Интересная статья, а местами даже очень объективная.
РОССИЙСКИЙ ЭКСПЕРТ НАЗВАЛ ДАТУ ОЧЕРЕДНОГО ОБОСТРЕНИЯ СИТУАЦИИ В КАРАБАХЕ
«Армения ожидала наступления российских военных на Гянджу и Баку»
Несмотря на то, что с 12:00 пятого апреля по соглашению сторон операции на линии соприкосновения азербайджанских и армянских войск были остановлены, стороны постоянно нарушают её на всей линии соприкосновения войск.
Эксперты в один голос утверждают, что в ближайшее время либо начнутся интенсивные переговоры, либо будет замечена очередная эскалация на линии соприкосновения в Карабахе. Российский политический аналитик Олег Кузнецов назвал дату очередного обострения ситуации в Карабахе и утверждает, что эта дата – лучший момент для успешного наступления азербайджанской армии.
- Учитывая последнюю четырехдневную войну на линии соприкосновения в Карабахе, что реально на сегодняшний день может предложить Кремль сторонам конфликта? Каков предмет обсуждений на Ваш взгляд?
- Давайте сразу определимся в терминах, – я никогда не называл локальную наступательную операцию 2-5 апреля этого года азербайджанских войск на северо-восточной оконечности оккупированных территорий Нагорного Карабаха «войной», как об этом сегодня любят говорить в Баку. Термин «четырехдневная война», который вы использовали при формулировании своего вопроса, представляет собой явную аллюзию на «шестидневную войну» Израиля с арабским миром в июне 1967 года, закончившуюся победой еврейского государства.
Я понимаю, что Азербайджан и Израиль сегодня являются близкими военно-техническими партнерами, израильские противотанковые комплексы и БПЛА израильского производства активно и, главное, эффективно использовались военными Азербайджана во время эскалации боевой активности в начале этого месяца. В Баку сформировалось и активно действует израильское оружейное лобби, но это все равно не дает оснований считать недавние активные боестолкновения на линии фронта «четырехдневной войной» в угоду произраильской позиции. Конечно же, можно приводить множество аргументов в пользу правомерности использования этого термина, но давайте смотреть правду в глаза, – в тех боях победило оружие российского производства, находившееся в руках азербайджанских военных.
Что касается второй части вашего вопроса, на этот счет у меня существует совершенно конкретная позиция, которую я уже пару раз озвучивал. Несмотря на то, что ключи от замка нагорно-карабахского конфликта, как любят говорить сегодня об этом различные политологи, лежат в Кремле, спектр выбора альтернативы развития событий у него не так уж и велик. Воля Кремля может сводиться к выбору одного из трех сценариев, каждый из которых в будущем для России несет в себе негативный сценарий с разным количеством потенциального ущерба. Создать собственную альтернативу этим трем сценариям политический истеблишмент России сегодня объективно не в состоянии, поэтому ему в самом ближайшем будущем выбирать одно из трех зол.
Сценарий № 1. Россия обеспечивает государственный переворот в Армении, результатом которого становится отстранения «карабахского клана» Кочаряна-Саргсяна от власти с последующей активной демократизацией армянского общества и формированием в этой стране нового политического режима. Оккупированные территории при этом, естественно, возвращаются под юрисдикцию Азербайджана.
В результате этого Россия теряет свое тотальное влияние на Армению, но сохраняет стратегическое партнерство с Азербайджаном, восстанавливает на своих условиях дружественные отношения с Турцией, возвращает себе былой авторитет в мусульманских странах Центральной Азии и во всем исламском мире.
Сценарий № 2. Россия продолжает придерживаться троцкистского принципа «ни мира, ни войны» и изображает собой страуса, выпивающего вместе с кротами. В этом случае Баку получает реальные возможности готовить и с определенной периодичностью проводить в нужное ему время локальные наступательные операции наподобие той, которая имела место быть 2-5 апреля, при этом раз от раза совершенствуя боевое мастерство своих войск при проведении операций. Каждое такое очередное боестолкновение поначалу будет сопровождаться вспышками пропагандистской истерии, но по мере увеличения их числа мир к ним привыкнет и перестанет реагировать, что в конечном итоге приведет к выдавливанию армянских сил из Нагорного Карабаха.
При этом Россия полностью теряет свое влияние в Армении, переживает охлаждение отношений с Азербайджаном, поскольку основная проармянская пропагандистская истерия, как показали события последних недель, будет разворачиваться именно в российских средствах массовой информации, не восстанавливает нормальные отношения с Турцией и понижает степень своего влияния на страны Центральной Азии, имеет в перспективе распад ОДКБ.
Сценарий № 3. Россия в случае очередного обострения вооруженного конфликта в Нагорном Карабахе ввязывается в полномасштабную войну на стороне Армении, и в этом случае получает в противники не только Азербайджан, но еще Турцию, Пакистан, страны Центральной Азии при беспрецедентном усилении давления по политической и экономической линии со стороны консолидированных стран Запада. На этот сценарий развития событий как раз и рассчитывают вашингтонское политические стратеги.
