работу общественных колледжей как партнеров работодателей в системе инвестиций в рабочую силу и помогает увязать местное профобучение со спросом на труд на соответствующей территории.
Общественные колледжи представляют собой важный ресурс современной американской экономики. Благодаря близости к локальным рынкам труда они способны готовить рабочую силу в интересах развития регионов. Однако многие из них, как утверждают руководители колледжей и компаний, не отвечают современным потребностям производства [14]. В частности, колледжам не хватает средств для закупок оборудования и инвентаря; они используют устаревшие учебные планы, не проводят необходимых тренингов, что отрицательно сказывается на качестве и объеме их образовательных услуг. Состояние бюджетов штатов и муниципалитетов часто не позволяет колледжам выполнять свое назначение. Чтобы стимулировать общественные колледжи и помочь им, действует специальная программа грантов на профессиональное обучение в них. В общей сложности такие гранты получили колледжи в 45 американских штатах.
Можно выделить еще несколько важных направлений работы Управления занятости и профессионального обучения – в частности, программу помощи в отраслевом урегулировании, сертификацию иностранной рабочей силы, программу «Трудовой корпус».
Программа помощи в отраслевом урегулировании была учреждена еще в соответствии с законом "О торговле" 1974 г. для помощи физическим и юридическим лицам, пострадавшим из-за неблагоприятного воздействия импорта на ту или иную отрасль американской экономики, и чрезвычайно актуальна в связи с быстрорастущим импортом товаров в США. По мнению специалистов, эта программа способна укрепить конкурентоспособность экономики США, однако должна быть скорректирована с учетом состояния региональных рынков труда и новых вызовов глобальной экономики XXI века [15].
Программа разрешений на постоянное использование иностранной рабочей силы позволяет американским предпринимателям нанимать иностранных работников, если в стране отсутствуют работники необходимых способностей и квалификации, желающие работать в данной сфере [16]. С марта 2005 г. процесс подачи заявлений на использование иностранной рабочей силы был упрощен.
Программа "Трудовой корпус", осуществляемая с 1964 г. Министерством труда, призвана содействовать общеобразовательной и профессиональной подготовке «проблемных» молодых людей в возрасте 16–24 лет. Меры в рамках этой программы также нуждаются в совершенствовании, но это уже предмет специального исследования, связанного со специфическими проблемами молодежи на рынке труда.
Трудно сказать – учитывая текущую экономическую ситуацию и предстоящие в США президентские выборы – насколько полно американцам удастся воплотить объявленные намерения в жизнь. Но проблемы образовательной и профессиональной подготовки становятся все более актуальными не только в США, и те или иные из описанных выше подходов могут оказаться полезны для их решения.