Околоавиационные вопросы

Rand0m

Активный участник
Многоцелевому истребителю Saab 37 Viggen предусмотрительные шведы разработали складной киль, самолету эксплуатируемому исключительно с сухопутных аэродромов эта опция была нужна для хранения в скальных укрытиях.
Видимо эти укрытия построили с расчетом на невысокие самолеты, например истребитель Saab 35 Draken был высотой 3,89 метра, а вот высота «Виггена» была уже 5,9 метра, поэтому киль пришлось складывать
JNJ3Fe4ZZ_o.jpg
abzeLnJMJi0.jpg
YCdCqe-DGIg.jpg
nBgTCLOCOvk.jpg
 
  • Like
Реакции: Tigr

Rand0m

Активный участник
Одна из многих концепций пассажирских самолётов с турбовентиляторными двигателями предложенная фирмой «Боинг» в конце 1970-х – начале 1980-х годов, когда такие двигатели были на пике популярности. По своему положению они находились между двухконтурными ТРД и турбовинтовыми.

Подобные моторы использовали соосные, вращающиеся в противоположные стороны вентиляторы с использованием лопастей сложной (чаще серповидной) формы. Преимуществом была топливная экономичность. Форма лопастей означала, что они могли вращаться со скоростью, близкой к скорости звука ( по сравнению со скоростью лопастей турбовинтового двигателя) и могли обеспечить самолёту большую скорость по сравнению с обычным ТВД.

Серые области на верхних поверхностях крыла могут указывать на управление ламинарным потоком посредством всасывания, как в Northrop X-21. Всё это могло бы сделать данный концепт очень экономичным, хотя и очень сложным самолётом.
cUL3qhCd4SY.jpg
 

Rand0m

Активный участник
М-55 "Геофизика"
По принятой в НАТО кодификации Mystic

В своё время М-55 разрабатывался для военных и был одним из самых таинственных советских самолётов (Mystic - мистический). В настоящее время самолёт используется учёными, представляющими различные страны мира, для выполнения высотных исследований атмосферы, а также решения экологических проблем Земли.
Он использовался в различных научных экспедициях: в Бразилии, Аргентине, полёты в тропики, и экспедиции в Арктику (полёты с территории Швеции и Финляндии). Помимо участия в современных научных исследованиях стал причастен к установлению многих мировых авиационных рекордов.

Самолёт способен проводить исследования в стратосфере на высотах до 20 км., осуществляя мониторинг воздушной среды, суши, водных бассейнов, а также выступать ретранслятором для обеспечения радио- и телефонной связи. Он в состоянии находиться в исследовательском полёте на протяжении более 6 часов и нести на своём борту до 2 тонн различного рода научной аппаратуры. При этом М-55 обладаем уникальными высотными характеристиками, которые вместе с приличной грузоподъёмностью позволили сделать самолёт незаменимым при проведении разного рода исследований нижних слоев стратосферы Земли.

Ранее самолёт должен был решать задачу по ведению эффективной борьбы с разного рода высотными автоматическими дрейфующими аэростатами. Такие аэростаты, начиная с 1950-х годов, доставляли CCCР немало проблем: находясь в свободном дрейфе, они вторгались на советскую территорию и достаточно длительное время успешно вели свою шпионскую деятельность.
Борьба с такого рода аэростатами оказалась достаточно сложной: их малая скорость полёта и большая высота дрейфа существенно затрудняли их перехват с помощью имевшихся тогда на вооружении войск ПВО СССР сверхзвуковых истребителей-перехватчиков. Представляли определённую проблему и достаточно крупные размеры аэростатов-шпионов, для их гарантированного поражения требовалось повредить значительную часть поверхности аэростата. Затруднителен был и сам процесс обнаружения подобных целей, которые имели достаточно низкую отражающую поверхность.

