Бронеавтомобиль "Паккард": шквальный автоматический огонь.
Приветствую вас друзья! Шасси грузовика, автоматическая пушка в кузове, все это прикрыто листами брони - сегодня подобные машины называют ган-траками. Но таковы были первенцы наших броневых сил. И, несмотря на довольно незамысловатую конструкцию, действовали они вполне эффективно.
Как известно, в состав 1-й автомобильной пулеметной роты помимо бронемашин были включены и два небронированных 3-тонных грузовых автомобиля "Бенц" и "Олдейс", в кузовах которых были установлены 37-мм автоматические пушки системы Максима-Норденфельда. Забронировать машины помешало только отсутствие времени. Однако и без нее они показали свою эффективность в бою. Так, 21 ноября 1914 года, 4-й взвод роты под командой штабс-капитана П.В. Гурдова, вместе с "Олдейсом", получил приказание прикрыть фланг 68-ro пехотного полка 19-ro армейского корпуса, который немцы пытались обойти с фланга. Броневики прибыли вовремя, как раз когда левый фланг Бутырского полка дрогнул и подался назад. Шквальный огонь наших бронемашин заставил немцев прекратить атаку и залечь. В ходе боя огнем 37 - мм автоматической пушки было разбито несколько домов, в которых засели немцы, а также взорван передок, выезжавшей на позиции батареи противника. После того как подошел на подмогу 2-й взвод наших броневиков вместе со второй автопушкой, немцы были принуждены к отступлению.
Справа от "Маннесмана" виден один из небронированных грузовиков с 37-мм автоматической пушкой Максима
А вот выдержка из донесения командира роты, полковника А.И. Добржанского, начальнику штаба 1-й армии о бое 7 декабря 1914 года с участием одного из вооруженных грузовиков:
Только что вернулся со скорострельной пушкой командир 5-ro взвода штабс- капитан Миклашевский. Во исполнение телеграммы № 1785, получив от меня инструкции, столкнулся он с неприятелем, окоnавшимся в версте от с. Гулин по Болимовскому шоссе. Подойдя к окопам с пушкой на 1500 шагов (1050 м) , штабс- капитан Миклашевский открыл оrонъ по окопам, приютившись у стены сгоревшей хаты, под сильным ружейным огнем. Напрасно искал его луч немецкоrо прожектора. Израсходовав все свои патроны (800) на отражение двух отбитых атак противника, штабс-каnитан Миклашевский вернулся к перекрестку Папротня. Раненых нет. Докладываю, что штабс-капитан Миклашевский работал пушкою, в открытую по ставленной на платформе грузовика.
В общем эффективность самоходных 37-мм пушек Максима была, что называется, на лицо. Оставалось решить вопрос с их потенциальной уязвимостью, одев их носителей в броню.
Рисунок неизвестного автора изображающий небронированный грузовик "Олдейс" в бою у деревни Добржанково, 12 февраля 1915 года. Этот бой стал для машины последним. Пуля попавшая в бензобак воспламенила топливо, после чего кузове взорвался боекомплект. Если бы машина была защищена броней, такого бы точно не случилось
В результате был создан проект бронировки в основе которого был корпус пушечного броневика
"Маннесман-Мулаг". Заказ на изготовление машин был выдан Ижорскому заводу. В качестве базы использовались шасси четырех грузовиков: два 3-тонных "Маннесманна" с двигателем в 42 л.с. и два 3-тонных "Паккарда" с двигателем мощностью 32 л.с.
Компания Packard Motor Car была создана Джеймсом Уордом Пэкардом осенью 1900 года в городке Уоррен штата Огайо и первые два года своего существования называлась Ohio Automobile Company. Наиболее известна фирма была своими роскошными легковыми автомобилями, но в начале 1910-х годов начала и серийное производство грузовиков, которые как и легковые собратья отличались высокой надежностью и долговечностью. Первую модель грузовика TA фирма выпустила в 1905 году - это была машина грузоподъемностью 1,5 тонн с 15-сильным двухцилиндровым мотором. В 1908 году появился 3-тонный грузовик серии TD, который был снабжен четырехцилиндровым двигателем мощностью 24 л.с., трехступенчатой коробкой передач с подвижными шестернями и сдвоенной приводной цепью. В 1911 году в рекламных целях один из трехтонников с полной загрузкой совершил автопробег через всю страну с востока на запад, выехав 8 июля из Нью-Йорка и добравшись до Сан-Франциско за 46 дней, доказав надежность конструкции, чем привлек внимание потенциальных покупателей. В том числе армии США.
