Инвалиды - ботаники 5:0
В украинские вузы в этом году принимали не по знаниям, а по льготам: первокурсниками стали не отличники, а липовые дети шахтеров и инвалиды, купившие справки о своих недугах за десятки тысяч долларов.
http://investigations.korrespondent.net/949230
Добавлено спустя 6 минут 33 секунды:
В украинские вузы в этом году принимали не по знаниям, а по льготам: первокурсниками стали не отличники, а липовые дети шахтеров и инвалиды, купившие справки о своих недугах за десятки тысяч долларов.
Выпускница винницкой школы Наталья Ермакова на внешнем независимом тестировании по необходимым для поступления в гуманитарные вузы предметам - истории и украинскому языку и литературе - набрала 194 и 200 баллов из 200 возможных - и успокоилась. А напрасно: теперь абитуриентка из Винницы с разочарованным видом стоит перед дверями приемной комиссии Киевского национального университета имени Тараса Шевченко (КНУ). "Все бюджетные места там заняли льготники", - с горечью передает Ермакова то, что ей ответили в комиссии, отказав в приеме в Институт филологии КНУ.
Для подстраховки абитуриентка подавала документы еще на несколько факультетов в Национальный университет Киево-Могилянская академия и Винницкий пединститут. В итоге в Могилянку она прошла. "Тестирование ввели, чтобы поступили умные дети, а вышло как всегда", - делает Ермакова неутешительный вывод из своего первого столкновения со взрослой жизнью.
Случай винницкой школьницы в этом году оказался далеко не частным. Самые популярные вузы страны оккупировала армия абитуриентов-льготников. А на экономическом факультете и в Институте журналистики КНУ их число в 1,5-2 раза превысило количество бюджетных мест. В Национальный же медицинский университет имени Богомольца льготников поступало почти в три раза больше, чем в 2008-м.
В результате обладатели преференций даже при небольшом количестве тестовых баллов смогли занять бюджетные места, оттеснив, хотя и на законных основаниях, отличников, не имеющих льгот. Последствия этого нетяжело спрогнозировать: эксперты полагают, что льготники, поступившие с довольно низким уровнем знаний, после первого же курса окажутся первыми кандидатами на отчисление за неуспеваемость.
Кроме того, новая система приема студентов, нацеленная на уничтожение взяточничества, на самом деле породила еще большую коррупцию, уверена Катерина Самойлик, депутат Верховной Рады от Компартии и секретарь парламентского Комитета по образованию. Обеспеченные родители массово ринулись покупать справки, дающие их чадам возможность поступать в любой вуз страны вне конкурса.
Самойлик утверждает, что если раньше за поступление, по ее данным, платили $ 5-10 тыс., то в этом году за справку родители выкладывали по $ 20 тыс., а то и по $ 40 тыс. "На самом деле коррупция переместилась из университетов в медицинские и прочие учреждения [выдающие документы о льготах], но никуда не исчезла", - резюмирует парламентарий.
Помимо этого вступительная кампания-2009 запомнится огромными очередями в приемные комиссии. Подобно Ермаковой многие абитуриенты, боясь провала, поступали сразу в несколько мест. Некоторые ухитрялись подать документы одновременно на 60-80 факультетов. Искусственно раздутые конкурсы не давали самим же абитуриентам возможности оценить свои шансы на поступление, а приемным комиссиям пришлось работать в режиме аврала, зарывшись в горах бумаг.
Универсальный абитуриент
"Я хотел учиться в этом вузе. Поступал на все факультеты Могилянки, кроме биологии, физики и маркетинга, потому что там не было бюджетных мест", - делится Александр Приндюк. Он рассчитывал на то, что государство оплатит его образование и поэтому вынужден был вступить в борьбу с армией льготников, метивших на те же места. Теперь Приндюк - студент факультета экономическая теория Киево-Могилянской академии.
Он штурмовал и КНУ, подав документы на самые престижные факультеты - юридический и международные отношения. В общей сложности Приндюк умудрился заявить о себе на 30 факультетах в пяти вузах. "Я просто боялся пролететь", - признается молодой человек. Теперь радость и удовлетворение написаны на его лице. Еще бы, ведь Приндюк не зря проделал такую работу.
А Дарья Хомик из Чернигова хотя и отметилась всего лишь на шести факультетах в двух вузах, в итоге тоже не прогадала, поступив на международную экономику Национального технического университета Киевский политехнический институт (КПИ).
Хомик называет систему поступления по результатам тестирования справедливой, а в качестве аргумента добавляет, что не уверена, что ее знания оценили бы по достоинству, если бы она, как это было раньше принято, сдавала экзамены в вуз.
Единственное, что шокировало Хомик, - это огромные очереди в вузовские приемные комиссии. В Киевском экономическом университете имени Вадима Гетьмана (КНЭУ) ей пришлось простоять целый день.
Алене Зайцевой, второй год работающей в приемной комиссии КНЭУ общественным наблюдателем, эта вступительная кампания запомнится надолго. По ее словам, количество подавших документы абитуриентов увеличилось в два-три раза - очереди в приемную занимали в два-три часа ночи.
Между поступающими то и дело вспыхивали скандалы. "Одна мама чуть не вырвала девочке волосы за то, что та раньше [ее ребенка] зашла в приемную комиссию", - вспоминает свои рабочие будни Зайцева.
Жарко было и в медуниверситете. Его штурмовало в два раза больше потенциальных студентов, чем в прошлые годы. Члены приемной комиссии нередко расходились по домам только за полночь.