В результате Армения как политическая единица на карте мира перестает существовать, Россия получает против себя объединенного противника в лице мусульманского мира, утрачивает всякое влияние на Кавказе и Центральной Азии, в результате чего превращается из глобального игрока на мировой арене в региональную державу с ядерным оружием, наподобие Франции, глобальное политическое поражение которой становится только перспективой во времени.
Я не знаю, к выбору какого сценария развития событий придут в Москве, но уверен в одном: после боев 2-5 апреля ситуация на всем Южном Кавказе кардинально изменилась, к чему Кремль оказался полностью неготовым, оттого в его действиях чувствуется тревога и суетливость. Я более чем уверен, что МИД России и Администрация президента сейчас судорожно ищут выход из геополитического тупика, в который она сами себя загнали.
- В Армении наблюдается антироссийская истерия после боестолкновений. Чего ожидала и что не получила от России Армения?
- Армения ожидала крови российских солдат на полях боев в Нагорном Карабахе и наступления российских военных на Гянджу и Баку, чтобы потом присоединить эти земли к себе и тем самым решить проблему глобальной стагфляции, в которой пребывает сегодня экономика этой страны. Ни на секунду не сомневаюсь в том, что официальный Ереван спал и видел, как российские истребители-бомбардировщики, приписанные к 102-й базе МО РФ в Гюмри, полетят бомбить позиции азербайджанских войск с той же виртуозностью, которую демонстрировали летчики ВСК России при атаках на позиции ИГИЛ в Сирии.
Вся пропаганды внутри страны была ориентирована именно на это, дескать, Россия придет, защитит и победит, а мы воспользуемся плодами победы, надо только немного подождать и потерпеть. Но ничего из этого, как мы видим, не произошло. Оттого по всей Армении мы сегодня наблюдаем антироссийскую истерию, вызванную утратой иллюзий и надежд на скорую лучшую жизнь на крови российских военных.
Армения от России одновременно получила все и не получила ничего. Я говорю «все» и под этим подразумеваю мирную передышку, за время которой армянский политический истеблишмент получает возможность своего политического и физического спасения. А под словом «ничего» я понимаю то, что Армения от России не получили ничего из того, на что так слепо надеялась. Об этом я уже сказал чуть ранее. По большому счету, Армения осталась одна на один со своими многочисленными застарелыми и заскорузлыми проблемами, которые разом пыталась решить за счет «маленькой победоносной войны» силами российского оружия, памятуя о том, что «война все спишет». Не получилось.
Бои 2-5 апреля не только разрушили все привычные для армян мифические стереотипы мировосприятия, в результате чего оказалось, что они – далеко не самые сильные, могущественные и древние, а всего лишь мелкие букашки на карте Южного Кавказа. Они почувствовали свою обреченность на новое переселение в поисках очередной «исторической родины», которую будут надеяться обрести в самое ближайшее время на российском Северном Кавказе. Истерия в армянском обществе как раз рассчитана именно на это, ее главная, но вслух неозвучиваемая цель – создать в российском обществе в отношении армян образ гонимых мучеников для подготовки их массового переселения на земли Краснодарского и Ставропольского краев и республик Северного Кавказа. Действуя методом «от противного», они, таким образом, готовят себя к интеграции в российское общество.
- Инициатива прекращения огня по признанию официального Баку исходила от самого президента Владимира Путина. Так почему же он ждал эти четыре дня?
- Будем откровенны: никто в Кремле не ожидал, что в отсутствие в стране президента Ильхама Алиева азербайджанские военные начнут наступление на армянские позиции. Поэтому, пока Ильхам Алиев был в Вашингтоне на саммите по ядерной безопасности, Владимиру Путину не с кем было вести переговоры.
Поэтому сначала в Баку по линии внешнеполитических ведомств двух стран звонил российский министр иностранных дел Сергей Лавров, а вслед за ним – министр обороны Сергей Шойгу. Владимиру Путину более суток не с кем было общаться. Не может же российский президент, на самом-то деле, вести переговоры с азербайджанским премьер- министром или главой аппарата азербайджанского президента, – это ему по статусу не положено. А отдать приказ о прекращении наступления может только верховный главнокомандующий, т.е. президент, которого в момент начала боев в стране не было. Из-за этого у азербайджанских войск и появился гандикап в несколько дней, чтобы решить все свои боевые оперативно-тактические задачи.
Одновременно надо понимать, что Владимир Путин не мог действовать на упреждение потому, что российская военная разведка откровенно «профукала» подготовку армии Азербайджана к наступательным действиям.
Я никогда и ни за что не поверю в то, что подразделения переднего края фронта, подготавливаемые для обороны, вдруг способны в одночасье перейти в контрнаступление и начать штурм укрепленного района противника. Такого не бывает в практике военного дела. Чтобы подобный успех был достигнут, надо было заранее создать и обучить штурмовые роты и батальоны, создать и скрытно сконцентрировать на участке фронта армейский спецназ для действий в горно-лесистой местности. Это требует не дней, а месяцев и даже лет подготовки. Азербайджанской армии весь подобный комплекс мероприятий удалось провести в строжайшей тайне, благодаря чему и достигнутый успех оказался столь значительным.
Продолжение статьи
http://www.vesti.az/news/289936