М-55 "Геофизика"
По принятой в НАТО кодификации Mystic
В своё время М-55 разрабатывался для военных и был одним из самых таинственных советских самолётов (Mystic - мистический). В настоящее время самолёт используется учёными, представляющими различные страны мира, для выполнения высотных исследований атмосферы, а также решения экологических проблем Земли.
Он использовался в различных научных экспедициях: в Бразилии, Аргентине, полёты в тропики, и экспедиции в Арктику (полёты с территории Швеции и Финляндии). Помимо участия в современных научных исследованиях стал причастен к установлению многих мировых авиационных рекордов.
Самолёт способен проводить исследования в стратосфере на высотах до 20 км., осуществляя мониторинг воздушной среды, суши, водных бассейнов, а также выступать ретранслятором для обеспечения радио- и телефонной связи. Он в состоянии находиться в исследовательском полёте на протяжении более 6 часов и нести на своём борту до 2 тонн различного рода научной аппаратуры. При этом М-55 обладаем уникальными высотными характеристиками, которые вместе с приличной грузоподъёмностью позволили сделать самолёт незаменимым при проведении разного рода исследований нижних слоев стратосферы Земли.
Ранее самолёт должен был решать задачу по ведению эффективной борьбы с разного рода высотными автоматическими дрейфующими аэростатами. Такие аэростаты, начиная с 1950-х годов, доставляли CCCР немало проблем: находясь в свободном дрейфе, они вторгались на советскую территорию и достаточно длительное время успешно вели свою шпионскую деятельность.
Борьба с такого рода аэростатами оказалась достаточно сложной: их малая скорость полёта и большая высота дрейфа существенно затрудняли их перехват с помощью имевшихся тогда на вооружении войск ПВО СССР сверхзвуковых истребителей-перехватчиков. Представляли определённую проблему и достаточно крупные размеры аэростатов-шпионов, для их гарантированного поражения требовалось повредить значительную часть поверхности аэростата. Затруднителен был и сам процесс обнаружения подобных целей, которые имели достаточно низкую отражающую поверхность.
Мясищев предложил разработать проект специального высотного самолёта, который был бы способен совершать полёты на большой высоте – до 25 км и мог нести на своём борту специальные электронно-оптические средства для обнаружения аэростатов противника, а также подвижную артиллерийскую установку для их уничтожения.
Самолёт был оснащён самым мощным на тот момент в СССР турбореактивным двигателем РД36-51, созданным в Рыбинском КБ моторостроения, а также крылом, обладающим очень большим удлинением (более 10).
К производству первой машины приступили только в 1974 году.
К концу 1978 году первый лётный экземпляр самолёта был готов. В маскировочных целях самолёт был покрашен в цвета "Аэрофлота", также он получил гражданский регистрационный номер СССР-17100.
К сожалению, первый полёт завершился трагически. 24 декабря 1978 года в условиях плохой видимости при заходе на второй круг самолёт зацепился законцовкой крыла за невидимый в условиях пурги холм. В результате авиакатастрофы погиб лётчик-испытатель Кир Чернобровкин. Испытания сначала были отложены на 3,5 года, а затем, в середине 1980-х годов, проблема разведывательных аэростатов потеряла свою актуальность, - они уже не залетали на территорию СССР. По этой причине было принято решение создать на базе М-17 высотный разведывательно-ударный комплекс. В итоге модифицированный высотный самолёт М-17РМ совершил свой первый полёт 16 августа 1988 года. Данная машина вскоре получила название М-55 "Геофизика".
В 1992 году он принял участие в "Мосаэрошоу-92".
А в ноябре 1993 года самолёт впервые вылетел за границу, в Италию, где он принял участие в европейской научной конференции по исследованию Заполярья.
Осенью 1993 года на самолёте был выполнен ряд полётов с установлением международных авиационных рекордов.
С 21 сентября по 4 октября 1993 года лётчики-испытатели В. П. Бухтояров, В. В. Васенков, О. А. Щепетков установили 16 мировых рекордов скороподъёмности и высоты.
В октябре-ноябре 1996 года в Италии были проведены контрольно-тестовые испытания всей научной аппаратуры, которая была установлена на борту самолёта М-55. Данная аппаратура была произведена в России, Италии, Швейцарии и Германии.
Первая научная экспедиция переоборудованного самолёта проходила с декабря 1996 по январь 1997 года.
Учёные были довольны привлечением к своим исследованиям М - 55. Ни один другой летательный аппарат на Земле не был способен осуществлять длительные полёты в стратосфере на высоте более 20 км., принимая при этом на борт до 2 тонн различной научной аппаратуры.
ТТХ:
Размеры: размах крыла – 37,46 м.,
длина – 22,67 м.,
высота – 4,83 м.
Площадь крыла – 131,6 кв. м.
Масса самолёта нормальная взлётная – 23 400 кг.
Тип двигателя – 2 ТРДД Д-30-10В, тягой по 9 000 кгс каждый.
Максимальная скорость – 743 км/ч.
Практическая дальность полёта – 1 315 км.
Перегоночная дальность – 5 000 км.
Практический потолок – 21 550 м.
Экипаж – 1 человек.
Источники:
Брук А.А., Удалов К.Г., Смирнов С.Г., Брезгинова Н.Г. Иллюстрированная энциклопедия самолетов В.М. Мясищева.
М., Авико-Пресс, - 2001 г.
Летные исследования и испытания. Фрагменты истории и современное состояние. Научно-технический сборник. Под ред. К.К. Васильченко и др. М., Летно-испытательный институт МАП им. Громова / Машиностроение, - 1993 г.
Летчик-испытатель ЭМЗ Эдуард Николаевич Чельцов, выполнивший первый полет на самолете Мясищев М-55