Одолеть такое количество конкурентов можно было зачастую только при наличии заветной справки, подтверждающей ту или иную льготу. Всего было около двух десятков категорий. По закону, сиротам, инвалидам детства, чернобыльцам, а также детям погибших шахтеров достаточно было набрать по 124 балла из 200 возможных на каждом тесте, чтобы гарантированно поступить на бюджет в любой вуз страны.
Такое же право имели победители третьего этапа научно-исследовательских работ Малой академии наук и четвертого этапа Всеукраинских олимпиад. Еще одна разновидность льготников - жители горных сел и дети шахтеров - при равных с обычными абитуриентами баллах поступали в первую очередь.
Не на диктофон 40-летняя Евгения, мать сына-первокурсника КНЭУ, рассказывает, как ее приятельницы за $ 20-30 тыс. покупали детям справки о том, что они чернобыльцы или инвалиды детства. Еще одна схема - справка-запрос с предприятия ценой в $ 5 тыс. о гарантированном приеме на работу того или иного абитуриента после окончания вуза. Таких поступающих, по словам Евгении, например, в транспортном вузе зачисляют в первую очередь.
В Минобразования не отрицают возможности коррупционных схем, но уверяют, что все справки в приемных комиссиях изучали внимательно. А Ярослав Болюбаш, начальник департамента высшего образования Минобразования, признается, что его особенно удивляло, когда абитуриенты приносили справки об инвалидности, выданные за две недели до начала вступительной кампании.
Не тестом единым
Ноу-хау вступительной кампании-2009 - возможность отслеживать свои баллы на сайте информационной системы Конкурс и таким образом в любом уголке мира узнать свой рейтинг. Веб-ресурс стал чуть ли не одним из популярнейших в мире - за последние месяцы его посетили более 30 млн человек.
Правда, это новшество оказалось лишь ложкой меда в бочке дегтя абитуриентских проблем. Сергей Квит, президент Киево-Могилянской академии, считает принятую в Украине систему тестирования далекой от совершенства. "Абитуриенты сосредотачиваются на двух-трех предметах и все. Это унижает среднее образование", - полагает он и в следующем году планирует добиться у Минобразования возврата той системы, по которой принимали абитуриентов в его вузе - по могилянским тестам по всем предметам, результаты которых дополняли внешнее тестирование.
С тем, что нельзя оценивать абитуриентов лишь по баллам тестирования, полностью согласна депутат Самойлик. Для таких факультетов, как история и филология, по ее мнению, нужно вернуть экзамены в качестве альтернативы.
Народная избранница также ратует и за введение отдельного конкурса для льготников, ведь в этом году их зачисляли, как правило, с минимальными балами. Так, 40 из 89 человек, которых зачислили на юридический факультет КНУ, имеют самый низкий балл по тестам. "Поэтому многих первокурсников, принятых благодаря справкам, могут массово отчислить после первой же сессии", - прогнозирует Самойлик.
В прошлом году из 400 тыс. украинских абитуриентов 6 тыс. имели льготы. Сколько обладателей справок поступало в 2009-м, пока не подсчитали. "В 2009-м преференции получили дети шахтеров. То есть льготников было ощутимо больше", - подчеркивает Болюбаш.
И дело тут, по мнению чиновника, не в количестве льготников, а в том, что все они ринулись в самые престижные вузы, поэтому лучше подготовленные молодые люди с высокими баллами, но без льгот, не смогли пробиться. "Возможно, в следующем году каждый вуз будет зачислять лишь 10-20% льготников", - допускает вероятные перемены Болюбаш.
Александр Науменко, помощник ректора столичного медуниверситета и ответственный секретарь приемной комиссии, дожидаться новшеств не собирается, планируя активно отстаивать возобновления преференций для абитуриентов, получивших образование в специализированных школах. Мол, ученики колледжа при медуниверситете со школьной скамьи познают премудрости медицины и более полезны для украинского здравоохранения.
"В Украине не хватает 10-12 тыс. врачей. А 60% абитуриентов, подавших нам документы в этом году, параллельно поступали на экономику, право, международные отношения, - рассуждает Науменко. - Если человек идет в медицину лишь бы поступить, то вряд ли он дальше будет работать в этой сфере".
Чтобы избежать ажиотажа при сдаче документов Александр Востряков, ответственный секретарь приемной комиссии КНЭУ, предлагает ввести специальный отрывной талон с возможностью подать документы лишь на четыре-пять факультетов. Мол, этого количества более чем достаточно для испытания своих сил. Однако, по мнению Болюбаша, ограничения создадут очередную лазейку для коррупции и министерство вряд ли их одобрит.
С другой стороны, и на уменьшение категорий льготников власти тоже не пойдут. Это было бы, по мнению Квита, уж очень непопулярной мерой со стороны депутатов Верховной Рады - единственной ветви власти, которая может законодательно изменить список льготников.
Тем временем в вузах стран Западной Европы льготы при поступлении отсутствуют как таковые и единственный критерий, играющий там роль, - уровень знаний.
"Западноевропейские вузы, в отличие от украинских, работают над престижностью учебного заведения, а в Украине нет качественных университетов, которые не заинтересованы в коррупции", - выносит Квит суровую оценку своим отечественным коллегам.
Хотя он уверен, что дела украинского образования еще поправимы. Для этого надо сократить количество вузов и выполнять условия Болонского процесса, полагает он. "Тестирование - это только первый шаг к реформам. И если говорить, что с его введением мы чего-то добились, то это полный абсурд", - резюмирует президент Могилянки.
Эта статья опубликована в №30 журнала Корреспондент от 21 августа 2009 года.