Мясищев предложил разработать проект специального высотного самолёта, который был бы способен совершать полёты на большой высоте – до 25 км и мог нести на своём борту специальные электронно-оптические средства для обнаружения аэростатов противника, а также подвижную артиллерийскую установку для их уничтожения.
Самолёт был оснащён самым мощным на тот момент в СССР турбореактивным двигателем РД36-51, созданным в Рыбинском КБ моторостроения, а также крылом, обладающим очень большим удлинением (более 10).

К производству первой машины приступили только в 1974 году.
К концу 1978 году первый лётный экземпляр самолёта был готов. В маскировочных целях самолёт был покрашен в цвета "Аэрофлота", также он получил гражданский регистрационный номер СССР-17100.
К сожалению, первый полёт завершился трагически. 24 декабря 1978 года в условиях плохой видимости при заходе на второй круг самолёт зацепился законцовкой крыла за невидимый в условиях пурги холм. В результате авиакатастрофы погиб лётчик-испытатель Кир Чернобровкин. Испытания сначала были отложены на 3,5 года, а затем, в середине 1980-х годов, проблема разведывательных аэростатов потеряла свою актуальность, - они уже не залетали на территорию СССР. По этой причине было принято решение создать на базе М-17 высотный разведывательно-ударный комплекс. В итоге модифицированный высотный самолёт М-17РМ совершил свой первый полёт 16 августа 1988 года. Данная машина вскоре получила название М-55 "Геофизика".

В 1992 году он принял участие в "Мосаэрошоу-92".
А в ноябре 1993 года самолёт впервые вылетел за границу, в Италию, где он принял участие в европейской научной конференции по исследованию Заполярья.
Осенью 1993 года на самолёте был выполнен ряд полётов с установлением международных авиационных рекордов.
С 21 сентября по 4 октября 1993 года лётчики-испытатели В. П. Бухтояров, В. В. Васенков, О. А. Щепетков установили 16 мировых рекордов скороподъёмности и высоты.
В октябре-ноябре 1996 года в Италии были проведены контрольно-тестовые испытания всей научной аппаратуры, которая была установлена на борту самолёта М-55. Данная аппаратура была произведена в России, Италии, Швейцарии и Германии.
Первая научная экспедиция переоборудованного самолёта проходила с декабря 1996 по январь 1997 года.
Учёные были довольны привлечением к своим исследованиям М - 55. Ни один другой летательный аппарат на Земле не был способен осуществлять длительные полёты в стратосфере на высоте более 20 км., принимая при этом на борт до 2 тонн различной научной аппаратуры.

ТТХ:
Размеры: размах крыла – 37,46 м.,
длина – 22,67 м.,
высота – 4,83 м.
Площадь крыла – 131,6 кв. м.
Масса самолёта нормальная взлётная – 23 400 кг.
Тип двигателя – 2 ТРДД Д-30-10В, тягой по 9 000 кгс каждый.
Максимальная скорость – 743 км/ч.
Практическая дальность полёта – 1 315 км.
Перегоночная дальность – 5 000 км.
Практический потолок – 21 550 м.
Экипаж – 1 человек.

Источники:

Брук А.А., Удалов К.Г., Смирнов С.Г., Брезгинова Н.Г. Иллюстрированная энциклопедия самолетов В.М. Мясищева.
М., Авико-Пресс, - 2001 г.
Летные исследования и испытания. Фрагменты истории и современное состояние. Научно-технический сборник. Под ред. К.К. Васильченко и др. М., Летно-испытательный институт МАП им. Громова / Машиностроение, - 1993 г.
7sPBeW4ajOE.jpg
8Hmfdk-KgqQ.jpg
XohNQwJ-9P8.jpg
iSCidIpdtZY.jpg
spwOFGhnnfY.jpg
i3YE-TzmryA.jpg


Летчик-испытатель ЭМЗ Эдуард Николаевич Чельцов, выполнивший первый полет на самолете Мясищев М-55
g8Sk2jmKq6Q.jpg
vs61az9O3YI.jpg
 

Rand0m

Активный участник
07 апреля 1959 года состоялся первый полёт летающей лаборатории НМ-1, созданной для отработки конструктивных решений по стратегическому сверхзвуковому разведчику РСР конструкции Павла Владимировича Цыбина. Поднял машину в небо лётчик-испытатель Султан Амет-Хан.

