Это ничто иное как уникальный перевод официального доклада ЦРУ, оригинал которого в .pdf Вы можете почитать по ссылке в конце статьи.
Лунник – советский космический аппарат, предназначенный для посадки на поверхности Луны.
Несколько лет назад Советский Союз ездил по странам с выставкой своих производственных и экономических достижений, включая промышленное оборудование, потребительские товары, а также модели электростанций и ядерных технологий. Наибольший интерес вызывали модели космических аппаратов «Спутник» и «Лунник». Разведка США смогла дважды получить расширенный доступ к «Луннику». Второй раз агенты «незаметно одолжили» его на одну ночь. Для этого потребовались слаженные действия многих людей и тесное сотрудничество между тайными и явными разведывательными структурами.
Зарубежная выставка
Советский Союз тщательно готовился к своему выставочному туру; большинство экспонатов доставлялись в конкретный город заблаговременно. Однажды, когда рабочие усердно занимались подготовкой экспонатов в выставочном зале, они получили звонок с сообщением о том, что прибыл ещё один ящик с грузом. Они, по всей видимости, не ожидали этого и понятия не имели, что было внутри, поскольку первый грузовик, который они отправили, оказался слишком мал, чтобы вместить деревянный контейнер. Тогда они решили отправить второй грузовик.
Как впоследствии выяснилось, внутри большого ящика, длина которого составляла 6,1 метров, ширина – 3,4 метров, а высота – 4,3 метра, находилась последняя модель космического аппарата «Лунник». Он был распакован и помещён на пьедестал. Видно было, что его только недавно покрасили. В носовом отсеке «Лунника» имелось три смотровых окна. Предположительно, это был макет, изготовленный специально для выставки. Советский Союз не был настолько глуп, чтобы выставлять реальную модель такого современного оборудования на всеобщее обозрение.
Или был? Некоторые американские аналитики подозревали, что да, поэтому было принято решение провести специальную операцию, чтобы проверить это. После закрытия выставки группа разведчиков получила неограниченный доступ к «Луннику» на целых 24 часа. Они обнаружили, что это была реальная модель, из которой предварительно удалили двигатель и большинство электрических и электронных компонентов. Они тщательно осмотрели «Лунник», произвели необходимые измерения, определили его структурные характеристики, оценили размер двигателя и так далее. Во время операции были сделаны несколько копий космического аппарата, однако степень их детализации и точности оказалась недостаточной для того, чтобы идентифицировать производителя или определить используемую систему. Следовательно, было принято решение провести ещё одну операцию по доступу к объекту.
Планы и проблемы
Поскольку выставка переезжала из одного города в другой, в перехваченном путевом листе был обнаружен предмет, который назывался «модель космического аппарата», чьи размеры были примерно такими же, как и у ящика с «Лунником». Эта информация была передана ЦРУ. Они планировали организовать безопасный доступ к «Луннику» сразу же после того, как он приедет в другой город.
Вскоре «Лунник» действительно появился там, где и предполагалось, и был отправлен в выставочный центр. Ситуация сложилась такая, что получить доступ к «Луннику» до открытия выставки агентам ЦРУ не удалось. Во время проведения выставки сделать это также не удалось, поскольку экспонаты охранялись 24 часа в сутки. Оставался только один вариант – получить доступ к «Луннику» после того, как он покинет выставочный центр.
Меж тем, в город прибыла группа из четырёх американских специалистов под кодовым названием «Объединенный центр заводской маркировки» (англ. Joint Factory Markings Center). Они привезли с собой специализированное фотографическое снаряжение и основные инструменты. Каждый из них в магазине купил полный комплект местной одежды. В течение недели они провели ряд встреч с агентами ЦРУ, в ходе которых определили свои возможности и требования, составили план и выяснили, какое дополнительное оборудование может им потребоваться для проведения операции. Агентам ЦРУ удалось заполучить много фотографий контейнера, в котором находился «Лунник», чтобы иметь лучшее представление о его конструкции. По фотографиям они определили, что стороны ящика были соединены между собой болтами изнутри. Единственным способом попасть внутрь была крыша, поэтому члены группы докупили лестницы, верёвки, гвоздодёры, фонарики, удлинители, ломики, набор метрических гаечных ключей, отвёртки и молотки.
После выставки экспонаты должны были сначала перевезти грузовиком от выставочного центра до железнодорожного вокзала, после чего погрузить в товарные вагоны и отправить в следующий город.
«Заимствование» «Лунника»
После окончания выставки экспонаты были упакованы и отправлены на железнодорожную станцию, где их ждал советский проверяющий. Он не имел никакой обратной связи со своими коллегами из выставочного центра. Агенты ЦРУ и группа «Объединенный центр заводской маркировки» сделали так, что «Лунник» последним покинул выставочный центр. Вслед за ним отправились две машины с агентами ЦРУ. Их задачей было определить, будет ли кто-либо сопровождать грузовик с «Лунником» до железнодорожного вокзала или нет.
