Картина боевых действий в столице Ливии меняется до противоположности
Мировые агентства массовой информации пытаются разобраться, насколько можно верить заявлениям ливийских повстанцев об их почти полном контроле над столицей страны. От развития событий там во многом зависит, что будет происходить на границах Ливии, в частности, с Тунисом.
Судя по всему, мировому сообществу в том, что касается Ливии, уже придется привыкать не просто к непроверенной и неточной информации, а к настоящей дезинформации. Сообщается, что из Ливии в Тунис хлынул поток беженцев. Однако съемочная группа Первого канала, только что побывавшая на пограничном переходе, не обнаружила там ни одного беженца.
Сообщалось также, что танковые силы Туниса продвинулись ближе к границе. Но ни одной единицы бронетехники корреспонденты Первого канала также не обнаружили. Однако они отмечают два момента, которые характеризуют ситуацию: журналистам нельзя работать на КПП на границе между Тунисом и Ливией, хотя раньше это было очень легко; а над ливийским пограничным постом по-прежнему развевается зеленый флаг Джамахирии.
По мнению корреспондента, это говорит о том, что пограничники выполняют приказы Муамара Каддафи, по крайней мере пока, подчеркивает корреспондент. Каддафи контролирует как минимум пограничные войска, а значит, и важную дорогу, идущую от Туниса до Триполи, то есть контролирует почти весь запад страны, - делает вывод корреспондент.
Журналистов не пускают на территорию Ливии, в Триполи, граница, по сути, сейчас закрыта. Как удалось выяснить корреспонденту Первого канала, делается это для безопасности журналистов – мол, повстанцы сейчас отступили от Триполи, они где-то около дороги, и гражданским лицам сейчас небезопасно продвигаться по этой территории.
А в последние минуты поступают сообщения, что повстанцы вошли в резиденцию Муамара Каддафи. Это выглядит как еще одна сенсация, которых, впрочем, из Триполи было в эти дни более чем достаточно – как от противников ливийского правителя, так и из его ближайшего окружения.
"Повстанцы окружили правительственный квартал Триполи", "в городе идет ожесточенный бой", "авиация НАТО наносит интенсивные удары по резиденции Каддафи"… Эти сообщения из ливийской столицы, поступающие в течение дня, теперь приходится, насколько это возможно, проверять и перепроверять. Сенсация дня минувшего — оппозиция якобы контролирует Триполи почти целиком — опровергнута сенсацией дня нынешнего, и сделал это Сейф аль-Ислам, сын Каддафи, о пленении которого вчера объявляли повстанцы.
"В НАТО использовали высокие технологии, чтобы вести против нас электронную и информационную войну и посеять в стране хаос и панику. Они рассылали ливийцам текстовые сообщения о падении режима Каддафи, заблокировав вещание нашей радиостанции. Кроме того, перебросили в Триполи морем и на автомобилях отряды бандитов. Но наш народ сумел переломить им хребет", — заявил Сейф аль-Ислам.
"Провокация!" "Подделка!" — заявляет оппозиция. Вот только аутентичность записи подтвердили журналисты. Так что подделкой и провокацией, похоже, оказались победные реляции повстанцев. "Мы хотим знать, каким образом Сейфу аль-Исламу удалось бежать. И вообще был ли он арестован? Если да, то почему сейчас на свободе? Нас водят за нос. По телевизору говорят одно. На деле — другое. Мы не знаем, чему верить", — недоумевает житель Бенгази.
Еще одну информационную бомбу взорвал пезидент ФИДЕ Кирсан Илюмжинов, который лично поговорил по телефону с Муамаром Каддафи, который, якобы, скрывается в неизвестном месте. "Он сказал: "Я не собираюсь покидать свою родину, я буду здесь сражаться". И в конце он добавил по-английски: "Thank you". Спасибо. Потом сын его взял трубку, вкратце перевел, и сказал, что долго разговаривать не будет и попозже выйдет на связь, когда будет возможно", - рассказал Илюмжинов.
В условиях, когда маховик пропаганды крутится на полную мощность, мы видим уже не реальную, а виртуальную войну. И выигрывается она — пока тоже в виртуальном пространстве.
Нашумевшие кадры: толпа под красно-черно-зелеными флагами, празднующая победу, якобы, на Зеленой площади. Мы говорим "якобы", потому что независимые сетевые журналисты сравнивают эту картинку с реальными видами центральной площади Триполи и находят несоответствия. Рассказывает Марат Мусин, корреспондент независимого Интернет-агентства, недавно вернувшийся из Ливии и бывший очевидцем многих последних событий: "За две недели до событий поступила информация, что в Катаре строятся декорации Зеленой площади города Триполи. Якобы заработал ливийский Интернет и пошли массовые вбросы этих заранее заготовленных роликов. Они построили прекрасные декорации, статисты тоже смотрелись хорошо, но тем не менее, поскольку их строили за две недели, они не учли, что там раньше росла пальма, теперь ее там нет. Не в тех местах выставили столбы освещения. Они не там стоят".
А вот слова еще одного журналиста, француза Тьерри Мейсана, известного своими "неудобными" для Запада публикациями. Сейчас он в Триполи, как сообщает его сайт, фактически под арестом у повстанцев в отеле "Риксос" — там сейчас идут бои, над гостиницей поднимается дым. Телефонной связи с журналистом нет, но вот что он пишет в электронном письме: "Кадры с Зеленой площади, которые транслировал телеканал "Аль-Джазира", не соответствуют реальности. Вот уже целую неделю, как на площади вырыты огромные котлованы для опор, на которых планируется укрепить гигантский портрет Каддафи, оплаченный ливийцем, который в ходе военной операции потерял всю свою семью, продал ферму и отдал все деньги на борьбу с врагом. Эти котлованы не видны на кадрах "Аль-Джазиры".
Представители самой "Аль-Джазиры", впрочем, настаивают, что их картинка — подлинная, и никаких декораций Зеленой площади в Катаре нет. Это понятно. Непонятно, что на самом деле происходит в Триполи.
"Характер современных войн прежде всего состоит в том, что помимо стрельбы идет массированная информационная кампания. Оппозиция пытается создать впечатление, что она вот-вот победит, а Каддафи и его сыновья пытаются это опровергнуть. Был реальный бой, конечно, не имевший характера полного захвата города. Где снимали эти восторженные толпы повстанцев — неизвестно, вполне возможно, что их и не в Триполи снимали", - поясняет ситуацию руководитель Центра международной безопасности РАН Алексей Арбатов.
Едва ли оппозиция сама рассчитала эту многоходовку. Это напоминает американскую концепцию "кибер-маневра", выдвинутую экспертами Пентагона 15 лет назад: выиграть темп на информационном поле, чтобы ошеломить и дезорганизовать противника на поле боя.
Последняя информация из Триполи — повстанцы прорвали первое кольцо обороны вокруг резиденции Каддафи. Но на видео из Триполи по-прежнему пустая панорама города и черный дым. Ни достоверных подтверждений, ни опровержений пока не поступало.
Максим Киселев, Григорий Емельянов