П. Цыбин в 1954 году выступил с инициативой о создании трёхмахового бомбардировщика с дальностью полёта 14 тыс. км и высотой полёта до 30 км. Правительство заинтересовалось проектом, не обращая внимания на его экстравагантность – боевая часть массой почти в тонну должна была за 50 км от цели отделиться от носителя, став крылатой ракетой, а носитель, лишившись хвостового оперения, должен был вернуться на базу в конфигурации "утка" с передним горизонтальным оперением. Технические проблемы оказались непреодолимыми, и возник проект РС, которые первые 3-4 тыс. км должен был преодолевать под носителем Ту-95Н. Но и этот вариант не получил развития: в августе 1956 года была сделана ставка на разведчик с двумя двигателями Д-21, который должен был проводить разведку на удалении до 1,7 тыс. км, достигая скорости 2,7 тыс. км/час.

Отработать конструктивные решения нужно было в полёте. В 1956 году была начата разработка #НМ1, ставшего упрощённым вариантом #РСР. Одно из упрощений – использование двух двигателей АМ-5, с которыми самолёт априори не мог достичь сверхзвуковой скорости. В такой конфигурации НМ-1 выполнил 32 полёта, показав приемлемые характеристики устойчивости и управляемости. Проект, так и не дождавшись двигателей Д-21, переориентировали на пару Р-11Ф, срок его создания перенесли на 1960 год. Самолёт обещал быть предельно лёгким, скоростным. Правительство приняло решение заложить опытную партию на заводе в Улан-Удэ. В сентябре 1960 года опытный РСР поступил на лётно-испытательную станцию. Но разгром ряда авиастроительных КБ привёл к тому, что РСР так и не взлетел, полёты НМ-1 были прекращены, а конструкторы ОКБ-256, включая П. Цыбина, перешли в подчинение Министерства среднего машиностроения.
fju586h77tg.jpg
PzvVg17UC-g.jpg
48CifyvIYNk.jpg
 

Витасей

Активный участник
Сообщения
1.054
Адрес
Минск
А сколько по времени может занять востановление такого повреждения? Оно же по сути локальное, вряд ли долго.
IMG_20231015_112733_172.jpgIMG_20231015_112733_201.jpgIMG_20231015_112733_301.jpg
С телефона коряво вставилось, выровнять не могу :(
Это впп аэропорта сирийского Алеппо после крайних ударов Израиля, если что.
 

Brice

Активный участник
Сообщения
6.459
Адрес
Чебоксары
А сколько по времени может занять востановление такого повреждения? Оно же по сути локальное, вряд ли долго.
Посмотреть вложение 35791Посмотреть вложение 35790Посмотреть вложение 35789
С телефона коряво вставилось, выровнять не могу :(
Это впп аэропорта сирийского Алеппо после крайних ударов Израиля, если что.
Пока миксер с бетоном подадут. Пока бетонщики кофе попьют. К обеду управятся.)))
 

Витасей

Активный участник
Сообщения
1.054
Адрес
Минск
Пока миксер с бетоном подадут. Пока бетонщики кофе попьют. К обеду управятся.)))
Ну... он же еще застыть должен? Залить то понятно, я просто плохо представляю сроки его высыхания до готовности к эксплуатации. Там несколько кубов войдет. День-два? Больше/меньше?
 

Brice

Активный участник
Сообщения
6.459
Адрес
Чебоксары
Ну... он же еще застыть должен? Залить то понятно, я просто плохо представляю сроки его высыхания до готовности к эксплуатации. Там несколько кубов войдет. День-два? Больше/меньше?
За сутки 80% прочности наберет. Весь объем бетоном заливать и не нужно. Песок, щебень и 30 см бетона с арматурой.
 
Сверху