Я расскажу некоторые факты о тяжёлой осадной мортире "Karl" Gerat 040, одна из моделей которой нанесла самый первый удар по Брестской Крепости, и ознаменовала нападение фашисткой Германии на СССР.
Если уж говорить о гусеничном безумии, нельзя не упомянуть Германские мастодонты под общим названием Karl. Довольно примечательная техника, тем более использовавшаяся в боевых действиях.
Официальное название Karlgerat или Gerat 040, Gerat 041 (Изделие 040, Изделие 041),в зависимости от модификации. Изготовлено 6 образцов: Adam, Eva, Thor, Odin, Loki, Ziu (последние четыре имени принадлежат богам древнегерманской мифологии).
В 1926-33гг. волна "миномётомании" захлестнула и Германию, которая была связана ограничениями Версальского соглашения и не могла открыто строить мощные дальнобойные артиллерийские орудия. Работа же над миномётами велась во всех артиллерийских КБ, и если открыто изготавливали и испытывали только образцы малых и средних калибров, то в глубокой тайне велись работы и над куда более мощными системами.
С приходом к власти нацистов и началом вормирования вермахта, Управление вооружений сухопутных войск с подачи Гитлера выдало заказы всем артиллерийским КБ на сверхмощное орудие, способное одним попаданием вывести из строя железобетонную огневую точку с толщиной стенок более 900 мм. В 1934г. к этой работе подключилась фирма "Рейнметалл Борзиг".
Проведённые расчёты показали, что при приемлемом пороховом заряде, обеспечивающим нормальную отдачу и должный ресурс ствола, снаряд калибром 600 мм. и массой до 4000 кг. может быть разогнан до скорости 100-110 м/с, при этом дальность его полёта составит около 1000 м. Это были очень обнадёживающие данные и в 1935г. эскизный проект такого миномёта был выполнен. Поскольку в его создании использовались идеи Карла Беккера, миномёт получил имя "Карл".
Эта метательная машина несла фирменный индекс Gerat 040 и после заключения договора с Управлением вооружений начала создаваться. Через год после этого опытный образец миномёта был изготовлен и испытан на артиллерийском полигоне, правда его характеристики отличались от первоначальных. Так в угоду дальнобойности в жертву была принесена масса снаряда, которая была снижена до 2000 кг., но несмотря на это, масса самого миномёта оказалась около 54,5 т. Результаты пробных стрельб поражали и восхещали.
Дальнейшими помыслами проектировщиков стали необходимость увеличения дальнобойности и придание всей системе приемлимой мобильности на поле боя. Первую задачу можно было решить только увеличением длины ствола, но это требовалось делать осторожно, так как все эти меры неизменно приводили к резкому росту массы артсистемы, что напрочь исключало бы её доставку. Тем не менее, в ходе модернизации за счёт увеличения длыны ствола до 5108 мм. удалось, не снижая массы снаряда, поднять дальнобойность до 4000 м., но это был уже предел.
Для увеличения мобильности миномёта его следовало установить на самодвижущуюся платформу, желательно имеющую частичное бронирование для защиты многочисленного расчёта от пуль и осколков. Эта платформа получила на фирме условное наименование "повозка гномов". К концу 1937г. экспериментальный
образец самоходного лафета был готов. Оснащённый артиллерийской частью, он весил 124 т.
Лафет оснастили двигателем "Даймлер-Бенц" МВ 503, аналогичный устанавливаему на ТОРПЕДНЫХ КАТЕРАХ. Путём модернизации его мощность была понижена до 580 л.с. при этом экономичность и ресурс улучшелись.
Однако шасси не решало проблем подвижности, так как могло перемещаться своим ходом на небольшие расстояния с маленькой скоростью. Для транспортировки по железной дороге ему требовалось другое колосальное сооружение из двух большегрузных транспортёров, между которыми на гидравлических домкратах вывешивался сам миномёт. А при транспортировке по дорогам он разбирался на несколько частей и перевозился на четырёх трейлерах. Корпус с ходовой частью устанавливался на шестиосную, а откатный и зарядный механизмы, ствол с казенной частью и лафет - на три четырёхосных платформы. Они буксировались тягачом или специальным грузовиком.
Проблему перевозки боекомплекта обеспечивали транспортёры боеприпасов на шасси Pz IV с кранами (всего изготовили 13 штук), по два на баттарею. Каждый перевозил по четыре снаряда и заряды к ним.
Изготовление опытного образца затянулось и он появился в 1940г. В ноябре миномёт, получивший имя "Адам", поступил на испытания, продемонстрировавшие недостатки его ходовой части, которая состояла из 8-ми опорных катков на борт.
В дальнейшем ходовая часть была переработана и имела уже по 11 катков на борт. Весной 1941г. вышли из цехов три последующие монстра - Ева, Тор и Один, после чего все они были сведены в 833 дивизион тяжелых мортир, состоявший из двух батарей по два орудия в каждой.
