3 июля 1988 года крейсер ВМС США Vincennes сбил пассажирский авиалайнер. Экипаж крейсера ошибочно принял Airbus за истребитель F-14, не смог с ним связаться и выпустил ракету.
Американский крейсер Vincennes 31 год назад, 3 июля 1988 года, выпустил ракету по пассажирскому авиалайнеру. На борту рейса IR655 Тегеран — Дубай находились 290 человек, в том числе 65 детей. В результате атаки все пассажиры и члены экипажа погибли.
Экипаж крейсера ошибочно принял авиалайнер Airbus A300B2-203 за иранский истребитель F-14. За полчаса до этого Vincennes вошел в территориальные воды Ирана, чтобы атаковать два ракетных катера. Они обстреляли вертолет, поднявшийся с палубы крейсера, и пытались скрыться. Убежать от американцев катерам не удалось — оба были потоплены недалеко от побережья.
После этого в воздух с опозданием поднялся рейс IR655. Он взлетел на 27 минут позже расписания и двигался в рамках воздушного коридора шириной в 35 километров. Лететь до Дубая из аэропорта города Бендер-Аббас, где рейс совершал пересадку, не больше 40 минут.
Система «Иджис», которой был оборудован американский крейсер, зафиксировала самолет. Позже иранская сторона утверждала, что «Иджис» должна была распознать Airbus A3000B2-203 как гражданский борт, так как передатчики самолета транслировали специальный код. Вашингтон эти сведения опровергает. По мнению военных США, профиль полета A300 напоминал выход в атаку истребителя F-14. По мнению руководства, иранские ВВС пытались атаковать крейсер за вход в территориальные воды Ирана.
Перед атакой моряки пытались 11 раз связаться с бортом IR655. Согласно документам американских военных, восемь раз экипаж Vincennes подавал сигналы на военных частотах, еще три раза — на частотах коммерческой авиации. Не дождавшись ответа от «самолета, похожего на F-14», капитан корабля Уильям Роджерс приказал выпустить ракету «поверхность — воздух» SM-2MR. Ракета разорвала гражданский лайнер пополам. Части фюзеляжа рухнули в воду. Спасти никого не удалось.
Крейсер Vincennes оказался в Персидском заливе не случайно. В 1988 году к завершению шла восьмилетняя война между Ираком и Ираном. Несколько лет военные обеих стран вели «танкерную войну» — топили нефтеналивные суда противника. Багдад подрывал иранские танкеры, Тегеран наносил авиаудары по танкерам Ирака и их союзников. Чтобы защитить текущую по Персидскому заливу нефть, к 1987 году США и Франция ввели в залив свои корабли.
Несмотря на скорое окончание боевых действий, ситуация в регионе была накалена. За пару месяцев до трагедии на мине подорвался американский фрегат USS Samuel B. Roberts. Вместо него прислали злосчастный Vincennes, который с помощью систем «Иджис» должен был контролировать зону у иранского берега. Усиление было продиктовано разведывательными данными, которые указывали, что Тегеран получил от Китая противокорабельные ракеты HY-1 Silkworm (лицензионную копию советской ракеты П-15М).
Два расследования
Вашингтон по окончании официального расследования заявил, что экипаж крейсера был дезориентирован из-за показаний системы «Иджис», которая указывала, что лайнер был истребителем F-14. Кроме того, аэропорт города Бендер-Аббас, откуда вылетел рейс IR655, использовался для базирования иранских ВВС.
В рапорте адмирала Уильяма Фогарти, который возглавил официальное расследование военных, говорится, что причиной ошибки стало психологическое состояние команды крейсера. Адмирал подчеркнул, что экипаж, находясь под давлением боевой обстановки, мог перепутать полетный профиль Airbus A300B2-203 и F-14. Обвинять в случившемся Фогарти никого не стал: в конце доклада адмирал указал, что команда корабля действовала в соответствии с ситуацией. Командир крейсера Роджерс позже получил награду «Легиона почета» за успешную службу с 1987-го по 1989 год.
В Тегеране не согласились с выводами американского расследования. Официальные представители Ирана назвали инцидент преднамеренной атакой и военным преступлением. Военные настаивали, что даже в случае ошибочной идентификации самолета командир крейсера должен понести ответственность за преступную халатность, в результате которой погибли почти 300 человек.
Опубликованные позже переговоры экипажа рейса IR655 показали, что три последних запроса с американского корабля достигли самолета. Однако иранские пилоты не поняли, что военные обращаются именно к ним. Они посчитали, что радиосигналы идут на другой иранский самолет, патрульный P-3 Orion, находившийся неподалеку. Расследование американцев показало, что на крейсере попросту не было необходимого оборудования для использования и перехвата гражданских частот, поэтому морякам приходилось использовать аварийную частоту. Позже на корабли ВМС США, работающих в регионе, было установлено необходимое оборудование.
Никаких извинений
Отношения между США и Ираном после инцидента осложняла не только продолжающаяся война. Изначально Вашингтон отрицал не только свою ошибку, но и присутствие Vincennes в территориальных водах Ирана. Только спустя три года после трагедии председатель Объединенного комитета начальников штабов адмирал Уильям Кроу признался, что крейсер преследовал иранские катера в территориальных водах.
В 1989 году в Международном суде ООН начались слушания по претензиям Ирана к Вашингтону. Тегеран запросил более 130 миллионов долларов в качестве компенсации. Спустя семь лет Вашингтон согласился оплатить счет. Согласно претензиям Ирана, они планировали получить 61,8 миллиона долларов за 248 погибших граждан. Еще 70 миллионов должны были пойти в счет утерянного лайнера. Несмотря на это, официальные лица США отказались публично приносить извинения за ошибку, отметив только, что сожалеют о погибших. Позже находящийся тогда на посту вице-президента Джордж Буш на встрече с лидерами Республиканской партии заявил, что не собирается «извиняться за Америку, несмотря на факты».
http://www.iarex.ru/news/67472.html?utm_referrer=https://zen.yandex.com