3-тонный грузовик "Паккард" предлагался фирмой в самых разных вариантах, в т.ч. на удлиненном шасси и с различными типами кузовов, включая цистерны
С началом Первой мировой войны фирма начала крупные поставки своих грузовиков в европейские страны. Это были в основном 3-тонные модели "ЗА", "3D" и "ЗЕ" - версии TD, но уже с четырехцилиндровым двигателем объемом 4,7 литра и мощностью 32 л.с., 3-ступенчатой коробкой передач, вместительными ящиками для шанцевого инструмента и стальными колесами с литыми шинами. В небольших объемах она выпускала также армейские 1,5- и 5-тонные машины "2В" и "5Е". В ходе Первой мировой войны американская армия приобрела 4856 грузовиков Packard, и в тот же период более 5000 штук было продано военным ведомствам России, Франции и Великобритании.
Грузовой автомобиль "Packard" на службе в русской армии
В русской армии грузовые "паккарды" считались простыми, достаточно прочными и надежными машинами, а потому имели хорошую репутацию и вошли в пятерку наиболее приобретаемых марок грузовиков, вместе с итальянским FIAT, американским White, а также французскими Renault и Вerliet. Благодаря этим качествам шасси трехтонного паккарда и было выбрано для бронировки.
Бронеавтомобили имели компоновочную схему с передним расположением
моторного отделения, центральным размещением отделения управления и кормовым расположением боевого отделения.
Основой конструкции шасси являлась коробчатая рама из швеллеров катанной стали и уголков, соединенных заклепками.
Схема шасси 3-тонного грузовика "Паккард"
Двигатель "Packard", рядный 4-цилиндровый, бензиновый карбюраторный, мощностью 32 л.с. Цилиндры расположены парами, со встроенными водяными рубашками. Охлаждение жидкостное с принудительной циркуляцией, осуществляется центробежным насосом с радиатором и ременным приводом.
Система зажигания состояла из вырабатывавшего ток магнето Packard-Eisemann и аккумуляторной батареи для резервирования и запуска с помощью специального пускового рычага.
Ступенчатая механическая трансмиссия состояла из: сцепления, трехступенчатой коробки передач (три передних и одна задняя скорости), объединенной с конической главной передачей и дифференциалом. Передача крутящего момента к задним ведущим колесам от этого объединенного агрегата
трансмиссии осуществлялась с помощью цепей Галля. Передние
управляемые односкатные и задние ведущие двускатные колеса имели
цельноформованные шины т.н. "грузоленты". Передний и задний мосты имели зависимую подвеску с продольно расположенными полуэллиптическими рессорами.
Броневой корпус собирался по традиционной для того времени системе: броневые листы крепились заклепками на каркасе из стальных уголков. Полностью бронированными, как и на "Маннесмане", были лишь отделение управления и моторный отсек. В установленном под углом лобовом листе моторного отсека имелась двустворчатая дверца для доступа воздуха к радиатору двигателя. В боевой обстановке дверца закрывалась и воздух поступал через щель внизу за передним бронелистом. В бортах моторного отсека имелись небольшие люки для обслуживания двигателя.
Бронеавтомобиль "Паккард" во дворе Ижорского завода, зима 1915 года.
За моторным отсеком располагалась отделение управления (кабина) с местами водителя (слева) и командира машины (справа). В походном положении наклонный броневой лист в верхней части кабины откидывался вверх на петлях позволяя наблюдать за местностью через большое окно. Также через открытое окно командир мог при необходимости вести огонь из пулемёта. В бою это окно, естественно, закрывалось и наблюдение велось через смотровые щели с броневыми заслонками. Для посадки и высадки экипажа в левом борту кабины имелась бронедверь, крепившаяся на наружных петлях и открывавшаяся по ходу движения броневика.
Боевое отделение было открытым сверху и в плане имело близкую к овальной форму, чтобы обеспечить свободное вращение орудийной установки со щитом. Борта защищались вертикальными броневыми листами. Орудийный расчет от пуль и осколков защищал коробчатый щит, выполненный по типу корабельного. Бронелисты имели толщину от 3,5 мм до 5 мм и были изготовлены из катанной хромоникелевой стали.