Боевое применение первой батареи 600 мм. миномётов имело место 23 - 24 июня 1941г., когда Адам и Ева вели огонь по Брестской крепости. Следует заметить, что огонь вёл только Адам, выпустив 16 снарядов, а Ева молчала, так как при первом выстреле снаряд застрял в её стволе и она вышла из строя.
Осенью 1941г. орудия вернулись в Германию и должны были подвергнуться ремонту и переоборудованию. Однако ввиду загрузки заводов Рейнметалл выполнением более важных заказов по созданию других артсистем, работы над Адамом и Евой были отложены, более чем на год.
Вторая батарея, в составе Тора и Одина, приняла участие в осаде Севастополя, ведя огонь по батарее №30. За время осады ими было выпущено 197 снарядов и ствол Тора был приведён в негодное состояние. После осады эти орудия были также отправлены в ремонт.
Во время ремонта Тор получил новый ствол калибра 540 мм. и соответственно стал обозначаться Gerat 041. Летом 1944г. Тор переместился в район Парижа, где был сильно повреждён авиацией союзников, после чего подорван собственным расчётом и в виде обломков попал в руки янки.
Следующие два орудия, получившие имена Локи и Циу были готовы в конце 1941г. Причём Локи сразу по изготовлению была оснащена новым стволом калибра 540 мм. и стала таким образом первым дальнобойным миномётом, получившим название - Изделие 041. Эта версия Карла могла послать 540 мм. снаряд массой 1580 кг. на расстояние до 10000 м. и считалась более перспективной.
Циу вошла в состав 638 тяжелой батареи и в августе 1944г. вела обстрел восставшей Варшавы.
Последняя артсистема, строящаяся в комплекте со стволом 540 мм., получившая имя Fenrir так и не была достроена.
Также следует обратить внимание, что в конце войны Адам и Ева были переименованы в Baldur и Wotan соответственно.
Следует вспомнить, что янки в 1945г. захватили Ватан (Ева) и Локи. Что они с ними сделали история умалчивает, но у этих разгильдяев не сохраналось до наших дней ни одного монстра.
Советские войска захватили в конце войны два орудия из которых до наших дней дожило одно, которое экспонируется в Кубинке, но к сожалению, без двигателя (отдали для изучения на завод № 100).Вот с ним и произошла мистическая история.
Захватили установку на полигоне в Кумерсдорфе переправили в Кубинку, на передней части установки имелась, согласно описанию, римская цифра VI, что означало - шестой порядковый номер по-изготовлении, исходя из описаний вполне логично предположить, что это Циу, которая обстреливала Варшаву. Вот так и думали сотрудники музея, пока не пришли энтузиасты решившие перекрасить агрегат в свой естественный цвет, для чего решили очистить от тонны слоёв краски (нанесённой в послевоенные годы) самоходку и докопаться до натурального колора. Вот тутова они и обнаружили на стреляющей части надпись "ADAM". Получается - хрень, Адам имел старую ходовую часть, в музее - новая. Пораскинув мозгами энтузиасты стали выдвигать разные версии, из которых одна боле-менее похожа на истину. В конце 1944г. изготовители Карлов провели следующую модернизацию: они установили стреляющую часть № I от Адама на ходовую часть № VI от Циу, получив таким образом действующий образец в сжатые сроки, отсюда и расхождения с номерами шасси и орудия.
Тактико технические данные: Gerat 040 (Gerat 041)
Экипаж - 12 - 18человек
Длина - 11150 (11370)мм/ Ширина - 3160 (3160)мм/ Высота - 4780 (4780)мм/ Клиренс - 350 (350)мм.
Боевой вес - 124000 (126350)кг/ Вес ствола - 28400 (?)кг/ Вес лафета - 62340 (62340)кг.
Бронирование - 15мм
Вооружение:
Калибр - 600 (540)мм/ Длини ствола - 5089 (5940)мм
Масса снаряда - 2000 (1580)кг
Начальная скорость снаряда - 243 (?)м/с
Угол возвышения орудия - 0 - 70 (0 - 70)градусов
Горизонтальный угол стрельбы - плюс/минус 4 (плюс/минус 4)градуса
Двигатель:
Даймлер-Бенц МВ 503/ 12 цилиндровый
Мощность - 580л.с. при 1850об/мин
Коробка передач - 4 вперёд/1 назад
Ширина гусеници - 500мм/ Ширина колеи - 2650мм
Максимальная скорость - 7 - 10км/ч
Запас топлива - 1200 литров
Запас хода - 38 - 45км
А вот и фотографии этого "чуда":
Очень редкая фотография! "Ziu" в момент стрельбы.
"Тhor" после замены ствола на 540-мм.
Подготовка орудия к стрельбе. По-видимому, это "Eva" или "Adam". Хорошо виден зарядный грузовик.
"Karl" в чистом поле.
Хорошо виден процесс заряжания "Тора".
"Карл", вид сзади.