Когда стало ясно, что грузовик едет без сопровождения, агенты ЦРУ остановили его на последнем повороте, набросили на ящик полотно и обезвредили водителя (его всю ночь продержали в номере отеля). Грузовик с «Лунником» и новым водителем отправился на автомобильную свалку, которая была специально арендована для этой цели. Эта свалка находилась под открытым небом, однако была огорожена сплошным деревянным забором высотой 3 метра. Окрестности свалки патрулировали автомобили с агентами ЦРУ, которые поддерживали контакт друг с другом при помощи раций.
Обстановка в районе оставалась спокойной. Это говорило о том, что советская сторона ничего не заподозрила. Проверяющий, находившийся на железнодорожном вокзале, подождал в течение некоторого времени, чтобы убедиться в том, что грузовиков больше не будет, собрал бумаги и отправился ужинать. После ужина он поднялся в свой гостиничный номер, где пробыл всю ночь под наблюдением. Члены группы «Объединенный центр заводской маркировки», одетые в местную одежду, находились в автомобиле недалеко от свалки. Когда всё оказалось под контролем, они приступили к работе. Они прибыли на свалку в 19:30, где их ждали агенты ЦРУ.
Первостепенной задачей было аккуратно снять крышу контейнера, чтобы проникнуть внутрь. Этим занялись двое из членов команды. Сделать это им удалось без особых усилий, поскольку доски ранее уже несколько раз снимали и ставили обратно, и они успели ослабнуть.
Фотографы за работой
Между тем, двое других членов группы занялись установкой фотографического оборудования и освещением. Возле каждой стороны деревянного контейнера они установили лестницы. После того как были сняты верхние доски, лестницы были установлены ещё и внутри. «Лунник» практически касался стенок ящика, поэтому члены группы не могли свободно передвигаться от одного его края к другому.
Половина команды с фотографическим оборудованием и светом залезла в ту часть ящика, где находилась носовая часть «Лунника». Они удалили одно из смотровых окон космического аппарата, сняли обувь, чтобы не оставлять следы на поверхности металла, и забрались внутрь. Они сделали пробные снимки и отправили их одной из машин, патрулирующих территорию, для обработки, чтобы быть уверенными в том, что камера работает надлежащим образом, и результаты окажутся положительными. Негативы были хорошего качества, и они продолжили свою работу.
Вторая часть команды занималась хвостовой частью «Лунника». Их задачей было получить доступ к моторному отсеку, сняв огромный колпак, прикреплённый к борту болтами с квадратными головками.
Внутри «Лунника» двигателя не было; на месте остались только монтажные кронштейны, а также топливный и окислительный баки. В передней части находился конец стержня, который держал грузоподъёмную сферу, и электрическая розетка, связанная с ним проводом. Его концы были помещены в пластмассовую коробочку с советским штампом. Чтобы освободить сферу, нужно было перерезать провод и открутить розетку.
Агенты ЦРУ заверили, что смогут сделать копию пластмассовой коробочки, штампа и проводов. Члены группы «Объединенный центр заводской маркировки» перерезали провода и передали их патрулирующим автомобилям. Пока они фотографировали все нужные детали, агенты ЦРУ сделали точную копию пластмассовой коробочки, штампа и проводов.
Возвращение к прежнему состоянию
На этом эксплуатация «Лунника» была завершена. Оставалось только привести всё в порядок и закрыть ящик. Самой сложной и щекотливой задачей оказалось вернуть на место сферу. Члены группы потратили на это почти час.
После того как всё было сделано, они дважды проверили носовую часть и моторный отсек, чтобы убедиться, что ничего не оставили там (к примеру, спички, карандаши или обрывки бумаги). Смотровое окно в носовой части было заменено, однако с некоторыми трудностями. После этого члены группы выбрались наружу, убрали лестницы и прибили доски на место. В четыре утра операция была завершена.
В пять часов пришёл водитель и перегнал грузовик в условленное место. Здесь с ящика было снято полотно, и первоначальный водитель повёз «Лунник» на железнодорожный вокзал. Советский проверяющий прибыл туда в 7 часов утра. Машина с «Лунником» уже ждала его там. Это его ничуть не удивило. После того как он выполнил свою работу, деревянный ящик с «Лунником» погрузили в товарный вагон и отправили в следующий город.
Позднее был опубликован отчёт с результатами анализа полученных данных. Они включали в себя информацию о вероятном производителе «Лунника», фабриках и заводах, поставлявших комплектующие, а также системе, которая, очевидно, использовалась и при конструировании другой советской ракетно-космической техники.
http://muz4in.net/news/sovershenno_sekretno_pokhishhenie_lunnika/2015-12-01-39759