Основу вооружения бронемашины составляла
37-мм автоматическая пушка Максима-Норденфельда. Орудие устанавливалось на 57-килограмовой стальной тумбе с коробчатым броневым щитом. Подъёмный механизм орудия винтовой, поворотный механизм отсутствовал - горизонтальная наводка осуществлялась с помощью приклада. Угол наведения пушки в горизонтальной плоскости был значительным — около 300°. Возимый боекомплект составлял 1200 выстрелов. Помимо пушки машина вооружалась одним пулеметом Максима. Он не имел специальной установки и мог вести огонь из кузова или через открытый смотровой люк кабины. Каждая машина перевозила 48-киллограмовый заряд тротила, но не для самоуничтожения, как кто-то мог бы подумать для подрыва различных объектов, как то завалы, мосты, полевые укрепления и т.п.
Фронтовые будни. Размеры орудийного щита позволяли свободно укрыться за ним двум членам экипажа. Обращает на себя внимание внушительных размеров плечевой упор автоматической пушки.
К 22 марта 1915 года оба "Паккарда" прибыли в расположение 1-й автопулеметной роты. К тому моменту отдельный (5-й) пушечный взвод был расформирован, а пушечные бронемашины были распределены между четырьмя взводами. "Паккарды" попали во 2-й и 3-й взводы. Новые пушечные бронеавтомобили хорошо зарекомендовали себя в первых же боях. Так, 15 апреля 1915 года оба "Паккарда" получили задачу уничтожить опорно-наблюдательный пункт противника у деревни Бромерж в полосе 76-й пехотной дивизии. Опорник представлял собой сооружение "в форме люнета, силою на роту", прикрытое проволочными заграждениями. За опорным пунктом находилась большая скирда соломы, на которой немцы устроили наблюдательный пост:
Царя над всей местностью, находясь в непосредственной
близости к нашим окопам и в сравнительной безопасности
от oгня нашей артиллерии, лишенной возможности,
благодаря отсутствию закрытых позиций, выдвинуться
ближе трех верст к Бромержу; этот наблюдательный опорный
пункт держал весь гарнизон в течение двух месяцев
в напряженном состоянии, днем и ночью обстреливая
расположение полка и корректируя огонь своей артиллерии.
Неоднократные попытки вылазок с целью сжечь скирду оказались безуспешными и лишь привели к потерям.
После разведки, в 3 часа ночи 18 апреля 1915 года бронемашины встали на заранее выбранные позиции и открыли огонь по опорно-наблюдательному пункту и месту расположения немецкой артиллерии:
Весь бой пушек велся в расстоянии 400 саженей от противника.
Пулеметный eгo огонь был почти моментально
прекращен. Люнет разрушен, скирд сожжен, блиндаж
с ручными бомбами взорван, гарнизон перебит. От жары
сгорело даже проволочное заграждение. Выпустив 850 снарядов по всему расположению неприятеля, где поднялся сильный переполох, и обстреляв разными прицелами его тыл, не вызвав в ответ ни одного орудийного выстрела, пушки в 4 часа ночи прибыли благополучно обратно в деревню Гора.
Тогда же весной один "Паккард" (№20) получил имя "Капитан Гурдов" в честь погибшего в бою первого Георгиевского кавалера роты командира 4-го взвода штабс-капитана Павла Васильевича Гурдова, к слову человека весьма неординарного и достойного отдельного рассказа.
Броневик "Паккард" (№20) с именем "Капитан Гурдов" на борту. Над капотом виден съемный фонарь-прожектор для движения в ночное время.
С 7 по 10 июля 1915 года, 1-я автопулеметная рота оставалась на левом берегу Нарева от Сероцка до Пултуска , прикрывая переправу частей 1-гo Туркестанского корпуса и 30-й пехотной дивизии огнем своих пушек
и пулеметов, поскольку артиллерия этих частей была уже отведена
в тыл. В этих боях особенно отличился "Паккард" № 20 "Капитан Гурдов".
10 июля на переправе у деревни Хмелево экипаж боевой машины, увидев, что немцы наседают на наши отходящие части, под огнем немецкой артиллерии выехал за проволочные заграждения и огнем с дистанции 300- 500 метров отбил несколько вражеских атак. Отважные действия команды броневика позволили русским частям переправиться без потерь.
С сентября по ноябрь 1915 года рота, включая оба "Паккарда", была выведена с фронта для ремонта материальной части, который был выполнен на Коломенском машиностроительном заводе. После - возвращение на фронт, на котором наступившая позиционная война сильно поубавила поле деятельности для колесных бронемашин. В основном участие в боях свелось к коротким выездам для обстрела неприятельских позиций. В сентябре 1916 года рота была переформирована в 1-й бронедивизион и передана в подчинение 42-го армейского корпуса. Затем последовала переброска 1-го бронедивизиона в Финляндию на случай отражения высадки немецкого десанта. Летом 1917 года "Паккарды" отправились в Петроград для наведения порядка в городе.
Захваченные в тыловых мастерских Северного фронта бронемашины 1-го дивизиона: на переднем плане "Паккард", за ним пулеметный "Остин" 2-й серии и далее "Армстронг-Уитворт-Фиат", Двинск, февраль-март 1918 года.
В октябре 1917 года, практически за несколько дней до революции, 1-й бронедивизион перебросили под Двинск (ныне - Даугавпилс, Латвия), где немецкое наступление развивалось особенно стремительно. После революции и дезорганизации армии, частично разбежавшиеся экипажи и матчасть бронедивизиона так и застряли в Двинске, где весной 1918 года их и застал приход немецких войск. Оба "Паккарда" в исправном состоянии достались противнику в числе других боевых машин.
Обе бронемашины погруженные на железнодорожные платформы во время транспортировки по Германии. Как можно заметить состав вооружения уже изменен: на крышах кабин видны установленные пулеметы немецкого образца. У машины слева виден также пулемет и в кормовой части кузова.
Затрофееные машины были отправлены в Германию, где они прошли ремонт и перевооружение: 37-мм автомат Максима был заменен на 20-мм автоматическую пушку Беккера, а 7,62-мм пулемет русского образца на свой германский аналог MG.08 в количестве двух штук. Причем один пулемет получил постоянное место на крыше боевого отделения (кабины) и был оснащен защитным бронещитком, а второй был установлен в амбразуре кормового листа боевого отделения.
Броневик возглавляет колонну добровольцев в составе отделения боевых машин Кёртинга (Kokampf) в Берлине, март 1919 года
Обратно на Восточный фронт машины не вернулись, во-первых его, фронта, уже толком и не было, а во-вторых сам Второй рейх охватила революционная лихорадка, в которой для бывших русских броневиков так же нашлась "работа". В 1918-1919 гг. обе машины в составе добровольческих корпусов (т.н. "фрайкоров") участвовали в подавлении коммунистических выступлений, в том числе в самом Берлине в марте 1919 года.
Бойцы фрайкора позируют на фоне одного из Паккардов во время уличных боев в Берлине, март 1919 года
В мае -июне машины действовали в Баварии в составе добровольческого корпуса Вольфа (Freikorps Wolf) и в составе Баварского стрелкового корпуса (Bayerisches Schützenkorps) в боевых действиях, которые произошли 1-3 мая в городе Мюнхене против коммунистических войск правительства Советской Республики Бавария. Один из "Паккардов" отличился в боях на площади Штигельмайера за захват знаменитой впоследствии "Пивной Лёвенбрау", где окопались баварские советские войска. Примерно в начале 1920-х путь обеих бронемашин завершился сдачей на металлолом.
"Паккард" из добровольческого корпуса Вольфа в Мюнхене 13 мая 1919 года. Хорошо видна амбразура с пулеметом в кормовом бронелисте.
Бронеавтомобили "Паккард" явились дальнейшим развитием
первого пушечного бронеавтомобиля "Маннесман-Мулаг", опыт эксплуатации которого был учтен при строительстве новых броневиков. В отличие от "Маннесмана", "Паккарды" обладали преимуществом в основном вооружении, 37-мм автоматическая пушка на голову превосходила по скорострельности 47-мм пушку Гочкиса, а действие ее снаряда немногим уступало 47-мм гранате. Вот с пулеметным вооружением было слабовато - почему нельзя было предусмотреть установку пулеметов в лобовом листе кабины и в корме, о чем военные просили еще по опыту первого "маннесмана", чтобы не перекидывать тяжеленный пулемет туда-сюда вставая в полный рост - не ясно. Но до этого додумались немцы. К плюсам броневиков - "американцев" можно отнести лучшую подвижность и в целом большую надёжность. То, что обе машины прошли через всю войну, является тому подтверждением.
"Паккард" в составе фрайкора Вольфа вступает в Линдау, июнь 1919 года. На данном фото можно хорошо рассмотреть форму бронекорпуса боевого отделения машины
Источники: М. В. Коломиец "Броня русской армии. Бронеавтомобили и бронепоезда в Первой мировой войне", М.В. Коломиец "Русские броневики в бою. Бронечасти Первой Мировой", С. Кирилец "Бронеавтомобили Второго рейха", А.Г. Солянкин, М.В. Павлов, И.В. Павлов, И.Г. Желтов "Отечественные бронеавтомобили 1905 - 1941", "Packard Truck Catalog 1911"
https://dzen.ru/a/ZluGzjz8KXG8MFJ4